Айнам Хоккайдо не разрешили ловить кету в реках

19 апреля , 18:58Общество
Фото: архив sakh.online

В Японии айнам отказали в их законном праве добывать лосось в местных реках, тем самым попирая права аборигенов Хоккайдо. Об этом сообщается в сегодняшней статье в издании «Хоккайдо симбун».

В четверг, 18 апреля, в городе Саппоро, столице губернаторства Хоккайдо, состоялось заседание окружного суда, на котором рассматривался иск местной организаций айнов Raporo Ainu Nation о признании за коренными народами острова права на традиционный лов кеты в реках Хоккайдо. Требование истцов было отклонено «ввиду отсутствия повода для иска».

«Я недоволен решением суда!», — прокомментировал и. о. председателя Raporo Ainu Nation Сасима Масахиро.

«Мы продолжим судебную тяжбу. Нынешнее решение суда не изменит нашего настроя. Отклонить требование истцов, основывающееся на том, что права аборигенов утверждены правовым обычаем и международным правом, и признать задним числом настойчивую позицию государства и губернаторства, что „законных оснований нет“, — таково наше правосудие», — негодует автор статьи.

В Новом законе о правах айнах, принятом в 1997 году, черным по белому написано, что айны являются коренным народом севера Японии. При этом, по факту права аборигенов не соблюдаются. Нынешнее решение окружного суда Саппоро отчетливо обнажило проблемы японского общества, не способного гарантировать законное соблюдение прав аборигенов, которые с началом колонизации Хоккайдо японскими властями [вторая половина 19-го века. — Прим. ред.], лишались своих прав на землю, природные ресурсы и политическое самоопределение, говорится в статье.

— Права аборигенов — это то, что изначально имел айнский народ, однако в настоящее время фактически айны лишены этих прав, — отмечает почетный профессор токийского университета Уэмура Хидэаки, специализирующийся на международном праве в области прав человека. — Права аборигенов — это то, чем нужно заняться в первую очередь, когда проводишь политику в отношении коренных народов. В современной Японии работа с малочисленными коренными народами ведется, да, но решение вопроса о правах аборигенов отложили в долгий ящик.

По мнению профессора Уэмура, государство и префектура, по сути, отказали айнам в возможности возродить традиционную добычу лосося в реках Хоккайдо, чем испокон веков занимались их предки.

Как известно, айны на протяжении многих столетий проживали на территории Японии, Сахалина, Курильских островов, на юге Камчатского полуострова и в низовьях реки Амур. В настоящее время айны проживают в основном на Хоккайдо. Несмотря на то, что тех, кто причисляет себя к айнам, насчитывается около 30 тысяч человек, количество чистокровных айнов не достигает и двухсот человек, и те — глубокие старики.

Айны как этнос со своей культурой и языком сложились к 12-му веку. В это время японское государство расширялось, японцы продвигались на север острова Хонсю. Айны не собирались отдавать пришельцам свои земли, но самураи обладали более совершенным оружием. Айнам пришлось перемещаться за пролив Цугару — на остров Хоккайдо. Со временем японцы проникли и туда, облагая айнов непомерными налогами и занимая их традиционные места промысла.

Не всегда айны терпели притеснения. В истории известны два больших айнских восстания. Первое восстание под руководством вождя Сякусяина произошло в 1669 году. Восстание было подавлено, Сякусяина вероломно убили в ходе пира в честь заключения мира. В 1789 году вспыхнуло Менаси-Кунаширское восстание, вызванное недовольством айнов острова Кунашир действиями японских купцов. Восстание также было подавлено. На протяжении последующих столетий айнов окончательно закабалили.

В 1875 году между Россией и Японией был заключен Санкт-Петербургский мирный договор, по которому южная половина Сахалина перешла под юрисдикцию России в обмен на весь Курильский архипелаг. В 1884 году японцы, опасаясь русского влияния на туземцев, вывезли всех айнов с Курил, начиная с северного острова Шумшу, на южный остров Шикотан — в «место компактного проживания». Многие из тех айнов, лишившихся привычного уклада жизни, умерли, остальные впоследствии были вывезены на Хоккайдо. Курильская ветвь айнского этноса перестала существовать. А айны юга Сахалина (Карафуто) и Хоккайдо подвергались планомерной ассимиляции. В результате поражения Японии в войне в 1945 году Южный Сахалин и Курильские острова вошли в состав СССР, и айны как граждане Японии были репатриированы в метрополию. Послевоенные послабления в Японии позволили айнскому народу развернуть борьбу за восстановление своих прав. Как итог, в 2008 году японский парламент признал айнов самостоятельным национальным меньшинством и уравнял их в правах с японцами. Впрочем, это диссонирует с позицией японского правительства, что «Япония — страна единой нации и в ней нет малых национальностей».

Как отмечает Ёсида Кунихико, профессор Гуандунского университета иностранных языков и внешней торговли (КНР), правительство Япония отрицает права аборигенов на самоопределение и самоорганизацию, прописанные во Всеобщей декларации прав человека.

«То, что правительство Японии не признает самое основу этой декларации, равно тому, что оно не согласно с ней», — заключает профессор Ёсида.

Образованная в 1946 году Ассоциация айнов Хоккайдо призвана отстаивать права айнского народа и защищать его интересы. На государственном уровне тоже пытаются решать проблемы аборигенов. 10 августа 2022 года в обновленном кабинете министров при премьере Кисида Фумио впервые начал работу министр по делам айнов (министр по особым поручениям), который совмещает должность министра по делам Окинавы и «северных территорий».

Айнский вопрос» вышел на более высокий уровень в связи с увеличившимся количеством обращений айнов Хоккайдо, требующих ускорить реализацию политики в отношении аборигенов, которые всё ещё сталкиваются с такими вызовами, как дискриминация и бедность. Ко всему прочему пандемия коронавируса нанесла серьёзный урон туристической сфере Хоккайдо, которая является основным источником дохода айнов.

Авторы:Валентин Соколов