Ученый показал сахалинцам, как правильно выращивать раннюю картошку

9 декабря 2019, 08:00Краеведение и история
Фото: В свои 78 лет Валерий Исаакович выглядит бодро, навещает бывших коллег, работает на даче, куда ездит на своей машине. В этом ему помогает спортивная закалка и еще желание быть полезным людям.Фото: Евгений Аверин

Корреспондент РИА «Сахалин-Курилы» встретился с Валерием Гуревичем, которого по нынешним меркам можно назвать инноватором в сфере сахалинского сельского хозяйства. В 70-е годы прошлого века некоторые созданные им и под его руководством разработки опережали время. Но сам ветеран отрасли всегда говорит, что он прежде всего конструктор. Это не только его профессия, это предназначение в жизни. Или даже образ мыслей — потому что ему всегда хотелось делать технику совершеннее. 

Конструктор из детства

Такой склад характера тоже сформировал Сахалин. Отец Гуревича был авиационным инженером и после войны, в 1948 году, из Польши поехал служить в Зональное — там располагался военный аэродром. Вместе с ним на далекий остров отправилась и семья.

Фото: из личного архива Валерия Гуревича

Отца стали переводить из одной части в другую. За время учебы Гуревич сменил десять школ. Аттестат получил в 1958 году, в поселке Высоком Мурманской области, где находилась база стратегических бомбардировщиков. После окончания школы там же работал автослесарем. Тогда понял, что душа лежит к инженерному делу: хочется не просто крутить гайки и ремонтировать механизмы, хотя это хорошо получалось.

Поступил в Ленинградский сельхозинститут. Во время учебы занимался легкой атлетикой, ездил на соревнования, получил первый разряд. Спортивные закалка и дисциплина здорово помогли и в учебе, и на практике в НИИ механизации сельского хозяйства в Пушкине под Ленинградом, и в армии, куда на год взяли после учебы. Сняв погоны, молодой специалист пошел в тот же НИИ, где его с радостью приняли. Начал трудиться инженером-конструктором в лаборатории уборки и послеуборочной обработки зерна. Его группа занималась усовершенствованием известной модели комбайна, которая до войны получила золотую медаль на выставке в Париже.

Работа шла успешно, и специалисты стали поступать в аспирантуру. В 1969 году туда пошел и Гуревич, через три года получил степень кандидата технических наук. А потом нужно было решать, куда ехать на работу по распределению. На выбор предложили Архангельск, Красноярск и Южно-Сахалинск.

Фото: из личного архива Валерия Гуревича

В 1972 году вместе с женой и двумя дочерьми приехал на Сахалинскую областную сельскохозяйственную опытную станцию в Новоалександровске, преобразованную потом в НИИ сельского хозяйства. Подивился тому, как причудливо иногда складывается жизнь — история станции брала начало с села Рыковского, находившегося недалеко от Зонального. Практически сразу молодого кандидата назначили руководителем отдела механизации. Долго входить в курс дела не пришлось — когда отправлялся на остров, заранее созвонился с руководством и спросил, что нужно на Сахалине. А нужно было бороться с переувлажнением почвы. На следующий год появилось решение — механизм под названием почвоуглубитель, плод коллективного труда отдела Гуревича и отдела земледелия.

В 1975 году начали работать над улучшением технологии приготовления сенажа и его хранения. Сконструировали сенажные башни, которых на Сахалине раньше не было. Это изобретение позволило увеличить рост надоев молока до 1000 литров в год на корову по всем хозяйствам, где его внедрили. Гуревич до сих пор поминает добрым словом коллег, участвовавших в этих разработках, — директора совхоза «Комсомолец» Владимира Гайдука и старшего научного сотрудника Константина Малахова.

Картофельные опыты

Еще одно наследие Гуревича — это технологии выращивания сверхраннего картофеля. Чтобы овощ вырос в конце июня — начале июля, необходимо было обеспечить ему тепличные условия. А для этого — создать машину, которая в нужное время закроет и откроет посевы пленкой. Здесь Валерий Исаакович отдает должное и Виталию Гомилевскому, нынешнему депутату облдумы, который тогда был заместителем директора станции по производству — по этой технологии он тогда защищал кандидатскую диссертацию.

Существенным прорывом стало внедрение на Сахалине грядового способа выращивания картошки в конце 1970-х годов. Эффект поразил всех! Во-первых, рост урожайности и (что очень важно) товарности картофеля за счет снижения количества мелких клубней. А во-вторых, независимо от количества осадков, в июле–сентябре можно было спокойно обрабатывать посевы. И убирать их даже комбайнами.

Фото: из личного архива Валерия Гуревича

— Внедрить этот метод нам тоже помог Виталий Гомилевский, — говорит наш собеседник.

А еще конструкторская смекалка и умение находить нестандартные подходы помогли ему вместе с сотрудниками решить проблему, возникающую при выращивании помидоров. Эти овощи любят влажную почву, им нужно много воды. А вот увлаженный воздух мешает. Решение было простым, как все гениальное, — под землей протянули гибкие перфорированные полиэтиленовые трубы. Вода шла сразу к корням и не попадала в воздух, что сказывалось на урожайности.

Во многом благодаря Валерию Исааковичу у нас прижилось фермерство. Он мог доходчиво объяснить даже азы аграрного производства — ведь часто в фермеры шли люди, не имевшие опыта, только одно желание.

Заработали на кустарниках

Рабочие дни отдела и его руководителя были насыщенны, иногда сверх меры. Валерий Исаакович объездил многие хозяйства. Подчас времени там проводил больше, чем в кабинете. Но это было не в тягость.

— Научный работник не должен корпеть над бумагами в кабинете, иначе работать неинтересно, — говорит он. — Наука должна откликаться на потребности отрасли. Поэтому мы всегда слушали, что говорят практики, сами перебирали новые варианты.

Отделом механизации он руководил до 1991 года. Потом стало иссякать финансирование. Гуревича все чаще звали в коммерцию, предлагали хорошие условия. Но он выбрал появившуюся Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозко-
оперативов (АККОР), объединившую недавно народившихся фермеров. Тогда это было непривычно и непонятно. Но кандидата наук это не пугало. Так он стал исполнительным директором островной АККОР.

Фото: из личного архива Валерия Гуревича

А в 1994 году Виталий Гомилевский, руководивший в то время управлением сельского хозяйства, предложил снова вернуться в НИИ, но уже на должность директора.

— Не сразу, но я согласился. Условия были еще те, — вспоминает Гуревич. — Три зимы в здании не топили…

На посту руководителя Валерий Исаакович стал оформлять документы на утраченные институтские земли, чтобы можно было проводить исследования, сформировал машинно-тракторный парк. Ездил для этого по совхозам и фермерам. Убедил многих сотрудников вернуться — кандидаты наук вынуждены были работать даже вахтерами, чтобы заработать копейку.

Вернувшиеся специалисты стали выводить новые сорта кустарников для дач, приспособленных под наши условия. Они начали пользоваться спросом, люди выстраивались в очередь у дверей института. Стали появляться деньги на научную работу.

Валерий Гуревич — заслуженный работник сельского хозяйства РФ, автор работ по производству и механизации аграрной отрасли, а также изобретений по усовершенствованию сельхозмашин. Имеет ведомственные награды, медаль «Ветеран труда».

Чего не знают фермеры

Институтом Валерий Исаакович руководил до 2016 года, потом ушел на заслуженный отдых.

— Говорить о ценных разработках отдела механизации и всего НИИ, когда их возглавлял Гуревич, можно много, — отмечает Виталий Гомилевский. — Земледельцы пользуются ими до сих пор, но не все уже знают, благодаря кому они появились. А еще надо отметить, что во многом благодаря Валерию Исааковичу у нас прижилось фермерство. Он мог доходчиво объяснить даже азы аграрного производства — ведь часто в фермеры шли люди, не имевшие опыта, только одно желание.

Фото: из личного архива Валерия Гуревича

У Гуревича получалось очень интеллигентно беседовать, убеждать, помогать находить оптимальные решения. Как специалиста, его всегда отличала техническая смекалка, как человека — душевная доброта. Нельзя не отметить личные качества Валерия Исааковича: целеустремленность, доброжелательность, интеллигентность. А также коммуникабельность в работе с властями всех уровней. Самое значимое из достижений за 22 года руководства НИИ — институт остался востребованным всеми аграриями, независимо от форм собственности. И в те далекие годы, и сегодня.

Герой этой статьи признается, что на посту директора НИИ ему труднее всего было восстанавливать связь науки и производства, которая прервалась в 1990-е. Она не восстановлена до конца и сейчас. Поэтому душа по-прежнему болит за родной институт.

Авторы:ГВ Корректоры