Театр из Японии показал сахалинцам необычного героя Вампилова

23 сентября 2013, 03:00Духовное
Фото:

Одним из самых ожидаемых событий для сахалинских театралов в рамках дальневосточного форума, безусловно, стал спектакль японского коллектива «Ангелус» на сцене Чехов-центра. Постановка театра из небольшого города Канадзава (в эпоху Эдо крупнейшего после столицы) – цитадели самураев, основана на одной из сложнейших пьес советского драматурга Александра Вампилова «Утиная охота».

Уже за одну творческую смелость творческого коллектива, взявшегося за сценическую интерпретацию до сего времени неизвестного японской читающей публике автора (впрочем, это можно сказать и о современной российской), можно аплодировать гостям форума. Постановщик Наомити Окаи приехал в Канадзаву более 20 лет назад и основал театр с целью популяризации не только отечественной классики, но и мировой драматургии, в том числе русской. В репертуарной афише театра – имена Чехова, Шекспира, Ионеско. С пьесой Вампилова режиссера познакомила его преподаватель в университете Осака Сакура Икуко, ей же принадлежит и безупречный перевод текста.

«Утиную охоту» труппа «Ангелуса» привезла на Сахалин всего после семи показов на родине. Надо признать, что спектакль удивил многим. Особенно символическим решением в противовес сложившейся в России традиции реалистической или бытовой постановки. Однако интерпретация Наомити Окаи, по некотором размышлении, в каких-то моментах копает глубже в оригинале пьесы. Поэтому казавшийся излишне декоративным в начале спектакля ряд моментов (набеленные лица актеров, явно пришедшие из постановок знаменитого кабуки персонажи, роботы-образы и пр.) к концу показа все расставили по своим местам. Единственный живой герой Зилов (он обозначен даже внешне черного цвета костюмом) противопоставлен всем остальным персонажам (которые соответственно облачены в белые одежды). Режиссер Наомити Окаи вложил в спектакль свое видение современной Японии. По его мнению, общество представляет сообщество ходячих мумий, начисто лишенных индивидуальности. Своего апофеоза этот тезис достигает в образе одной из героинь – Ирины, которую вообще изображает кукла.

Действие периодами разворачивается на фоне картин на огромном экране-заднике, изображающих абрисы мегаполисов, – то ли это Манхэттен, то ли Синдзюку, непонятно, да это и неважно. Возникает иллюзия какого-то вселенского одиночества. В общем, спектакль японских гостей предполагает неоднозначность и множественность интерпретаций, а это уже служит признаком истинно художественного продукта.

В финале, в противовес оригиналу, главный герой погибает. Правда, по словам режиссера, от случайного выстрела из собственного ружья, которое так и не пригодилось японскому Зилову на охоте, так и оставшейся его мечтой. На обсуждении с труппой спектакля постановщик так и не смог объяснить, зачем он убил Зилова. По мнению исполнителя главной роли Цукихара Ютака, смерть героя продиктована логикой первоисточника.

У пьесы достаточно внушительная театральная и кинематографическая история. Самые знаменитые из них – фильм с Олегом Далем и спектакль МХТ им. Чехова с Константином Хабенским в главных ролях. Сахалинские театралы могут добавить к ним Зилова в исполнении Цукихара Ютака. Актер явно может подлить масла в спор о том, кто же такой Зилов – праправнук знаменитых русских «лишних» героев или дедушка рефлексирующих персонажей советского кинематографа 70-80 годов прошлого века.

Образ Зилова, по мнению постановщика, очень актуален для современной Японии, хотя подобного типа персонаж неприемлем для национального менталитета как противоречащий общественным нормам и традиционным канонам поведения. Однако, как рассказал Цукихара Ютака, в ходе работы он обнаружил в первоисточнике много близкого собственной душе. С русской драматургией актер на короткой ноге. За время работы в театре он сыграл в пьесах Чехова - Треплева в «Чайке» и Вершинина в «Трех сестрах». На сцену он попал сразу после окончания школы, занимался, кроме драматического искусства, еще балетом, акробатикой.

В планах театра продолжение творческих связей с островными коллегами. В следующий приезд «Ангелус» готов привезти спектакль по пьесе об отечественной истории 150-летней давности.

Авторы:Администратор Администратор