Автобусный переполох

8 апреля 2016, 17:30Социум
Фото:

Углегорское транспортное предприятие находится на грани краха по неизвестным причинам

Маршрутка-трансформер

В острой проблеме постарались разобраться члены думской рабочей группы по организации пассажирских перевозок Александр Болотников, Виталий Гомилевский, Валерий Тен и Виктор Тодоров на выездном заседании в Углегорске. В совещании также приняли участие районные чиновники, местные депутаты, представители автотранспортного предприятия и неравнодушные жители района.

Глава Углегорского городского поселения Алексей Яковлев подтвердил, что недавно даже пришлось искать таксистов, чтобы отправить домой жителей Поречья, многие из которых работают в Углегорске.

– Как в такой ситуации увеличивать дотации? В первую очередь необходимо полностью отрабатывать хотя бы действующую маршрутную сеть. Сокращать ее ни в коем случае нельзя. Напротив, люди просят добавить автобусов, особенно в села, – сказал он.

– Как у вас выстроена работа диспетчерской службы? – спросил у директора АТП Гомилевский.

– Диспетчер всегда отвечает на звонки, – ответил Ступишин.

– Не всегда поднимают трубку! Как-то нас на остановке стояло 15 человек, все безуспешно пытались дозвониться, – возразила из зала жительница Поречья

Найти прореху

Александр Болотников отметил, что тариф в Углегорске сегодня один из самых высоких по области – 17 рублей за поездку. Стоимость билета, увы, не отражается на качестве перевозок. По мнению депутата, от РЭК необходимо получить мотивированный отказ в повышении тарифа, после чего уже можно предпринимать дальнейшие шаги. Кроме того, члены рабочей группы сошлись во мнении, что предприятию надо проанализировать, по каким статьям расходы фиксируются выше запланированных.

Рабочая группа уже неоднократно поднимала вопрос о поддержке убыточных муниципальных перевозок из средств областного бюджета, ведь нынешних дотаций явно не хватает. Права углегорцев на доступный общественный транспорт депутаты намерены отстаивать и впредь.

Гораздо лучше сегодня ситуация складывается с автопарком: по предложению депутатов около трех лет назад для районов закупили новые автобусы, и эту практику необходимо продолжать, считает Болотников.

Виталий Гомилевский

По словам Павленко, к поручению губернатора о создании муниципального автотранспортного предприятия в районе подошли ответственно: проконсультировались с минтрансом и сделали бизнес-план. Но, даже объединив финансовые возможности всех поселений, на предприятие не хватит 14 млн рублей. Эта сумма – половина собственных доходов Углегорска, поэтому своими силами субсидию здесь вряд ли закроют.

Аудитор Иван Дзюба рассказал, что стартовые затраты на создание нового предприятия составят 2,7 млн рублей. Годовой доход муниципального перевозчика при актуальных тарифах составит 7,6 млн рублей, а расходы – 26,8 млн рублей. По словам аудитора, большую часть затрат составляет зарплата работников и отчисления с нее. В последующие годы выпадающие доходы будут такими же, уточнил Дзюба.

Недоступный диспетчер

Виталий Гомилевский поинтересовался состоянием автопарка. Ему ответили: транспорт относительно новый и его хватает.

– Если бы хватало, то сегодня был бы автобус на Поречье! – раздался возглас из зала. – Я приехала сюда на попутках. Люди возмущены: кому – к зубному, другому – ребенка к врачу везти. Зато городской автобус колесит пустой.

Надежда Павленко

Главный советник думского комитета по экономразвитию Татьяна Спирина рассказала, что в утвержденных Региональной энергетической комиссией тарифах даже заложена рентабельность в размере 0,5 процентов, не говоря уже об убытках.

– За январь, мы собрали 287 тысяч рублей, а на топливо потратили 201 тысячу, – ответил директор АТП.

– То есть в тарифе стоимость топлива занижена? – уточнил глава Шахтерска Алексей Крупевский.

– Делайте выводы сами, – парировал Ступишин.

Но оказалось, что тарифная цена бензина даже несколько выше, чем фактическая: 45 рублей против 42-43 рублей.

Начальник отдела муниципального хозяйства и транспорта Надежда Павленко рассказала, что в 2015 году из 4166 регулярных маршрутов выполнено только 3168.

– Отработали программу на 76 процентов, а субсидию получили на 80 процентов, – сказала она.

Постатейно тариф в РЭК не разбивают, но там уверяют, что в него входят абсолютно все затраты. Например, зарплата водителя в размере 50 тысяч рублей.

Александр Яковлев

Переписка с инстанциями о нелегальных перевозчиках идет уже несколько лет, но изменений нет. Бороться с бомбилами транспортному предприятию предлагают самостоятельно.

– Безусловно, есть траты, на которые перевозчик, минтранс и депутаты повлиять не в силах: стоимость запчастей или ГСМ. Но бороться с нелегальными маршрутками мы можем. Или мы ждем, когда случиться трагедия и погибнут люди? – спросил депутат Валерий Тен.

Оказалось, порядок на теневом рынке перевозок в Углегорске навести непросто: водители переделывают маршрутки из автобусной категории «D» в обычную легковушку категории «B» и не подлежат проверке надзорных органов.

Загадочный тариф

Ступишин предложил три пути решения проблемы: увеличить субсидии на маршруты Углегорского района до погашения всех убытков, сократить маршрутную сеть так, чтобы хватало нынешнего финансирования или же создать на базе местного АТП другое предприятие – единый муниципальный перевозчик.

Местный депутат Ким Чон Хани и островные парламентарии Валерий Тен и Виктор Тодоров

Третья проблема – кадры. Нехватку водителей предприятие ощущает с каждым годом все острее. Сегодня почти весь штат АТП – работающие пенсионеры. Водителей автобусов становится все меньше, а ждать пополнения не приходится.

В прошлом году в областном центре на категорию «D» выучились два молодых углегорца. Одного из них уже лишили водительских прав, второй еще не сдал экзамены. Предприятие регулярно дает объявления в местной прессе о наборе водителей, подает заявки в Центр занятости населения, но желающих освоить столь нужную профессию не прибавляется.

Зарплата водителей в АТП составляет 25-30 тысяч рублей, а у кондукторов – 18-20 тысяч в месяц. Дневной выручки, порой, не хватает даже на заправку автобусов.

– Да и откуда взяться выручке, если по этим же маршрутом постоянно курсируют нелегальные перевозчики? – сетует директор АТП.

О финансовом состоянии Углегорского АТП участникам заседания рассказал его директор Юрий Ступишин. Положение у предприятия, мягко говоря, удручающее. По словам его руководителя, на пассажирские перевозки в районе влияют три фактора. Первый – высокие затраты. Протяженность маршрута по Углегорску составляет 10 километров: его треть пролегает через малонаселенные территории. Наполняемость автобусов низкая: в прошлом году она составляла 15 процентов на городских и 32 процента – на пригородных маршрутах. Соответственно, и доходы от них небольшие. Уменьшить расходы на запчасти, ремонт и обслуживание автобусного парка предприятие тоже не может из-за плачевного состояния дорог.

Крупную часть расходов съедают горюче-смазочные материалы. При этом качество топлива весьма сомнительное: после 3-5 тысяч км пробега в бензобаке скапливается грязная коричневая каша.

Более того, с 1 апреля этого года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ о повышении ставки на бензин. Акциз на тонну бензина 5-го класса составит 10130 рублей и 5293 рубля на дизельное топливо, что еще больше увеличит затраты предприятия. Хотя они и без этого немаленькие: за прошлый год непогашенные убытки Углегорского АТП составили более 8 млн рублей.

Он также напомнил, что губернатор дал поручение навести порядок в сфере перевозок. Документ предполагает установить систему ГЛОНАСС во все рейсовых автобусах и обеспечить вывод в открытый доступ данных о движении общественного транспорта. Также муниципалитетам необходимо документально утвердить маршрутные карты и провести ревизию маршрутной сети, по результатам которой организовать общественные слушания. Кроме того, местным властям необходимо установить крытые автобусные павильоны. Всю эту работу надо завершить до 1 июня 2016 года.

– Надеюсь, что органы местного самоуправления уже выполняют это поручение. После того, как эта работа будет закончена, думаю, в областном бюджете изыщут средства на субсидирование муниципального автотранспортного предприятия, – заключил Болотников.

…После заседания директора АТП у выхода ждали две учительницы.

– Юрий Александрович, автобус на Поречье завтра будет? – спросили они.

– Не могу сказать, – коротко ответил Ступишин и спешно удалился.

Авторы:Администратор Администратор