Яркость вне регламента

28 февраля 2018, 00:00Социум
Фото:

Опасность от дополнительного освещения на авто может таиться там, где ее не ожидают

Кустарное прошлое

Ксеноновые лампочки, вставленные вместо заводских в автомобильные фары, лет 10-15 назад были признаком крутости и престижа – ведь светят они ярче обычных. Но все, кому попадалась встречная машина с таким освещением, стонали и вспоминали ее хозяина недобрым словом. Потому что ксеноновые лампочки были в основном кустарного производства, безжалостно слепили и не соответствовали никаким нормам. Некоторые из горе-ксенонщиков с гордостью называли свои новации тюнингом осветительных приборов.

Потом они искренне удивлялись, когда узнавали что их лампочки под это определение не подходили. Потому что тюнинг, согласно словарю, означает доработку товара с целью улучшения его потребительских качеств. Но ксеноновый свет кустарного производства под это определение не попадал – технические характеристики он не улучшал, зато создавал проблемы другим водителям. Ослепление кустарными ксеноновыми фарами не раз приводило к ДТП. Установка «левого» ксенона квалифицировалась в ГИБДД как внесение изменения в конструкцию транспортного средства, которое произведено без всякого согласования и оказывает влияние на дорожную безопасность. За это некоторые владельцы лишались водительских прав на полгода.

Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону, отмечает Дмитрий Комаровский, старший инспектор отдела технадзора регистрационно-экзаменационной группы ГИБДД области. Раньше ксеноновые лампочки ставили в основном на «распил» (собранные из половинок автомобили). Потом на пути «распила» начали воздвигать барьеры, и он стал экономически невыгодным. Авторынок, в свою очередь, приобрел цивилизованные черты.

Вопросы тренда

Машины сейчас везут не только из Японии, но еще из Европы и Америки. В том числе и с ксеноновыми фарами, которые установлены на заводе, не слепят и соответствуют всем требованиям. Кустарный ксенон становится дурным тоном.

На смену ему приходят другие виды тюнинга осветительных приборов. И снова возникают вопросы – насколько они соответствуют установленным требованиям и как влияют на безопасность движения.

Сейчас в тренде стоп-сигналы с бегущими огнями, дополнительные лампочки на крыше, светодиодная подсветка госномера и периметра автомобиля по днищу. Бывает непросто разобраться – где есть нарушения, а где их нет.

Итак, возьмем стоп-сигнал с бегущими огоньками. Эта лампочка, соединенная с вращающимся светоотражателем, чем-то напоминает проблесковый маячок. При нажатии на педаль тормоза она зажигается и вращается вместе с отражателем, создавая эффект бегущего огонька.

– Это является нарушением Техрегламента (ТР) Таможенного союза, который устанавливает критерии безопасности колесных транспортных средств, – поясняет Комаровский. – В нем указывается, что стоп-сигнал должен гореть устойчиво и быть заметным для едущих сзади. Если же он работает в ином режиме, то вводит в заблуждение других водителей. Еще в Правилах дорожного движения есть приложение – Перечень неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортного средства. В нем есть раздел 3, который касается внешних световых приборов. Там сказано, что эксплуатация запрещена, когда режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Все это значит, что увидев автомобиль с таким стоп-сигналом, инспектор ГИБДД может привлечь его владельца за невыполнение пункта 3 упоминавшегося Перечня неисправностей – по статье Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, и наложить штраф. Его сумма – не больше 1 тысячи рублей. Кроме того, стоп-сигнал с бегущим огоньком должен быть снят и заменен. Установка «бегущего огонька» является также нарушением уже упомянутого Техрегламента, но в КоАПе статьи за подобный проступок нет, соответственно, именно за него штрафа не предусмотрено.

Аналогичная ситуация – с прикрепленными на крыше дополнительными лампами. Такую конструкцию в среде автомобилистов называют «люстрой». Ее установка также считается нарушением упоминавшегося выше Перечня. Соответственно, за это можно привлечь по статье КоАП. «Люстру» обязаны снять по предписанию сотрудника ГИБДД. Она также нарушает Техрегламент, но за это опять-таки не привлечешь, потому что нет соответствующей статьи в КоАП.

Светодиодные трудности

Что касается светодиодной подсветки госномера и периметра автомобиля по его нижней части, то она тоже считается нарушением Техрегламента и Перечня неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортного средства. Основание простое – раз завод-изготовитель не предусмотрел такие осветительные приборы, то их не должно быть. Но снимать светодиоды вокруг номерного знака или днища автомобилист не обязан. Он должен только их выключить. Таково требование законодательства.

Насколько влияет на безопасность описанный выше тюнинг, инспекторы ГИБДД сказать затрудняются. По наблюдениям Комаровского, глаза устают, если долго ехать за машиной с подсвеченным светодиодами днищем и номером. Но это субъективные ощущения. Проверить, нет ли излишней яркости, можно только специальным прибором. А для этого нужно либо брать его на трассу, либо препровождать автомобиль в подразделение ГИБДД. После сокращения численности инспекторов это не всегда возможно сделать.

Можно ли считать установку таких дополнительных приборов внесением изменением в конструкцию транспортного средства? Однозначно не ответишь. Критерий здесь один – влияние тюнинга на безопасность движения. Взять те же «люстры» на крыше – многое зависит от того, какой мощности лампы поставил водитель. Если они не слепят, то аварийной ситуации не возникает. Ну, а если наоборот…

По словам Дмитрия Комаровского, выявлять подобные тонкости должны при техосмотре. Но некоторые авто, которые недавно выпущены, могут не проходить осмотр несколько лет. Как быть в такой ситуации?

Назрела необходимость доработать нормативно-правовую базу с учетом произошедших изменений. Чтобы любители тюнинга могли получить однозначный ответ – какая дополнительная подсветка может нарушить безопасность движения, а какая нет.

Авторы:Администратор Администратор