Сегодня
16+
 

Игорь СНЕГИН

22 июня 14:56 / город / дороги / достопримечательности / история / проблемы / свалка 1523
С мечтою о городе, в котором хочется жить

КОРСАКОВСКАЯ САГА: Личное мнение. Вторая часть

Сергей Каргин, 29-летний экономист из Корсакова (сейчас временно безработный), один из главных трибунов последнего времени. Будь то вечер вопросов с главой региона или «Сахалинской Энергией», его вопросы, как правило, актуальны и вызывают живой отклик у земляков. При этом он подчеркивает, что ни о какой политической карьере даже не думает. Просто, как говорил известный киноперсонаж-таможенник, за державу обидно. А конкретно - за Корсаков и район. К сожалению, даже своё фото он не разрешил публиковать, хотя вполне нормальная русская внешность. Но - личное дело.

А недавно я попросил его рассказать мне, какой он видит свою малую родину. Ниже привожу откровения Сергея практически без купюр.

КЛЮЧЕВАЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ

- Живу в городе Корсаков с рождения, без малого уже 30 лет. О своём родном городе знаю, что это самое старинное поселение острова Сахалин. В 1853 году основанное Г.И. Невельским как Муравьёвский пост. Так же знаю, что здесь была каторга, и наши края посещал известный писатель А.П. Чехов. В начале ХХ века юг Сахалина захватили  японцы, город стал носить новоё имя -  Оотомари (чаще  пишут Отомари).

Историческое фото японского банка в Отомари-Корсакове, середина 40-х прошлого века...

В память о том  периоде в начале улицы Советская осталась ключевая достопримечательность города: необычно стильное, почти красивое, хотя и мрачноватое здание - правда, на фоне всеобщих серых шаблонов. Оно одно из самых примечательных (в стиле псевдоклассицизма). Это и есть бывший японский банк, символом которого оказалась... хорошо сохранившаяся пятиконечная звезда, зачем-то соседствующая с бараном. Или здесь тонкий намёк. Но вот на что? Звезда может говорить о близком соседстве с советами. А баран? Неужели намёк на глупую веру человечества во всесилие купюр и монет? Не знаю, не знаю. Зато поразмышлять, согласитесь, есть над чем.

Эти самые символы...

После закрытия здесь в середине 90-х уже российского банка, название которого время для нас не сохранило, строение закрыли и передали музею. Но требовался большой ремонт. В 2010 японцы согласились частично помочь с ним, даже прислали реставраторов. Те изучили объект, поохали-поахали. И уехали. Уже семь лет ни слуху и ни духу от них. Тем временем, кое к чему руку приложили доморощенные умельцы. Но лучше бы они не спешили...

Конечно, бетонный корпус  постройки 1929 года, говорят специалисты, уже наполовину изношен. Да и в советские годы оно подверглось частичным изменениям. Например, появилась жуткая пристройка, некоторые элементы были утрачены - увы, навсегда. Например, японские  жалюзи на окнах. В процессе эксплуатации сильно пострадал цокольный этаж.

Сейчас, после того, как осыпался цемент с мраморной таблички, что наверху над входом, засияли золотые иероглифы, если верить знатокам чужого языка, они звучат так: «Токийский индустриальный банк». Правда, наши умельцы могут однажды подогнать вышку к бесхозному и смайнать драгоценную историческую реликвию, потом загнать её в соседнюю страну за приличные деньги. Это я к тому, что здесь нужен если не круглосуточный пост, то хотя бы видеокамеры...

Если мы заглянем во внутрь бывшего банка, то не перестанем удивляться. Например, зачем снесли стойки банковских операторов? Что за ясельно-оранжево-серо-жёлтый колер нынче здесь навели?...

В Сети можно найти вот такие фото внутреннего «убранства» бывшего финансового института. Больше всего, конечно, поражают колонны, их верхняя часть, всё ещё до конца, к счастью, не изуродовали местные  умельцы с помощью той же оранжевой краски. Как эту вот штуковину:

За такое «художество», наверное, надо бы руки поотбивать...

А пустует объект наследия периода губернаторства Карафуто уже примерно лет 17-ть. Всё ждём, когда туда придут профессиональные реставраторы, а затем вселится художественно-исторический музей. Как думаете, неужели доживу?

Ещё раз: японский банк вчера...

...и в наши дни

Ну да бог с ним, как говорится.

Также знаю, что центральный ковш в начале улицы Советской, был построен во времена правления японцев.

Вот он, исторический  пирс  местного порта - всё ещё очень востребован...

В 1945 году город был у самураев отвоёван, о чём в центральном сквере напоминает памятный обелиск.

Примерно с 1946 года, на Сахалин потянулись переселенцы с материковой части СССР. В их числе были мои дедушки, бабушки и прабабушки. Далее с историей Советского периода я мало сталкивался в жизни.

БЫЛОЕ И ДУМЫ

Наш город, один из немногих в России, имеет незамерзающий большой  порт.

Знаю, что на территории Корсакова было редкое производство агар-агара из морской капусты, природного загустителя для пищевой и кондитерской промышленности. Мои же воспоминания начинаются в основном со второй половины 90-х. Помню, мой Корсаков имел совершенно удивительные  аттракционы в городском парке культуры и отдыха. А после, когда по нарастающей пошёл раздрай в стране, вся эта сказка ушла в металлолом.

Была и так называемая «Горнолыжка» в районе дома 66 по улице Нагорной. Горка была пусть и маленькая, но с собственным бугельным подъёмником! Но к концу 90-х всё это испарилось. Хорошо помню 98-99 годы, когда дома выключали светчерез каждые два часа. Просто мука была, а не жизнь. Так же, если я не ошибаюсь, с отключением электричества начинали стыть и радиаторы отопления (насосная станция выключалась). Холодная вода в квартиру шла посеансово. Ко всему не платили зарплату родителям по полгода.

В  те трудные временна я был школьником, который не переставал дивится перекосом бытия. Хотя всё вроде бы и шло по накатанному кругу: школа, дом, летние каникулы, дача, отдых у бабушки в деревне. Так же, вплоть до 2007 года, я хорошо помню, разрешался доступ населения на пирс к морю, в центральном ковше. Где можно было вволю надышаться морским бризом. Затем эту отдушину для населения перекрыли совсем. 

ДОРОГЕ НЕТ ИЗНОСА

В начале 2000-х большой информационной бомбой, вселившей надежду, стала новость, что на территории нашего Корсаковского района планируют построить крупнейший в мире завод СПГ. С этим, не скрою, у всех были связаны большие ожидания.

Оказывается, иногда могём!..

Надеялись, приток инвестиций улучшит качеств дорог в районе и городе, перестанут изрыгать угарный угольный газ многочисленные котельные (мы наивно верили - в скоро времени они перейдут на природный газ). 

Верили, появятся спортивные объекты, парки, новые скверы. И заживём мы, горемычные, как в соседней Японии... Не зря же среди операторов проекта и поныне две японские  фирмы!

Качество дорог действительно улучшилось до более-менее приемлемого уровня, но только на отрезке от города Корсаков до завода СПГ в Пригородном. Причём строили эту дорогу честно, а значит – качественно. Ведь и через десять лет её не надо латать, делать привычный для Сахалина «ямочный ремонт» - она всё ещё как взлётная полоса хорошего аэродрома. Вывод: значит, можно на острове строить КАЧЕСТВЕННЫЕ дороги! Если, наверное, не делать откаты в чьи-то бездонные загребущие карманы. Не понижать качество цемента, не нарушать технологию. Словом, как это показали нам иностранные инвесторы, на годы поселившиеся рядом. И это был первый, самый главный урок, к которому стоит прислушаться нашей власти, если она только не в доле с бракоделами, сделав правильные выводы на завтра.

Ситуация с вовремя выплаченными зарплатами и стабильно подающейся электроэнергией и отоплением, конечно, постепенно улучшилась. Но в начале 2000-х развитие города перешло в крайне вялотекущую фазу, а качество исполнения этих изменений конечно на низком уровне так и остались.

Как говорит знакомый водила со стажем, такая трасса - что именины сердца. Или всем праздникам - праздник!..

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ЗА 20  ЛЕТ?

Что касается сегодняшней жизни корсаковцев, то она глубоко мало в чем изменилась за последние 20-ть лет. Говорю то, что вижу собственными глазами. Принципиально нового ничего не построено. А только то, что было воздвигнуто в советское время, просто обновляется (если не обанкротили и не разграбили).

Разве что гостиница «Альфа» сияет новизной уже лет 20-тью Но это частные инвестиции тех, кто прикипел к нашему городу навсегда. Да, старые крыши меняют на новые, старая площадь тоже пережила вторую молодость, хотя и титаническими усилиями, как говорят, скандально известной в области фирмы «Росстрой». Но ведь  за приличные деньги. И стадион обновлен, сквер на Комсомольской площади так же перестроен. 

Но доступ к морю в черте города по-прежнему закрыт, о чём я месяц назад рассказывал губернатору на встрече с населением в нашем ДК «Океан». Обещал содействие. А что мешало местным властям озаботиться этим вопросам последние десятилетия? Были мэры Геннадий Зливко, Лада Мудрова (правда, финал их правления оказался незавидным: снятию первого поспособствовал суд, а через годы и Ладу Борисовну, как требовал народ, отлучили от городского  руля). Хотя здесь я не ставлю задачу оценивать их усилия, только констатирую факт: отсутствие набережной или на худой конец, парса для горожан, их, судя по всему, ничуть не волновала. Как и многие другие проблемы горожан.

Но я, в отличие от них, передвигаться люблю и пешком. И мне приятно, не устаю повторять, в родном приморском городе постоять среди волн. А кому-то и забросить удочку...

Это заметно изменило бы Корсаков к лучшему. Пусть и визуально.

Как заметил один поэт,

Я хотел бы видеть возле моря
Старый пирс сколоченный из дуба...

Но пока корсаковцу вот так прогуляться до пирса нельзя...

ГОРОД, КАК СВАЛКА

И ещё - проблема проблем. Это не только упомянутое выше качество дорог, но и особенно тротуаров, которые зачастую вообще не выдерживают критики. А до недавних пор тротуара вообще не было на въезде в город со стороны островной столицы. Правда, как отмечалось в предыдущем посте, сейчас работы там закипели. Но опять же, после вмешательства первого лица области. А местные градоначальники живут, похоже, по поговорке: лицом к лицу лица не увидать Большое видится на расстоянии.

То есть, только после их отставки?

Дух временщизма во власти у нас неистребим.

Ещё одна наша мечта - велосипедные дорожки. Их просто нет, хотя есть вроде как пешеходная зона части Советской. Тротуары для этого плохо пригодны, а на наших дорогах они будут очень сильно мешать машинам и подвергать себя опасности, ведь на велосипедах передвигаются в основном дети, подростки, иногда - ветераны.

Не сделаю никакого открытия, повторив за другими: город и сегодня всё ещё очень грязный.

Ухабы и ямы - привычная картина...

Очень много грунтовых выездов на некогда заасфальтированных участках. Колёса машин выносят эту грязь на проезжую часть, которая со временем превращается в пыль в огромных объемах. А с дождем оседает, и снова вот она, наша родимая - в привычную грязь.

«Родимы пятна» и города, и района...

Насколько я знаю, ливневая канализация тоже в отвратительном состоянии. Мутная речка, протекающая через город, «благоухает» канализацией. Её берега,забетонированные еще при японцах, осыпаются.Все грунтовые дороги в черте города, засыпаны строительным и бытовым мусором, по причине очень слабого надзора и, главное, безответственности виновников. А так же - и «благодаря»... платному въезда на свалку. Вот некоторые подумают, а зачем платить? И привычно сбрасывают мусор, где ни попадя. Отсюда в первый весенний месяц, когда зелёнка ещё не пробилась, чтобы прикрыть варварство, мой родной город напоминает большую свалку среди домов. Но это как-то мало тревожит природоохранную прокуратуру и полицию...

Правда, торжественно, под камеры, установили в прошлом году дополнительные бункеры-контейнеры.

Народ как-то не сильно рванул их заполнять...

Одни их обходили стороной, другие использовали настолько, что коммунальщики порой не спешили вовремя вывозить.

ПОГИБЕЛЬ?!

За последние 5-8 лет из города уехала половина(!) моих друзей детства. В поисках более комфортных мест для проживания.

Такое мнимое «прощай»...

Так же уехало много соседей по дому, по даче, коллег по работе. По статистике, тысяч десять - или почти треть населения.

У многих близких я всегда интересовался: «почему бежите?» На что они отвечали примерно одно и то же. «Надоела эта грязь и там, на материке, мы на свою пенсию сможем прожить». «Здесь, в Корсакове, как и на Сахалине, жизни нет, вы тут не живете – выживаете».

Друг, который уехал за границу, мне признался: «Раньше я мечтал в Москву перебраться, сейчас и туда не хочу. А в Корсакове вообще –погибель».  

Пожилой человек, приехавший на Сахалин, когда здесь стояли ещё японские бараки (после 45-го и в 50-х) мне сказал, как приказал: «Зачем тебе эта поганка, уезжай на материк - там хоть поживешь! Посмотри, какой город грязный, неухоженный. Я теперь жалею, что раньше не уехал».

Мало того, у нас нагрузка по климату и труба в соседнем Пригородном порой коптит не слабо, но вот наваливается от всей этой «прелести» вокруг депресняк не хилый. Многие приятели, возвращаясь из отпуска, говорят об этой депрессии, охватывающей их уже при въезде в родной вроде бы город. Это подавленное состояние не покидает несколько дней, потом включаются защитные силы организма под названием ПРИВЫЧКА. Глаза замыливаются. Можно жить дальше... 

ТАК КТО ПОДАРИТ ГОРОДУ ПЛЯЖ?

 Да, у нас нет городского пляжа. И это очень грустно. Потому что вокруг - вода. И случаются очень погожие дни. И что делать?

Тот пляж стихийный, что находится в Пригородном, у завода СПГ и причала погрузки танкеров, по сути, в зоне отчуждения. Здесь даже отсутствует общественный туалет и сотни людей справляют большую нужду, где придётся. Это, как правило, ближайшие кустики. В том числе и вокруг исторического постамента некоей японской святыни...

Вот такая толпа у производственных мощностей, сотни  машин. И никаких удобств не предусмотрено...

Во Второй Пади, где раньше мы купались, стоят остатки в конец прогнившего судна, отравляя воду вокруг. А вход на этот, тоже стихийный пляж, через арку, над которой проходят железнодорожные пути,завалили бетонными волнорезами. Мол, неча тут шататься всяким любителям волн и солнца. Хотя раньше, при советах ещё, эта арка как раз и была сооружна... для входа на пляж, минуя железнодорожные пути! 

В черте же города строить пляж нельзя - вода загажена, в том числе идущей сюда канализацией, заброшенными кораблями. И жизнедеятельностью портов, конечно. Законы то у нас природоохранные строгие, но необязательность их исполнения нивелирует эту строгость. Хотя на маленький город, с населением в 33 тысячи, надзорных и административных контор - пруд пруди.

А ещё упоминавшиеся уже кочегарки на угле. Люди, живущие в непосредственной близости к котельным, жалуются на слой черной пыли на окнах и в автомобилях. Про собственные лёгкие им при случае много чего расскажет рентген...

Незамерзающий и в стужу наш недоступный порт...

ТЕПЕРЬ - О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ

Наверное, хватит мрачных красок. Во-первых, мы живем в уникальном месте, город у моря. И этот факт, повторю, можно использовать для создания прекрасной той же набережной. В центре города - сопка, так называемая парковая зона, которую можно (и нужно) использовать, как визитную карточку Корсакова (если облагородить).

Основной автобусный маршрут по перевозке пассажиров под номером 1, как раз пролегает по кольцу вокруг парка. Через город река Корсаковка, которую тоже можно при желании очистить, создав там зону отдыха с набережной.

Имеем мы и приличное культурно-историческое наследие, доставшиеся нам, в частности, от японцев. В любом случае, это общая история нашего города.

Останки японского храма в Пригородном, разрушиться которому помогали время и вандалы. Но что мешает сегодня тем же двум мощным японским нефтегазовым компаниям, входящим в консорциум «Сахалинская Энергия», чей крупнейший в мире завод по сжижению природного газа - в тёх шагах, -восстановить реликвию? Тем более, что у корсаковских властей - всё руки не доходят. А японские гости - только удивляются и возмущаются про себя...

ДОМ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ

А если ещё восстановить все оставшиеся на сегодняшний день незавершённые долгостройки...

Например, губернатор недавно поддержал предложение построить в городе Дом-интернат для престарелых и инвалидов. То есть, людей, отдавших нашему краю свои лучшие годы жизни. Спешу предложить и уже готовые стены - в чудесном месте, у моря, на высокой круче - это недостроенный и брошенный комплекс новой мореходки. Стоит перепланировать и заменить некоторые конструкции. Мы все видим эту печальную картину, въезжая в Корсаков.

Не думаю, что дожди, время и всё сгубили здесь напрочь: наверняка остов ещё жив. Так почему не довести его до ума, соорудив Дом ветеранов?

МЕСТА ПАМЯТИ

А к местам и памятникам (речь не о кладбище, рассказывать о состоянии которого надо отдельно). Давно пора проложить туристический маршрут, причём высокого качества. К нам могут потянуться туристы из той же Японии. Для их дедушек и бабушек Корсаковский район - это такая же родина, как и для нас. В мире  не так много мест, где жили японцы десятилетиями помимо своих островов. При восстановлении объектов и соседней страны, и наших, создании туристического маршрута, повторю, можно было привлечь на остров достаточное количество путешественников. Много полей, лесов, рек и озёр вокруг, которые можно использовать для отдыха и любительской рыбалки.

За последние годы ветхое деревянное жилье сносится. Людей переселяют потихоньку, не плохой проект по освещению федеральной трассы Корсаков-Южно-Сахалинск. Идёт ремонт фасадов и крыш. Стадион, площадь, сквер в начале Советской. Имеем аэродром «Пушистый», где летом проходят спортивные мероприятия (после Второй мировой в районе было несколько военных воздушных гаваней, включая - морской авиации). «Пушистый» рядом с городом, сейчас там началось и какое-то движение, связанное с полетами малой авиации.

Наконец-то, организована круглосуточная подача холодной питьевой воды в многоквартирные дома, которая до недавнего времени была почасовая. О горячей, конечно, пока даже не мечтаем. 

Но всем позитивным изменениям, которые тоже есть, не хватает скорости, качества и творческого замысла. Вот и я уже скоро перешагну 30-летний жизненный рубеж в ожидании прорыва к лучшей жизни...

МОИ ВОПРОСЫ - РУКОВОДСТВУ

А теперь - подведём итог. И из всего сказанного - сформулируем вопросы руководству.

Сахалинская область и город Корсаков имеют СПГ - это самый большой завод СПГ в мире, плюс добываем газ и нефть. Есть торговые порты, сами черпаем водно-биологические ресурсы. Напомню также, 2017 год объявлен президентом РФ годом Экологии в России.

Возникает вопрос, как такое возможно и не противоречит ли это здравому смыслу, что имея всё выше перечисленное, нашгород не имеет очистных сооружений(хотя имеет право на благоприятную среду обитания). А пока все нечистоты десятилетиями выливаются напрямую в Анивский залив, отравляя его жизнь. Обитающие в них рыба, моллюски, включая гребешок, мы потом ещё и потребляем в пищу. Разве это не на уровне средневековья? Только в те далёкие века были биоразлагаемые отходы, а сейчас - вечной синтетики нет конца. Это моющие средства, моторные масла и прочие продукты современной промышленности. Почему с завода, который находится на территории, принадлежащей району, а также идущие к нему трубы в том числе с газом, проходящие по нашей земле мы не можем брать газ для использования в котельных, которые до сих пор отапливаются на угле? Вот в Южно-Сахалинске смогли же решить проблему.

Волнует меня местное «чудо» такого рода. Почему дорога (о которой уже поминал выше) от Корсаков до завода СПГ, которой почти десять лет, в идеальном состоянии (для её возраста). И сохранилась лучше, чем любые другие асфальтовые дороги в нашем городе, включая совсем свежие?

Полностью запрещен горожанам выход на пирс. Правильно ли? При передаче этих земель в частные руки, интересы жителей города не учли. Наверное, можно же проявить навыки дипломатии и договорится о выделении участка или пересмотреть договора. И внести поправки для учёта интересов жителей. Или предложить взамен одной территории другую.

И ключевой, завершающий вопрос - про мусор. В полной мере его я не раскрыл выше. Повторю, все грунтовые дороги в черте города завалены строительным и бытовым мусором. Раз для решения этой проблемы не достаточно простых административных мер, значит, нужен комплексный подход. Во-первых, необходимосделать въезд на городскую свалку бесплатным. Это же очевидно, как дважды два. А всем жителям частного сектора включить в квитанции небольшую плату за приём мусора. Так как любой человек производит отходы своей жизнедеятельностью. И зачастую выбрасывает его в контейнеры, принадлежащие многоквартирному дому. Либо попросту не в положенном месте, где придётся.

Там, где это целесообразно, где есть скопления частных домом, стоит поставить контейнеры и организовать вывоз мусоровоза. А где этого нет, просто включить в квитанции, напомню, оплату, но доступ на городскую свалку сделать абсолютно бесплатным. Эта проблема относится так же к экологии: мусор, выброшенный в том же лесу, пускает «соки» под землю, потом и сам срастается с родимой. Так что с годами обнаружить его нереально. Но он продолжает отравлять окружающую среду, а вывозить из леса - ещё и дополнительные затраты.

Предлагаю ввести и штрафы за вываленную машину мусора, за вылитое моторное масло и выброшенный аккумулятор. И провести эксперимент на нашем городе, вплоть до рассылки по почтовым ящикам перечня штрафов с пояснением, что въезд на ту же свалку -бесплатный. А в случае, если кто-то увидит, как выбрасывают мусор не в положенном месте, то может заснять это на видео, а информацию предоставить в администрацию. Что, клеймо сексота и доносчика повесят? Но тогда мы никогда не избавимся от хлама. А во всех цивильных странах эта мера давно прижилась. Поэтому и порядок.

Так что не спешите клеймить. Во-первых, город будет массово проинформирован. И само ощущение, что тебя каждый может заснять на видео и к «позорному столбу», да ещё и оштрафуют, всё-таки заставит выбросить мусор туда, куда ему и дорога.

Необходимо, на мой взгляд, организовать целую программу, по которой граждане будут сообщать о стихийных свалках мусора, которые город таки начнёт вывозить. На их месте, в комплексе мер, новых появляться не должно в принципе.

Очень хочется встретить однажды старость в красивом, уютном и чистом городе. Корсакове. Где всё для человека. И во имя - человека. Неужто жоживу?

Сверху город - как город. А вот если бороздить его ножками...

Комментарии

Еще записи этого автора

Как завести блог?

Блогеры

Комментарии в блогах

Популярное в блогах

Теги в блогах