Сегодня
16+
 

Игорь СНЕГИН

22 сентября 13:04 / история / мосты / транспорт / туннели / туризм 1413
После провала трагического тайной стройки века

МОСТЫ ИЛИ ТОННЕЛИ?.. Часть первая

«Конечно, сначала надо хорошенько просчитать все варианты», - сказал мне наш «главный  ваятель» Валерий Мозолевский, гендиректор Сахалинского саморегулируемого объединения строителей.

БРАК ВЕКА

«У этого проекта большая и неоднозначная история», - добавил Анатолий Рудницкий, руководящий сегодня одной строительнойкомпанией Сахалина, а в прошлом - страшно сказать, командовавший на острове контрразведкой. И потому знающий многое не понаслышке.

Действительно, было много проектов и даже одна реальная попытка. Но...

Радость от воссоединения всего Сахалина с РСФСР тогда, после Второй мировой, была ничуть не меньше недавней  бури восторга после возвращения Крыма в родную российскую гавань. А тогда, обескровленной жуткой войной, принимаются эпохальные решения, затрагивающие будущее островного региона. Ещё в 1949 году по инициативе Иосифа Сталина, решено было делать резервную паромную переправу и рыть тоннель. На следующий год Совмин СССР издал секретный вердикт: строим не мост, ажелезнодорожный тоннель! Который соединит Сахалин и материковую часть страны.

И работа закипела сразу с двух берегов, почти на четыре года - с 1950-го по 1953- й.

Пролив Невельского...

«Пробивали путь на севере, в самом узком месте пролива Невелького, идя навстречу друг другу - с острова и Хабаровского края. Сюда с Магадана несёт свои воды холодное течение, с юга - тёплое. И если бы вознамерились воздвигнуть мост, по весне опоры срезало бы, как гигантским ножом потоком мощной ледяной шуги», - продолжает былой контрразведчик, хранитель многих и многих тайн из той, советской эпохи.

Звенья ствола - несостоявшегося тоннеля на Сахалине...

Сделав небольшую паузу, Анатолий Яковлевич добавил:

- Вопреки расхожему мнению, тоннель практически был уже построен! Но из-за незначительного просчёта в проекте, меридианы  не совпали. И это стало настоящей трагедией, замалчиваемой много лет. Говорят, главные инженеры сразу двух строек (сахалинской части и той, что велась  с материка), узнав о ЧП и грозящем суде и позоре, покончили жизнь самоубийством. А проект пришлось закрыть, причём по объективным, как видим, причинам, а не из-за смерти, как принято считать, Иосифа Сталина. Повторю, две магистрали, идущие навстречу друг другу под проливом, не совпали. Случайно или преднамеренно, однако произошло худшее из возможных вариантов - брак века. Ибольшинство операций предстояло начинать заново. Денег и сил на это наскрести уже было нереально в те непростые годы восстановления страны».

На этой драматической ноте прервём воспоминания полковника КГБ (ФСБ) в отставке иповоротимся в наше время.

ПОЧЕМУ САХАЛИН - НЕ САЙПАН?

Да-да, такая идея - превратить Сахалин в Сайпан, периодически тоже озаряет самых дерзких. Тем паче, что дивный остров, где вечное летов Тихом океане нам вроде как очень родном и близком тоже. Правда, там, совсем рядом с Сайпаном - Гуам (не путать с индийским раем Гоа). Гуам - американский сколок, последнее время ставший ещё и «мишенью» для продолжателя бессмертных идей Чучхе. На эту сказку (Гуам) неподражаемыймолодой тяжеловес (он же товарищ  Ким ЧенЫн из КНДР), грозится,  в случае чего, уронить  свою  атомную бомбу. И значит, вся эта дичайшая заваруха, даже если останется виртуальной, способна распугать отдыхающих и из соседнего Сайпана. Зато они, туристы, могли бы обратить свои взоры на Сахалин, где ещё, к сожалению, не проклюнулись пальмы, но уже в достатке естьидеи и проекты. Очень смелые и просто дерзкие. Опять же, и с главным товарищем из Северной Кореи мы пока не успели шибко разругаться.

При некотором воображении Сайпан можно принять за Сахалин...

Совсем не шучу: наши соотечественники уже не первый век (!) предлагают превратить Сахалин (и окрестные приморские  земли) в курортную Мекку. Причём очень просто: насыпать мощную дамбу в самом узком устье пролива Невелького (каких то 5-6 км с гаком). Отгородившись от зябких вод с Севера, оставив в Татарском проливе только тёплое Куросио - течение...

Холодное же надо перенаправить, то есть вынудить огибать наш  Сахалин уже с севера. И дальше уходить в Тихий океан, гдезнойные Сайпан и прочие гуамы мечтают о прохладе. Да, говорят, дубак ощутят и у нас, но только на локальном расстоянии в 100 км (по обе стороны от пролива). Зато в прочих районах Сахалина пропишется чуть ли не филиал субтропиков.

Сахалин, восточное Приморье и южная часть Хабаровского края (включая предгорья Сихотэ-Алиня), мечтаем дальше, зарастут  тогда пальмами. Морские порты - Советская Гавань, Де-Кастри и  Ванино станут  совсем незамерзающими. И туристы, вместо знойных Таиланда, Вьетнама, Индонезии с Камбоджей, повалят  к нашим южным сахалинским берегам...

Чем чёрт не шутит?

По предварительным прикидкам, смена гидрологического режима к северу от дамбы не повлияет на биологическую продуктивность Охотского моря. Потому что воды Амура, огибая Сахалин с севера, тоже будут уходить на восток и смешиваться, как говорилось выше,  с водами Тихого океана. Зато к югу от дамбы фантастическипоменяется и гидрология, и биология.

Вспомним, куда «плавно Амур свои волны несёт»...

«Потепление климата после строительства дамбы, преграждающей доступ водам Амура в Татарский пролив, станет неизбежным», -  полагают дерзкие проектировщики. Правда, никто не берётся предсказать, к каким последствиям это приведёт через годы и годы. И тут нас опускают на грешную землю - мол, перво-наперво, надо сделать серьёзные расчеты. А на них, конечно, пока никто тратиться и не спешит.

Идею строительства сахалинской дамбы и изменение русла Амураозвучивали и в думе Владивостока. Её избранник, известный рядом своих неординарных поступков Александр Приходько, даже посчитал, что затраты на столь масштабные мероприятия могут составить всего ничего - каких-то 65 миллиардов рублей (это  заметно меньше нынешнего годового бюджета Сахалинской области). А вот экономический эффект от проекта составит... страшно сказать, почти два ТРИЛЛИОНА рублей. Точнее, если верить господину Приходько из Приморья, то меньше:1,9 триллиона рублей, но всё равно - впечатляет!

Политик из соседнего региона уверяет, что строительство дамбы и канала обойдётся не дороже почти аналогичного объекта в Санкт-Петербурге. И, кроме всего прочего, поможет в будущем избежать  катастрофических наводнений на главной водной артерии Дальнего Востока.

Приходько добавляет, что необходимость искусственного  изменения климата на юге ДФО обусловлена продолжающимся оттоком населения из региона. ЮНЕСКО прогнозирунт: к 2025 году число жителей Дальнего Востока может сократиться до 4,7 миллиона человек (уровень 1959 года), а к 2050 году - снизиться  вообще до четырех миллионов человек. Вот, значит, дабы не плыть по течению, а переломить сложившуюся тенденцию, и необходим переход к инновационной модели развития. В том числе на основе головокружительно смелых  проектов, дающих быстрый эффект в  социальном  и экономическом плане.

Действительно, а почему нет?

И сахалинская дамба здесь очень кстати подвернулась. Правда, сравнение с Питером лишь отчасти корректно. Тамошняя многострадально-уникальная дамба, спасающая великий город от  жутких наводнений, протянулась на 25 километров и 400 метров (наша от силы могла бы претендовать на 10-13 км) и строилась в Питере в мукахпочти треть века (30 лет!).

Легендарная уже Питерская дамба...

Также несколько сомнительно, что обошлось столь грандиозное сооружение в Санкт-Петербургев 65 миллиардов (на примере возведения тамошнего футбольного стадиона, ставшего рекордно дорогим в мире, мы уже знаем об аппетитах тамошних ваятелей, так что пример не убеждает в дешевизне проекта).

Но сама идея, конечно, право на жизнь имеет точно. Особенно хотелось бы увидеть на Сахалине пальмы, которые бы дополнили «небо в алмазах». И не в чахлом нашем Ботаническом саду, а на вольном берегу.

Тем временем, страсти не утихают, как и череда удивительных предложений. Напротив, спустя более 60 лет после смерти Иосифа Сталина, политики первого ряда уже в полный голос говорят о строительстве моста. Некоторые его даже видят его с дамбой, производящей...  электричество!

ПЛАНЕТАРНЫЙ ПРОЕКТ

В феврале 2017 года на Российском инвестиционном форуме в Сочи спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов (бывший глава президентской администрации) сообщил уважаемой публике следующее: при условии строительства моста через пролив Невельского возможно начало обсуждения строительства и тоннеля между Сахалином и островом Хоккайдо! Он может обеспечить в будущем железнодорожную связь с Японией.

А уже летом, 15 июня 2017 года, в ходе прямой линии, президент  РФ впервые заявил, что «планы моста на Сахалин реанимируются». По словам Путина, стоимость моста будет ниже, чем перехода через Керченский пролив,но (запомним!) вместо него возможно строительство тоннеля. Решение о начале стройки пока не принято. Но, отметил президент, по предварительным расчетам, строительство может обойтись в 286 миллиардов рублей (это без учёта стоимости работ по возведению подъездных путей на острове и в Хабаровском крае).

А седьмого сентября этого года, то есть через неполных четыре  месяца, глава РФ уже предложил воплотить в жизнь проект транспортного соединения островов Сахалина и Хоккайдо.

«Мы планируем мост построить на Сахалин, выйти потом, соединить Сахалин и Хоккайдо - это вещи абсолютно планетарного характера», - заявил он на пленарном заседании Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке.

И добавил - о планах соединения корейской железной дороги и Транссиба, об энергетическом кольце, призванномохватить ряд азиатских стран –«всё это может привести к значительным изменениям инфраструктуры, энергетики и высоких технологий», - подчеркнул Владимир Путин, не удержавшись, эмоциональнодобавив: «Это захватывающие вещи».

И здесь можно было бы поставить точку, мечтательно прикрыв глаза, погружясь в красивую иллюзию будущего. Или лучше всё-таки вспомнить-проанализировать варианты... Чтобы опять «не нарубить дров», да?

СТАРТ ИЗ  НЕБЛИЗКОГО 1875

Да-да, первое предложение о возведении постоянного транспортного перехода на Сахалин появились, в это трудно поверить (!), сразу после вхождения острова в состав Российской империи. То есть, в 1875 году.

Стражиострова –«динозавры» мыса Крильон, не защитили Сахалин в 1905-м от коварного японского десанта...

Говорят, уже тогда существовали проекты моста (и дамбы) через пролив Невельского, которые, впрочем, так и оставались прожектами, в том числе из-за малой экономической целесообразности. Население огромного Сахалина составляло около 48 тысяч человек, включая айнов, представителей коренного здешнего народа.

Полностью же от планов строительства моста (или дамбы) царское правительство отказалось лишь в 1905 году. И не по своей воле. Дело в том, что в мае того же года императорский флот Японииразгромил эскадру русского флота во время так называемогоЦусимского морского сражения. Это поражение прямо повлияло и на судьбу Сахалина.

Такой Цусимскуюбитву 1905 года увидел художник...

Российский военный губернатор и начальник местных войск генерал Ляпунов был уверен, что Сахалин, особенно в зимнее время, недоступен для войск противника. Последний думал иначе: после Цусимы, лишившей Россию флот на Дальнем Востоке, японцы приступили к подготовке высадки десанта...

Не будем углубляться в детали (это тема другого рассказа), заметим только, что в итоге Российская империя впервые за многие десятилетия потеряла (в боях!) часть своей территории, и только спустя 40 лет Южный Сахалин вернётся обратно домой - после разгрома частей Квантунской армии советскими войсками в августе 1945 года.

Но вот о строительстве  перехода между материком и Сахалином задумалось раньше и молодое советское правительство. Так, в конце 1920-х годов в районе пролива Невельского (здесь же дельта Амура), прошли и первые инженерные изыскания, вскрыв нешуточные трудности в случае строительства моста или тоннеля. Помимо прочего, территория оказалась в зоне с повышенной сейсмичностью. Строительство могли тормозить неустойчивые или трудные для проходки грунты. Почесав затылки, отложили до лучших времён.

ЕЩЁ РАЗ ПРО «СОВЕТСКУЮ ПЕСНЮ»

Повторим, по итогам Второй мировой СССР вернул контроль над всем Сахалином. В 1949 году генсек ЦК ВКП (б) и председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин решил: проект - воплощаем! И в марте 1950 года в Москву вызвали первого секретаря Сахалинскогообкома ВКП (б) Дмитрия Мельника.

На переднем плане в  роскошном чёрном   пальто - Дмитрий Никанорович Мельник, первый секретарь Сахалинского обкома (примерно 1948 год)...

Принял его, говорят, сам Иосиф Сталин - хотел узнать, что он думает о строительстве на остров железной дороги (через тоннель). По некоторым данным, её замышляли начать возводить  ещё в 1940-41 годах, но начавшаяся война порушила планы. Мельник осторожно отвечал, типа - дело хорошее, но дорогое и в настоящее время вряд ли, наверно, подъёмное: только-только закончилась война... 

Эти общие и пространные аргументы на Сталина особого впечатления не произвели. Он только укрепился вомнении:  тоннель надо пробивать!

А пятого мая 1950 года уже было подписано секретное постановление Совмина «О строительстве железной дороги Комсомольск - Победино на Сахалине, тоннельного перехода и паромной переправы через Татарский пролив». Планировалось, чтопройдет тоннель под мысом Невельского и будет иметь общую длину в  12,9 км. Предусмотрели и строительство подъездных путей на Сахалине (327 км) и порядка 400 км от Комсомольска-на-Амуре.

Генералиссимус Иосиф Сталин...

Проектирование и подготовительные строительные работы начались в апреле 1950 года. Трудились на них условно-досрочно освобожденные (и заключенные) ГУЛАГа, как и вольнонаемные специалисты. К началу 1953 года на стройке работали 3,7 тысячи человек. В Хабаровском крае построили 120 км путей до станции Черный Мыс (разобрана, увы, уже в начале 2010-х годов, как и заметная часть путей на Сахалине). На мыс Лазарева пароходами везли энергопоезда (с мощными электродизелями). Обустраивалибыт строителей. Сюда же подвозили железнодорожные рельсы (широких - материковских размеров) и шпалы...

Вольнонаёмные и зеки, по сути, трудились на этой стройке века вместе. Причём последним один день засчитывался за три с половиной. То есть, фактический год работы - погашали отсидку сразу трёх с половиной лет. А два года повкалываешь,и все семьскостят! Так что желающих невольников было, хоть отбавляй.

В Сети наткнулся на пространные рассказы, как в практически построенный тоннель примерно  в 1953 году хлынула вода (два течения наверху мощные, подмывали). Всё затопило. Люди погибли. Стройку закрыли.

Но вот подтверждающих эту версию документов (и реальных свидетельств) нет. Точнее, если где-то и есть, то пока необнародованы. А без фактов и свидетельств это только слухи.Поэтому пока склоняюсь больше к версии полковника КГБ-ФСБ, что тоннель был построен, но из-за трагически-фатальной проектной ошибки ему не суждены были грядущие лавры Ла-Манша...

Дорога к так и не заработавшему  тоннелю...

Да, успели многое, если не всё. Мощные шахтные стволы для прокладки тоннеля и сегодня впечатляют. Работали в несколько смен. И стимул был: кому в несколько раз, мы уже знаем, снижали лагерные сроки, а кого и просто - хорошие заработки радовали. Плюс нормальное питание. Но, как уже говорил в начале этих заметок бывший начальник контрразведки острова, инженеры ошиблись в расчётах. И состыковки стволов не случилось (один рукав пробивали с Сахалина, второй - с материка). Увы, увы, они  разминулись навсегда! А должны были - слиться...

После тайных разборок и нескольких негромких смертей на стройке, ушёл в иной мир и сам вдохновитель проекта - Сталин. Тоннель, зашедший в тупик с каждой из сторон, стал просто историей. Страшилкой. Фантомом. Хотя планы завершения (продолжения) строительства тоннеля, с исправлением ошибки, существовали и при Никите Хрущёве в начале 60-х. И при Леониде Брежневе в 1970-х годах, при проектировании Байкало-Амурской магистрали (БАМа). И они все остались на бумаге.

ПРОЕКТЫ И ПРОЖЕКТЫ

После трагического распада СССР предложения о строительстве тоннеля или моста на Сахалин стали вновь появляться на свет. Так, в 2001 году правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». И она предусматривала  возведение «железнодорожной линии, соединяющей о. Сахалин с материком (507 км), для освоения грузопотока в размере 5-7 миллионов тонн в год с возможным ростом в перспективе до 20 миллионов тонн».

Но в 2006 году эта линия была исключена из программы принятыми поправками.

Единая (пока в мечтах) схема дорог с Японией, Сахалином, Россией...

В 2008 году переход на Сахалин включили в Стратегию развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением правительства РФ от 17 июня 2008 года). Но официального решения о строительстве так и не приняли, ограничившись красивыми разговорами. Тем не менее,   идея никогда не покидала умы и сердца: неоднократно обсуждалась на совещании межведомственных рабочих групп. В том числе с участием профильных федеральных министерств, администраций Сахалинской области, Хабаровского края и ОАО «РЖД».

Как правило, в приоритете почему-то был проект железнодорожного моста через пролив Невельского, хотяот него по объективным причинам отказались ещё в начале 50-х годов прошлого века.Напомним, весенний ледоход, идущий со стороны Колымского края, напрочь лишал каких-либо шансов сохранить опоры моста невредимыми.

Справедливости ради, стоит сказать - регулярно рассматривались ипроекты тоннеля или дамбы. Всего длина железнодорожной ленты должна составить 580 км: начиная от станции Селихино близ Комсомольска-на-Амуре и до посёлка Ныш на северо-востоке Сахалина.

Или - всё только начинается?

Опять же, давайте присмотримся к опыту соседней Японии: чего там больше между островами - тоннелей или мостов? И почему?..

Комментарии

Еще записи этого автора

Как завести блог?

Блогеры

Комментарии в блогах

Популярное в блогах

Теги в блогах