Сегодня
16+
 

Игорь СНЕГИН

16 января 16:46 / история / новый год / праздник / рождество / святки 929
Затяжные праздники:немного истории

НОВОГОДНЕЕ ПОСЛЕВКУСИЕ Часть вторая

Успел заснять, на мой взгляд, самую очаровательную ёлочку островной столицы- у старого здания ПСО по Компроспекту...

Старый Новый год почтивсегда получается камерным, несуетным и очень домашним. Не надо, выпучив глаза, носиться по магазинам. Затариваться бутылками и продуктами на много-много праздных дней. А ещё накручивать, накручивать себя - то не успел, другое. И главное, терзаться: угодил ли с подарками или опять, как и год назад промахнулся?..

На Старый (и вроде, как необязательный Новый год) уже сходит на нет всябудоражащая пена нескончаемых застолий, берущих своё начало со второй половины декабря (так называемая пора корпоративных посиделок в кабаках). И похмельные синдромы, несмотря на строжайший Рождественский пост (и последующие покаяния) тоже уходят в мало кому интересную историю конкретных физлиц.

Главный праздник наших предков (дореволюционная открытка)...

Ночью, с 13 на 14 января, практически нет истошной истерики за окном из петард.И бесконечных звонков с поздравлениями. Наконец-то можно запросто выключить телевизор (от него уже никаких чудес не ждёшь), ипросто наслаждаться уютной компанией, добрым вином, бесконечно прекрасной (и тихой!) ночью.Потому что в домашнем кругу уже нет случайных гостей, перед которыми надо вытанцовывать, как-то развлекая. НЕ надо есть до одурения (чтобы не обидеть хозяйку). Не надо ждать дежурной речи по ТВ и Курантов.

Зато обязательны горящие свечи на столе. Душисамыхстойких (и самых близких), проверенных временем. Обычно ихот трёх до пяти-семи, с которыми и погадать в колдовскую ночь (забава с привкусом детского ожидания счастья), и«наколядовать» на символический подарок. Потом пригубить. Отправиться в мысленные полёты к былым берегам, вспоминая лучшие мгновения былого. Или повернуть смело к грядущим, мечтая  неспешно о чём-то хорошем и светлом.

Всем хорошо, как некогда в бабушкином пуховом платке у распахнутой дверцы дышащей жаром печи.

ВЗАПРАВДАШНИЙ И НАСТОЯЩИЙ

Наверно, потому бывает в эту ночь не просто  хорошо, а по-особому сердечно, что Старый Новый год взаправдашний и настоящий. Проверенный веками. Ведь если летоисчисление современное идёт от Рождества Христова, то по логике сначала Он должен РОДИТЬСЯ, а затем уже и начинать открывать первую страницу календаря. Разве нет? А у нас с 1918-го эти события перевёрнуты с ног на голову. Потому что сначала идёт отмечание официального Нового года, и только через неделю(!) после него  - наступает Рождение Христа...

Нонсенс. Отсюда и приверженность некоторой части населения Старому Новому году, который, как официальныйпраздникпризнала Польская православная церковь (с 2014 года).Остальные 11 поместных православных церквей мира отмечают день рождения Христа, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря. Потому что придерживаются так назывваемогоновоюлианского календаря -благодаря изменениям, внесённым в юлианский календарь, принятого в 1923 году на совещании Православных Церквей.

Сейчас новоюлианский календарь называют чащегригорианским, поскольку он совпадает с ним.Иерархи  РПЦ не раз заикались о том, чтобы перейти, наконец, на этот самый, григорианский календарь. Но к единогласному мнению прийти им не удаётся. И   ничего ведь в итоге не меняется! Хотя, конечно, тема остаётся сверхактуальной.

Ссылки на то, что только на наше православное Рождество в Храме Гроба Господня в Иерусалиме сходит благодатный огонь (равно на Крещение Христа, 19 января, вода становится святой),достойны уважения и изучения. Но почему не попробовать изменить даты вслед за всем миром? И посмотреть, что будет. А будет, дерзну предположить, такое же ожидаемое чудо: и с огнём, и с водой. Потому как, если есть Бог, он тоже должен понимать сегодняшнее противоречие, когда мы, повторю, празднуем Новый год перед Рождеством самого Иисуса  Христа, учителя вознесённого, почитаемого христианской церковью - Богом...

И значит, должен внять и уважить, соответственно, чуть сместив-передвинув во времени эти чудесас огнём и водой. Разве нет?

Сошествие Святого огня. Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) на православное  Рождество...

Разница между юлианским и григорианским календарями через каждые сто с небольшим лет возрастает на один день, и уже в нынешнем веке составит 13 суток. В 2100 году различие в летоисчислении составит 14 дней. Таким образом, 25 декабря по юлианскому календарю придётся уже... на 8 января (по григорианскому календарю).

Разница между григорианским и новоюлианским календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в 1 день накапливается за 128 лет, григорианского - за 3.333 года, а новоюлианского - за 40 тысяч лет).

ПО НАШЕМУ, ПО СТАРОМУ

Стоит вспомнить и приличный отрезок отечественной истории, вроде особо не испорченной ножницами царствующей цензуры. По нему получается,что минимумдва века кряду, до прихода в Зимний дворец большевиков(в октябре 1917-го),именно в этот день наши предкии встречали Новый год.

Пётр Первый, российский самодержец...

Церкви Европы и Россиисто лет живут по разным календарям. По «старому стилю» - юлианскому календарю, разработанному александрийскими астрономами и введенному в действие Юлием Цезарем 1 января 45 года, днём рождения Иисуса Христа считается, повторим, 25 декабря. Юлианский календарь, мы уже знаем, был несовершенен, допускал погрешность, которая к 1582 году (по отношению к реальному астрономическому времени) составила +10 суток. И продолжала расти. Тогда по решению Римского Папы Григория XIII многие страны перешли на новый календарь, впоследствии названном григорианским. Он нивелировал  имевшиеся погрешности во времяисчислении.

В Риме по «новому стилю» начали жить с октября 1582 года: за 4 октября сразу наступило 15. После чего пошёл более точный отсчет времени. Чуть позже на григорианскийперешли и другие страны Запада.

У России, конечно, на многое традиционно свой взгляд (и путь). Здесь не приняли «новый стиль», продолжая вести исчисления всех православных событий по юлианскому календарю. Григорианский же привела обычную жизнь революция17-го. И с 1918-го года   узаконила советская власть. По сути, светская. Ацерковная, ужеотделенная от государства, с этим не согласилась. И, не смотря на все гонения и притеснения, стоически (или даже героически) продолжила жить (и живёт по сию пору) по юлианскому времяисчислению. Хотя сегодня вроде бы от былых видимых трений (между светской властью и духовенством) и следа не осталось. Напротив, первые лица государства - обязательные гости соборов в дни великих церковных событий. А ничего не меняется в календаре РПЦ.

И Рождеством у нассчитается не 25 декабря, а7 января...

Из Поместных Православных Церквей 25 декабря Рождество (до Нового года) отмечают: Кон­стан­ти­нополь­ская, Румын­ская, Бол­гар­ская, Кипр­ская, Эллад­ская (Гре­че­ская), Алек­сан­дри­йская, Антио­хий­ская, Албан­ская Церкви, а также Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Аме­ри­ке. Из автономных – Финляндская Православная Церковь.И, конечно,  католики и протестанты.

7 января Рождество Христово, как и мы, отмечаютИерусалимская, Русская, Грузинская, Украинская, Православная церковь Чешских земель и Словакии, Сербская и Польская Поместные Православные Церкви (а также монастыри святой горы Афон, и автономные православные церкви – Китайская и Японская), живущие по старому  календарю. И ещё - многие католики восточного обряда типа Украинской Греко-Католической Церкви, некоторые российские протестанты, русские старообрядцы.

Задолго до всех этих разночтенийна Руси праздновали разве что  окончание сезона сбора урожая.

Такой неповторимой было сердце Руси - её соборная площадь в Московском Кремле, частью безвозвратно порушенная Сталиным и Хрущёвым.

А когда влияние Византии возросло, наши предки стали встречать и  Новый год,но с 1 сентября. Этот праздник отмечался на дивной Соборной площади Московского Кремля, где проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» и другие. Главные действующие лица:Патриарх и царь, которые поздравляли друг другаи собравшийся на площади честной народ - служилых, бояр. Когда высшие лица заканчивали обмен церемониями, царя приветствовала вся площадь.Люди били челом в землю, а царь-батюшка отвечал им поклоном. Никаких массовых гуляний в те далекие времена, впрочем, не наблюдалось.

За Новый год (в его нынешнем восприятии) мы обязаны фигуре яркой и противоречивой - первому русскому императору Петру Первому. С 1700 года он порешил - в России отныне праздновать Новый год весело, как в европейских странах.  

Встречали его 1 января по юлианскому календарю, который у нас  называли «старым стилем».Впервые в 1700 году празднования длились 7 дней. Причём всем домовладельцам высочайше было предписано для украшения поставить во дворах хвойные деревья, зажигать смоляные бочки, пускать ракеты, палить из ружей и пушек. Это не считая Святок - гуляний, идущих из тьмы славянской  древности.

И РАДОСТЬ -  В КАЖДЫЙ ДОМ

Святки: колядуют и детки себе на угощения...

И взрослые не отстают...

Святки до принятия христианства на Руси - это языческоеторжествоСвятовита(одно из имен верховного бога неба - Белбога). По другим источникам, сие слово происходит от старославянского «святки» -души предковСвяточные обряды в древности представляли собой какоберегающие заклинания на весь год, так и гадания о будущем. В ходу были и магические обряды, впрочем, тоже осуждаемые православной церковью.

Многие считают, что Рождество Христово и Коляда (древний праздник славян) неразрывно связаны. На самом деле, с языческих времен, когда люди верили в разных богов, уже существовала такая традиция, как Коляда. Праздник этот посвящался небесному владыкеДаждьбогу. Древние люди верили, что после зимнего солнцестояния просыпается Бог неба, поэтому продолжительность дня начинает увеличиваться. Предки благодарили Даждьбогавосхваляли его с помощью обрядовых песен–колядок.

Некоторые традиции, несмотря на все перипетии времён и периодические гонения со стороны властей (а то и церкви), в той или иной степени выжили и дошли и до наших дней через тысячелетия!Чему я сам бывал не раз свидетелем (а то и участником) не только на Украине, Беларуссии, а и на  Колыме.

Что значит колядовать (участвовать в празднике Коляды)? Это быть ряженным, в том числеи в шкуры- допустим, вывернутый наизнанку овчинный тулуп. Приветствовались и рога животных. И просто комические переодевания. Грим,  маски. Колядные песни. Благодарение колядовщиков - обязательный ритуал! Одаривают  сладостями, продуктами, монетами и прочим добром (иначе удачи не жди весь год, а удивлённые колядующие засипят дом пшеном или просом). И навлекут неприятности, которые никому, разумеется, не нужны.

Колядуют (придуриваются, играют) и стар, и млад...

А ещё популярны игры молодых. Гадания незамужних девушек - обязательный был ритуал (достаточно вспомнить шедевры Гоголя!). Коляда –  главный зимний праздник, который был самым большим со времен язычников, как сейчас Рождество Христово для  христиан.

Последние столетия Святки несколько трансформировались от появления первой звезды в канун Рождества (на Коляду) и до крещенского освящения воды (у нас сейчас - 19 января).

Это и под влиянием Церкви древниеСвятки (о них стоит однажды поговорить отдельно) стали связывать с рождественскими обрядами, отмечаться уже по церковному календарю от Рождества до Крещения. Хотя во многих славянских традициях

КОЛЯДА  - ВЕСЁЛЫЙ ПРАЗДНИК

«Сеем, веем, развеваем
И достатка вам желаем,
Не скупитесь на блины,
Чтоб красиво пели мы».

Это одна из самых простых частушек на колядки, которую помню ещё с колымского детства...

Святки делились на две половины — до Нового года и после. Первая неделя Святок нередко считалась более значимой, в это время особенно строго соблюдаются запреты и предписания. Если весь святочный период в восточном Полесье называли святые вечера, то первую неделю — вельми  (очень) святые.

Святки на Руси - с песнями, плясками, ряженными...

На Русском Севере первая неделя Святок называлась святые вечера, а вторая — страшные вечера. Святки воспринимаются как единый цикл, о чём свидетельствует не только состав обрядов и их мифологическое содержание, но и единая терминология. Например: «Три Коляды у нас было. Коляда была первая перед седьмым январём - Рожствянская. А другая Коляда называлась жирная, а третия Коляда называлась голодная».

Их совпадение по времени (начало года) способствовало сближению славянской святочной обрядности с церковной. Святки  насыщены магическими обрядами, приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет их из всего календарного года. Заканчивается старый и начинается новый год. Рождается Спаситель, мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью.

Красивый праздник...

С «пограничностью» периода между старым и новым хозяином -  годом связывали (и связывают многие сейчас) представления о приходе на землю (с того света) душ умерших. И разгул нечистой силы в середине зимы.

По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живыхдавало шанс приоткрыть оконце в своё будущее. Чем и объясняются многочисленные святочные гадания.

Из века в век:желают знать что будет...

В этот период нельзя жениться, зато обязательно стоит дарить и принимать подарки, тогда в наступившем году и в нашем доме будет достаток и изобилие. Всё это сопровождаемискреннимпожеланиями добра!

Поздравляя всех, даже если с некоторыми из знакомых общались  очень давно - это гарантия того, что  в 2018 году у нас появятся  новые приятели, подруги, а друзья не покинут нас.И ещё. Знакомые (и опытные) колядовщики говорят, что если даже в обычные дни негативные мысли и чувства плохо сказываются на нашей жизни, то в святки, ныне именуемые Рождественскими -  они могут и вовсе стать пагубными.

Поэтому: не ругаемся с окружающими. Ни про кого не говорим гадости, «иначе, говорят опытные волшебники, весь год будут одолевать хвори и напасти».

А всего-то и требуется, что быть приветливыми, добрыми  в эти волшебные же дни!

Да, чуть не забыл: с Рождества и до Крещения женщинам напрочьзапрещено играть в азартные игры. Считается, если нарушить это правило, то в будущем ни один мужчина не захочет связать с такой душечкой свою жизнь...

В данный чудесный период (он ещё длится и сейчас) никому нельзя отказывать в помощи, особенно детям, бедным и больным. Не обязательно жертвовать состояния, можно просто накормить бездомных. Или дать им немного денег. Зачтётся! 

Конечно, в святки мы будем вынуждены ходить на работу (службу), новогодние каникулы почему-то не длятся до Крещения Христа включительно. И заниматься повседневными хлопотами по дому тоже нужно, но надо помнить и то, чтотяжелый труд в это время не поощряется. На Руси считалось, что в этот период можно работать только половину дня, а оставшееся время желательно потратить на посещение церкви илипросто на веселье!

Такой вот период удивительный.

И ещё. Охотникам лучше забыть о своем хобби на святках...

 ОТ ЗВЕЗДЫ ДО ВОДЫ

Из-за того, что вскоре после выхода Указа Петра многие европейские государства перешли на современный григорианский, Русь всёравно упорно отмечала этот праздник - приход Нового года - позже, чем остальная Европа. Зато благодаря Петру  атрибутами стали фейерверки, хлопушки, прочие забавы в больших городах. И кое где-новогодняя ёлка!

В канун Рождества надо только дождаться появляется первой  звезды и понеслась душа! Праздник длится до освящения воды на Крещение. С древних времен очень много традиций и обычаев связано с таким периодом,часть из которых уже упомянута выше.

А ещё в стародавние времена в самый первый день Святок разжигали костер и...

Не давали ему затухнуть до Крещения! Все переодевались в праздничные наряды, пели, плясали (о походах по домам с колядками уже шла речь выше). Считалось, что такие обряды подарят хозяевам дома в Новом году только удачу: хороший урожай, процветание, любовь. Поэтому и можно входить в любой дом колядующимбез стука. Кому же не хочется избавиться нужды и прочих напастей?

Есть и традиция не выметать сор из дома с сочельника (6 января) и до 14 января. Зато потом весь мусор нужно сжечь за раз. Особое внимание в этот период уделялось снам: арождественские Святки –время пророческих видений...

Так ли это каждый волен решать сам.

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ

Очень по-разному отмечали  Новый год в Российской империи примерно 200 лет. А вот первыми елку запретили совсем не большевики, как принято считать, а Его Величество, самодержец Николай Второй. При том, что он тоже был немецких кровей, как  практически все из царствовавшего в РоссииДома Романовых (фактически Гольштейн-Готторп-Романовых). А новогодних ёлок (в современном понимании) царь Пётр всё-таки не приказывалустанавливать в каждом доме. Да и германской рождественской традиции его «некоторые украшения от древ» не в полной мере соответствовали.

Народ же тогда привык в ночь с 31 декабря на 1 января отмечать вечер Василия Кесарийского(или день Василия Великого, которого ещё уважительно называли Василием Свинятником. Поскольку он  считался покровителем свиней,на стол ставили блюда из свинины. Это мясо вообще было главным угощением не только во время Васильева вечера, но и в Рождественские святки («щедруху» гуляли ведь и дольше, и почищеМасленицы). А полноценные рождественские ёлки, украшенные игрушками, конфетами, в то время если и были, то редко, и в столице. В домах (квартирах) проживающих в Москве иностранцев (немцев-лютеран), сохранивших свои обычаи в России.С 1704 года новогодние торжества Петр I перенес в Петербург. Там и гуляли по-царски, причем явка на новогодниебалы-маскарадывельмож была обязательной.

После смерти Петра обычайпошёл на убыль. Наказаний за игнорирование публичных новогодних ёлок не было. А петровская затея в народе тогда не пустила корни, оставаясь чуждой  городской забавой. Селянам вообще не растолковали, зачем  пряники-конфеты на ёлку вешать. К тому же держава сразу перешла на петровский календарь.Народ же на Руси встречал наступление нового года 1 марта аждо конца XV века. В 1492 году Русская православная церковь перенесла новолетие наупомянутое выше 1 сентября.

И ещё.  Еловые ветки на Руси исстари - символ похорон. Ими  устилали путь, по которому несли тело усопшего на погост. Позже делали ещё и венки. Так что изначально ёлка не шибко  ассоциировалась у крестьян с праздником и кутежом.Потом,  православная церковь совсем не горела желанием продвигать в  массы чуждый лютеранский обычай. Хранили петровские новогодние забавы разве что питейные заведения. Крыши ресторанов-кабаков стали украшать ёлками, которые и после новогодних пиршеств не снимали. «Идти под ёлку» в те времена означал поход в питейную точку.

Второе нашествие новогодней ёлки на Россию опять было предпринято из Германии. И уже  более успешное!Так, уже при Александре Первом великий князь Николай Павлович в 1817 году женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из ёловых веток.В 1819 году Николай Павлович(через шесть лет он станетНиколаем Первым) по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце большую новогоднюю елку, а в 1825 году в Петербурге впервые же установили и  публичную елку.

Одна из первых ёлок в царском дворце...

Специальных игрушек тогда не было, ёль украшали конфетами,   фруктами. Могли пристроить плюшевого мишку (как на картине).

«Под ёлочку», которую в столице устанавливали 24 декабря, в сочельник, устраивали и царский банкет. Подавали (сохранилось меню) супы, пирожки, говядину с приправой, жаркое с салатом, огурцы солёные (их обожал царь), холодец по-шведски, крольчатину по-уэльски. А ещё - норвежскскую треску, миногу по-аббатски, и на десерт - мороженое.


А вот в деревнях ёлка в домах по-прежнему не приживалась. Зато  города новая мода завоёвывала: из Европы даже выписывали дорогие ёлочные украшения. В богатых домах устраивали детские  утренники. «Ёлкой» стали называть уже не просто кабаки-хорчевни, а рождественский праздник для детей (с обязательной раздачей подарков).

Затем при Александре III зародилась и традиция: члены императорской семьи выступали на новогодних, как бы сегодня сказали, «корпоративах». Царь с великими князьями ехал в манеж Кирасирского полка на ёлку для нижних чинов собственного Его Величества конвоя, сводно-гвардейского батальона и дворцовой полиции. На следующий день ёлка устраиваласьдля чинов, бывших накануне в карауле.

«Немецкое новшество» крепила и мода на немецких писателей, композиторов. Публика полюбила «Щелкунчика и Мышиного короля» Гофмана. Коммерсанты подогревали среди богатых страсть к выпендрёжу - у кого самая пышная и богато украшенная ёлка, бывало, обсуждала вся столица...

ЦАРЬ ЁЛКУ И ЗАПРЕТИЛ...

Но грянувшая в 1914-м война с Германией породила  нескончаемую волну антинемецких настроений в России. И весной 1915 года Николай II даже вынужден был утвердить «Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем». К зиме началась ликвидация немецких колоний в Поволжье (Сталин потом нечто подобное повторит), на Южной Украине, Кавказе. Их принудительно переселяли в Сибирь, на Урал (в том числе Южный, который с образованием Казахстана отойдёт этой новой республике). На русский манер Петроградом станет Санкт-Петербург - символически всё делалось правильно. А Новый год тогда воспринимался как праздник, занесённый к нам из вражеской Германии. Последней каплей стало поведение  немецких военнопленных в госпитале Саратова: накануне 1915 года они демонстративно устроили себе праздник. С  традиционной уже в ту пору новогодней ёлкой!

Германское фото 1915 года - немцы празднуют Рождество...

Что тут началось. Прознавшие о «ЧП»российские газеты, не мудрствуя лукаво, назвали это «вопиющим фактом».С чем тут же вдруг и согласились... святейший Синод и сам Николай II.

Другими словами, царь откровенно шёл за общественным мнением! И даже неожиданно назвал «вражеской»(!) традицию встречать Новый год с ёлкой.

Такого откровения от него вряд ли кто ожидал. Перебор. Но это уже не спасёт его от грядущей революции.Впопыхах (или, может быть, с бодуна?) российский самодержец дажекатегорически запретитставшую опальной Рождественскуюёлку.Что, понятно, близко к сердцу в огромной империи восприняли далеко не все, но факт остаётся фактом.

Да, действительно, традиция встречать Рождество Христово и Новый год зародилась в средневековой Германии, а в России постепенно стала утверждаться, начиная с Петра Первого, повелевшего, как мы уже усвоили,учинять некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых.На что живо откликнулись, повторим, поначалу именно питейные заведения, столь любимые Петром...

А ЛЕНИН РАЗРЕШИЛ

После прихода к власти большевиков в октябре 1917 года запрет на несчастную ёлку отменили. В Германии в 1918 году произошла революция (не с такими катастрофическими последствиями для страны и народа, как в России, но всё же). И теперь эта страна вновь на некоторое время стала нам ближайшим другом (в который уже исторический раз).Правда, пока... по коммунистическому интернациональному движению. Но, судя по всему, в среде самих большевиков единого мнения насчёт празднования Нового года никогда небыло. Нашлась даже  радикально настроенная фракция, члены которой считали праздник «буржуазным предрассудком», «пережитком царского прошлого». С другой стороны,кто бы мог подумать, что новый диктатор - Владимир Ильич Ленин, оказывается, любил новогодние празднества! Чего стоят классически знаменитые ленинские ёлки в Сокольниках, которые Ильич устраивал лично (это не смотря на разбойное нападение бандитов в одну из поездок на ёлку, когда вождя банально ограбили и чуть случайно не укокошили).

Писатель Александр Кононов описал чудо Ленинских хороводов в почти документальном рассказе «Ёлка в Сокольниках». У праздника был интересный социальный подтекст. Новогоднюю ёлку дети видели впервые: до революции Новый год с наряженной игрушками ёлкой был «барской забавой» и «иноземным новшеством», а не праздником для ребятишек крестьян и рабочих.

Ленин на одной из бесконечных ёлочных картин. Такой большевистский Дед Мороз получился в умелых руках советскогополитпроса...

Новая властьпопутно переставляла страну на новые рельсы. В том числе и узаконив жизнь по григорианскому календарю, «как в Европе».А Рождество так и осталось в старом календаре.  Праздник же после смерти Ленина в 1924 году, уже был   формальным и откровенноскучным: ведь 1 января стал обычным рабочим днем. Вот новые лозунги:

Так продолжалось долго.

В СССР традиция праздновать Новый Год с елкой, Дедом Морозом и Снегурочкой возобновилась при тогдашнем руководителе страны Иосифе Сталине после его знаменитого тезиса «Жить стало лучше, жить стало веселее». А сказочный дед Мороз всоветский уже обиход тольковернулся в канун 1936 года. После того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК и кандидат в члены Политбюро Павел Постышев опубликовал в главной газете «Правда» заметку, где предложил организовать для детей празднование Нового года.

Возвращение праздника после заметки в «Правде»...

Тот самый Павел Постышев, убедивший вождя вернуть детям ёлку...

И сразу, как по команде, по всей необъятной стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием... старой рождественской атрибутики. А она включала в себя не только сказочные персонажи в виде ряженных«волшебников», но и целую индустрию новогодних украшений, начиная с классических  ёлочных.

Но после ёлки наступало 1 января. Взрослым надо было спешить на работу, строить социализм. До 1947 года первый новогодний день оставался рабочим. И только с 1 января 1948 годанаконец этот день стал официальным выходным.

После перехода на григорианский календарь у нас появилась и новая традиция праздновать Старый Новый годв ночь с 13 на 14 января.

Кстати, именно в советские годы к нам пришливместо святого Николая чудотворца Дед Мороз и Снегурочка, мандарины, китайские яблоки зимних сортов, бенгальские огни. И, конечно, настоящие шоколадные конфеты. Для взрослых стали выпускать  Советское шампанское. Родилась традиция ждать боя Кремлёвских курантов. Во времена дефицитов изобрели нетленные и сегодня закуски и салаты:оливье, сельдь под шубой, рыба под маринадом, холодец, и многие другие кушанья, ставшие сейчас традиционными для этого праздника.

Страна просыпалась, оживала - это ёлка в Кремле...

И в тесном домашнем кругу...

Остаётся напомнить, что до Революции 1917 года главным праздником в России было Рождество Христово, а совсем не Новый год. Но именно на Рождество зажиточные люди наряжали ёлку, дети  везде колядовали, а взрослые слали друг другу поздравительные открытки. Потом, в 1917-м, в России грянули две Революции: Февральская буржуазная и Октябрьская большевистская. Новый режим Советов кардинально сломал  привычный быт.

Поначалу ничего не мешало простым гражданам справить Рождество Христово в более-менее спокойной обстановке, если таковой можно считать последние дни декабря 1917-го, когда на Дону собирались антибольшевистские силы, а в Петрограде царил голод и холод. В Брест-Литовске собирались советско-немецкие делегации для решения вопроса о мире. Продолжалась ещё и Первая мировая, в которой рухнувшей империи уже никогда не победить, а демобилизованные русские солдаты расходились по стылым домам. Но в воздухе уже витал дух новой бойни, Гражданской войны, столетие которой пришлось на эти дни святок 2018-го...

Отрёкшийся от престола император Николай Романов и его наследник Алексей в ссылке...

В те дни ломки старого и построения нового миров, гражданин Николай Романов (свергнутый  Николай Второй) писал в своём дневнике в Сочельник (канун Рождества):

«24 декабря. Воскресенье.

В 12 час.была отслужена в зале обедница*.(*одно из богослужений православной церкви, совершаемое в некоторые дни года вместо литургии; иначе называется «последованием изобразительных», словарь Брокгауза и Ефрона). До прогулки готовили подарки для всех и устраивали ёлки. Во время чая - до 5 час. - пошли с Аликс** (**Александрой Федоровной, супругой) в караульное помещение и устроили ёлку для 1-го взвода 4-го полка. Посидели со стрелками со всеми сменами*** до 5 1/2 часа (*** всего экс-императора охраняли аж330 солдат и 6 офицеров).

После обеда была ёлка свите и всем людям**** (**** известно, что с бывшим царем в Тобольске было 45 человек прислуги и свиты), а мы получили свою до 8 час. Всенощная была очень поздно, началась в 10 1/2, т.к. батюшка не успел прийти из-за службы в церкви. Свободные стрелки присутствовали».

Пришло Рождество и Николай Александрович, тоже внёсший свою лепту в дальнейшую кровь, захлестнувшую бывшую Российскую империю, делает следующую запись:

«25-го декабря. Понедельник.

К обедне пошли в 7 час.в темноте. После литургии был отслужен молебен пред Абалакской иконой Божией матери* (*привезенной накануне из монастыря в 24 верстах** отсюда (*1 верста = 1066,8 м). Во время прогулки зашли ещё раз в караульное помещение. Днём работал со снегом. До обеда прорепетировали пьесу основательно».

Работа со снегом - чистка дорожек. На Рождество произошел инцидент, имевший дальнейшие последствия, о чем 28 декабря бывший император заметит:

«<...> Узнали с негодованием, что нашего доброго о. Алексея притягивают к следствию и что он сидит под домашним арестом. Это случилось потому, что за молебном 25 дек. Диакон помянул нас с титулом* (* т. е. величествами), а в церкви было много стрелков 2-го полка, как всегда оттуда и загорелся весь сыр-бор, вероятно, не без участия Панкратова** и присных. (** Панкратов Василий Семенович - с 1 сентября 1917 по 26 января 1918 состоял комиссаром Временного Правительства при Отряде особого назначения, охранявшем царскую семью в Тобольске)».

26 декабря ещё одна запись о минувшем празднике:
«26 декабря. Вторник. Утром зашел с семьей в караульное помещение — был 1-й взвод 1-го полка; послали вчера ёлку, сладкий пирог и игру в шашки».

Царский генерал-лейтенант Будберг, примкнувший к белым ...

А в это время барон Алексей Павлович фон Будберг (21 мая 1869 -14 декабря 1945, Сан-Франциско, русский военный деятель, генерал-лейтенант, управляющий военным министерством в правительстве Колчака),предавался меланхолии, записывая в  дневнике:

 «24 декабря. Сильный мороз и снежная метель; ко мне заходили солдаты, приехавшие с фронта, поздравить с наступающим праздником (как будто бы может быть какой-нибудь праздник при теперешней обстановке), рассказали, что на фронте совсем тихо, в ротах остались только те, кому идти некуда или не охота возвращаться домой - человек по 20-25 в роте; это сразу облегчило продовольственный вопрос, и едят сейчас на фронте обильно и хорошо».

В день Рождества настроение генерала не переменилось:

 «Печальное, небывало грустное Рождество; сидим во мраке; электричество дают вечером от 9 до 10 часов, а свечи не по карману. Праздничное довольствие выразилось в даче ещё одной восьмой фунта* (*1/8 фунта, осьмушка = 50 грамм) хлеба».

Можно составить представление о положении Петрограда в декабре 1917 года.

«Вспоминается прошлое Рождество среди частей 70 дивизии, в расцвете боевых надежд, когда такой близкой казалась возможность скорой победы над врагом, когда и в мыслях не могло быть, что придётся встречать следующее Рождество в такой ужасной обстановке».

А вот точка зрения уже простого солдатаКороленко В.Г., освобожденного от войны и  чинопочитания. 28 декабря он пишет:

«Наконец –«оно» пришло. Полтава три дня пьянствует и громит винные склады. Началось с того, что «штаб» (украинский) постановил угостить своих солдат на праздники интендантским вином. Члены большевистского «совета» предостерегали от этого, но добродии-украинцы не послушались. В сочельник к вечеру приехали к Скрыньке и стали наливать вино, стоявшее у него на хранении. При этом никаких предосторожностей принято не было. В погреб проникли сторонние солдаты. Им тоже «благодушно» наливали в посудины. Толпа увеличивалась, начался разгром, который вскоре раскинулся по всему городу».

Дальнейшая запись за этот день показывает встречи автора с пьяными толпами, его явным осуждением их поведения, упование на советы, рассказы о воровстве, погромах.

 ...Как часто всё в истории повторяется. Причём, не только, как фарс.

 И от праздников - до трагедии бывает примерно несколько шагов.

Но не будем о грустном!

Хотя и уроки забывать - не след тоже.

Дореволюционная открытка: как было всё в избе крестьянской чинно, спокойно, с самоваром вместо батареи бутылок. Спрашивается, кому это мешало дальше спокойно жить?..

Комментарии

Еще записи этого автора

Как завести блог?

Блогеры

Комментарии в блогах

Популярное в блогах

Теги в блогах