Сегодня
16+
 

Игорь СНЕГИН

2 февраля 14:40 / корабль / новости / Трагедия / январь 721
«Почему всё не так?..»

НОВОГОДНЕЕ ПОСЛЕВКУСИЕ Часть четвёртая

Отсидеться, как на этой благостной акварели известного блогера, в январе так и не получилось...

Минувший январь, бесконечный (увы, в этот раз не только на добрые,  рождественско-святковые и новогодние события), истончился, иссяк, закончился. Можно перевести дух. Отсортировать, как говорили классики, зёрна от плевел. Главное и второстепенное. А можно просто остановиться на том, что больше всего зацепило. Но сначала, телеграфным как бы стилем, пройдёмся (с конца) по некоторым существенным событиям. Сахалинская область, сообщил 31 января в островной столице полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, может стать полигоном, где будут отрабатывать новые инструменты развития Дальнего Востока.

«Например, мы можем субсидировать ипотеку, и сделать ипотечные ставки лучшими в России, или, - добавил он, - субсидировать приобретение деревянных домов, уменьшить их стоимость, построить такие предприятия здесь, чтобы люди могли купить правильный, экологичный дом гораздо дешевле». Кроме того, федеральные власти намерены создать здесь лучшие условия для инвесторов, субсидировать процентную ставку по кредитам. Причём, если здесь не будет хватать возможностей законодательства, нормативной базы, то обещает изменить законодательство, создать нормативные акты.

И еще уточнил, что совещание в Южно-Сахалинске было посвящено социально-экономическому развитию области, реализации приоритетных инвестпроектов. «Обсуждались вопросы по строительству социальной инфраструктуры, созданию лучших условий жизни на Сахалине, - и отметил, - администрация региона предложила более 130 объектов, на общую сумму более 25 миллиардов рублей... Решение по подавляющему большинству объектов принято, несколько объектов не имеют проектно-сметной документации (ПСД), их мы не можем включить в финансирование. Но, деньги на них резервируем, когда ПСД будет разработано, постараемся включить».

ПРОЕКТ ВЕКА

Примерный план прямого железнодорожного сообщения между Сахалином и материком...

О начале строительства моста (или тоннеля) между Сахалином и материком, надо полагать, объявят отдельно. Потому что «наше всё» уже стал предтечей глобального проекта. Вспомним, откликаясь на наши посты в этом блоге по данной теме (шучу!), Владимир Путин седьмого сентября прошлого года заявил на Восточном экономическом форуме во Владивостоке буквально следующее: «Предметно изучаем возможность строительства железнодорожного перехода на остров Сахалин. Вместе с развитием Северного морского пути модернизация БАМа и Транссиба, реализация других проектов - всё это позволит превратить российский Дальний Восток в один из важнейших логистических узлов мира». 

Тогда же широкая общественность узнала, что Проект транспортного перехода «материк – Сахалин» (кто бы мог подумать!), оказывается, разрабатывают аж с 1999-2000 годов. Уже и правительственная экспертиза, без лишнего шума и пыли,  подтвердила в 2002 году техническую осуществимость и социально-экономическую значимость проекта.

Конкретно же стало известно следующее. Ключевой проект перехода на Сахалин предусматривает строительство железной дороги в 580 км со стороны Транссиба, совмещенного ж/д моста (и автомобильного, что вообще фантастично), через Татарский пролив (7,5 км), а также обновление (расширение до материковских размеров) узкой сахалинской железнодорожной колеи (870 км). Стоимость проекта оценивают в 4,5 миллиарда долларов США, из которых два необходимы на строительство ж/д ветки и моста, 2,5 - на обновление всей ж/д системы непосредственно на Сахалине. 

По заказу минтранса РФ, московские институты «Гипростроймост» и «Мосгипротранс» уже даже провели исследование целесообразности проекта. В предварительной версии техзадания на проектно-изыскательские работы по возведению перехода говорится, что объект можно построить в 2017-2024 годы, а стоимость работ, как изначально предполагалось, составит 450 миллиардов рублей. Но позже специалисты назвали другие предварительные цифры - от 500 до 600 (и более!) миллиардов. Напомним, общая стоимость Крымского моста, заметно более протяжённого (примерно 19 км) – свыше 300 миллиардов. То есть, Сахаинский мост, как ни крути, оказывается минимум в два раза дороже! Это не считая высокого намерения проложить железнодорожную колею и между Хоккайдо и Сахалином (на том же ВЭФе первый вице-премьер РФ пригласил японцев поучаствовать: компания Мицубиси согласилась изучить вопрос)...

Правда, в 2017 ничего эпохального в этом плане  больше не случилось, так что все надежды на старт уже в 2018-м. А в числе семи вариантов транспортного перехода через пролив Невельского специалисты по-прежнему рассматривали строительство автомобильно-железнодорожного моста между поселками Селихин (Хабаровский край) и Ныш (Сахалин).

Пока наши богатые и продвинутые соседи считают, анализируют и думают, проект предлагают финансировать на условиях государственно-частного партнерства (или концессионных соглашений). Ожидаемый срок окупаемости огромен - 35-40 лет. Но, если продолжать мечтать дальше, объём грузоперевозок в 2020 году мог бы уже составить 9,3 миллиона тонн в год (со снижением себестоимости перевозки в десять раз).

Глава ОАО РЖД Олег Белозеров тоже витает в облаках. Точнее (простите!) настроен по-деловому, серьёзно: ранее он заявил, что проект, к которому до сих пор подходили «в далекой перспективе», теперь рассматривают как дело «недалекого будущего». И опровержений ведь не было!

Но в конец испорченные отношения с США, нескончаемые санкции,  начиная с экономических и политических, множимые коллективным Западом (достаточно вспомнить вчера ещё немыслимые унижения, созданные МОК нашим спортсменам и болельщикам на грядущей южно-корейской зимней Олимпиаде), и становится понятным, что полноценная удавка будет только затягиваться.

Короче, санкции, всевозможные ограничения против РФ, способны  заметно отсрочить реализацию этого дивно проекта. Если не случится чудо. Допустим, Япония вдруг резко к нам потеплеет. Даже вдруг загорится этим планом, и откроет свою сказочную кубышку.

ОПЯТЬ С ОГЛЯДКОЙ НА МИНУВШИЙ...

Анонсированное ранее намерение начать 22 января оглашать приговор по коррупционному делу, тоже века после занудно-поучительного судебного процесса над экс-губернатором региона  Александром Хорошавиным, перенесено. Пока на первую декаду февраля.

И опять приходится  оглянуться на не самый лучший для островного края минувшийфинансовый год. Это когда федеральный центр  взял у островного региона заметную часть доходов, получаемых от углеводородного проекта «Сахалин-2» (оператор - международный консорциум «Сахалин Энерджи»). При этом конкретная сумма в информационных источниках разнится, но если верить РБК, это более 50 миллиардов рублей. Правда, в конце января  2018-го упомянутый выше президентский полпред в ДФО Юрий Трутнев горькую пилюлю усластил, повторим, пообещав вернуть в текущем году не менее половины (более 25 миллиардов) на реализуемые островные  проекты.

К слову, на излёте минувшего месяца в США обнародовали некий список истеблишмента нашей страны. Помимо целого ряда федеральных чиновников и толстосумов, в этом  американском перечне из 210 россиян оказался и Роман Дашков, главный исполнительный директор «Сахалин Энерджи» - одной из самых  успешных сахалинских компаний.

Выстраданный десятилетиями проект «Сахалин-2» в последние годы, согласно федеральному законодательству, существенно подпитывал бюджет область.

Завод, ещё совсем недавно в прямом смысле кормилец Сахалина и Курил, в Пригородном под Корсаковым...

Именно консорциум проекта «Сахалин-2» построил первый в РФ (и один из крупнейших в мире) завод по сжижению природного газа под Корсаковым, стабильно обеспечивающий голубым топливом соседние страны. Чем пока не может похвалиться не менее уважаемый проект «Сахалин-1», где заметная доля (30 процентов) у «Эксон-Мобил»: до 2017 года этим гигантом руководил Рекс Тиллерсон, нынешний глава Госдепа США (в отличие от МИДов большинства стран, это серьёзное ведомство старается ещё и рулить чужими государствами, в том числе и через управляемый хаос, кнуты и пряники - как на всё ещё родной Украине).

И СНОВА – «ВОСТОК». УВЫ, НЕ ГАГАРИНСКИЙ...

А ещё обычно волшебный январь принёс и откровенно драматическую весть: это загадочная трагедия с морозильным траулером «Восток», приписанным к порту Невельск. Трагедия, о которой соотечественник и известный блогер-аналитик-предсказатель, живущий ныне в ФРГ, обронил в Сети загадочную фразу: мол, изучаю возможную причастность к ЧП на зимнем море  КНДР или США...

Итак, 25 января пришла драматическая весть: в Японском море пропало сахалинское  судно «Восток». Как узнали? Заработал аварийный радиобуй. Сама же краболовная шхуна перестала выходить на связь. На борту  находился 21 рыбак (по другой информации их было 20 человек, почти все жители героического нашего городка Невельска, много совсем молодых ребят). Шли на новый промысел в Охотское море...

Бывают и такие январи. И не обязательно на полюсах земли...

К предполагаемому месту ЧП постепенно стянули гражданские и пограничные суда, но за часы, потом и дни поиска ни одного из моряков не нашли. Следком возбудил уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».

УРОКИ «ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА»

Здесь на время прервёмся. По иронии судьбы, в конце  минувшего января в Южно-Сахалинске завершился суд по делу о крушении в Охотском море другого, более мощного  траулера - «Дальний Восток». Обвиняемыми в гибели 69 (!) моряков стали трое сотрудников компании-судовладельца «Магеллан» и двое чиновников, отвечающих за безопасность мореплавания. В суде показания давали десятки свидетелей. Проведены разные экспертизы, в том числе лингвистические и технические. Исследовано множество документов. Говорят, было даже подводное обследование корпуса затонувшей посудины. Подсудимые получили разные сроки заключения. Тем не менее, защита настаивает, что осуждены люди, не имеющие к трагедии никакого отношения.

Если коротко, 2 апреля 2015 года в Охотском море затонулбольшой автономный траулер морозильный (БАТМ) «Дальний Восток». Судно стало вытягивать огромный трал с более чем 130 тоннами минтая и накренилось. Выровнять БАТМ капитану не удалось, топлива и воды, которые выполняют роль балласта, оказалось недостаточно. Позже выяснится, что во время ремонта на судне нарушили герметичность. Вода начала поступать в корпус. «Дальний Восток» перевернулся. 132 члена экипажа оказались в ледяной воде.

БАТМ «Дальний Восток» ещё весь в белом и у надёжного причала...

- В числе ключевых - нарушения правил безопасности эксплуатации и управления судном со стороны судовладельца и штурманского состава, – сообщил тогда Дмитрий Хайбриев, руководитель Сахалинского следственного отдела на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР. – И неудовлетворительное техническое состояние...

Судно считалось очень надёжным, практически непотопляемым. А к его гибели, по данным следкома, привели «новации» директора ООО «Магеллан» Егора Гащенко (сейчас  в международном розыске, по слухам, скрывается в Южной Корее), переоборудовавшего пароход в порту Пусан. Как? А удалил часть конструкций, обеспечивавших его остойчивость. Всё, о чём не устаю повторять, из-за безмерной жадности ряда наших ненасытных земляков, стремящихся, видимо, вопреки законам земного бытия, жить здесь заметно дольше сына Божьего, жить   вечно!

В итоге, чтобы увеличить производительность (а с ней и прибыль) решил расширить помещение рыбцеха. Ежесуточная переработка рыбы, да, возросла с 140 до более чем 200 тонн. Газеты прямо писали: «Дальний Восток» погубила жадность».

На скамье же подсудимых: первый заместитель гендиректора ООО «Магеллан» Алексей Васин, заместитель генерального по безопасности мореплавания Александр Кудрицкий и бывший капитан «Дальнего Востока» Анатолий Борисов. К уголовной ответственности привлекли и начальника отдела безопасности мореплавания, сертификации и наблюдения за флотом «Сахалинрыбвода» Николай Харченко, инспектора Федерального агентства по рыболовству Александра Никодименко. Все они признаны виновными и взяты в зале суда под стражу и помещен в СИЗО Южно-Сахалинска.

Один из адвокатов, правда, считает, что суд до конца не разобрался. Ведь все решения принимал капитан, на которого обвиняемые не могли влиять в рейсе. Но, раз есть многие десятки  погибших, значит, кто-то должен сесть.

Все присутствовавшие на скамье подсудимых имеют отменные   характеристики, да и в процессе вели себя достойно, что встречается не всегда. Чиновник «Сахалинрыбвода» - заслуженный работник отрасли, с огромным стажем. У федерального инспектора  – двое детей.  Эксперты отмечали: нарушения, допущенные при ремонте и эксплуатации «Дальнего Востока», по отдельности не  критичны, но вот вместе они привели к трагедии. И каждый из обвиняемых сыграл здесь свою роль.

У СЕМИ НЯНЕК

Да, в ноябре-декабре 2014 года БАТМ  переоборудовали-реконструировали в южнокорейском  Пусане. И именно этот эпизод вызвал особые споры в суде. Потому что в обвинении сказано: судовладельцы внесли конструктивные изменения, повлиявшие на безопасность. Одну часть претензий защитники  оспаривают. По другой есть заключение института «Гипрорыбфлот»  (былого разработчика подобных теплоходов типа БАТМ). Так вот, последние считают, что определенные технические изменения -  допустимы. И даже... абсолютно безопасны!

Хотя, возможно, с нынешними сотрудниками частного института можно и поспорить. Но вместо этого сделаем небольшое лирическое отступление. В конце 2016 года АО «Росинжиниринг» за пару сотен миллионов рублей (то есть по цене не самой дорогой квартиры для богатых) приобрело 100% акций этого знаменитого в прошлом петербургского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института (АО «Гипрорыбфлот»).

Но рекорд всё же за нами, ибо заметно дешевле, в своё время писали сахалинские СМИ, уплыло тоже историческое здание, но уже «Сахалинрыбпрома», что в сердце островной столицы. В  пределах, говорили знающие вопрос,  всего 9 (девяти!) миллионов рублей.

Но вернёмся в Гипрорыбфлот. На момент продажи института у него    уже были, это как правило, случается перед торгами,   «определённые финансовые трудности». Включая печальную задержку зарплат. А что, такой рынок получился в бывшей цитадели победившего социализма. Это мы к тому, что бал и у нас уже несколько десятилетий правит  капитал со всеми своими издержками и стремлением получать прибыль любой ценой,-   если деликатно перефразировать признанного классика научного коммунизма Карла Маркса.

Тем не менее, новый хозяин института, более известный отнюдь  не возведением новых океанских лайнеров и даже не крохотных шхун, а строительством спортивных арен, гарантировал сохранение профильной направленности института.

Вот он, красавец с восхитительным шпилем - головной корпус  АО «Гипрорыбфлот» в Петербурге...

В собственности же последнего, помимо прочего, был и совсем  завидный актив - здание  площадью 3,2 тысячи кв. метров. И ни где-то на задворках столицы былой империи, а на неповторимом Васильевском острове Санкт-Петербурга. Точнее, на красивой  улице с говорящим названием Наличная, которое она получила аж в 1806 году. Тогда это совсем не подразумевало то, о чём многие нынче подумали.Наличная возвещала, что улица выходит «на лицо», к взморью!

СУД  ДА ДЕЛО

На суде в Южно-Сахалинске, помимо всего прочего, говорили о дополнительных вырезах в корпусе судна, из-за которых при крене вода стремительно стала заливать внутренние помещения. Инспекторы Регистра, которые проверяли судно в Корее, таможенники, которые приходили на борт БАТМ во Владивостоке, пограничники, которые досматривали «Дальний Восток» в море, -  в судебном процессе на голубом глазу заявляли, что не видели в корпусе судна никаких изменений типа вырезов. Для сравнения представим многоэтажный дом, хозяева которого вдруг решили убрать четверть (или пятую часть) всех несущих стен, нарастив  огромный зал, способный легко сложиться при первом же небольшом землетрясе. Хотя внешне фасад оставался неизменным и ничто, как говорится, не предвещало. Нет видимых перемен и на внешнем фото БАТМ «Дальний Восток», сделанных  во Владивосток в конце декабря 2014 года.

Да, все видели только корпус. Информацию про изъятия-ампутации  внутри дали шесть из 57 выживших моряков, заметил один из адвокатов. Тем не менее, судья прислушался не столько к дилетантам, сколько к заключению двух профессионалов - экспертов Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота из уже упомянутого уже Санкт-Петербурга. Среди причин, приведших к гибели БАТМ,   обратили они внимание, есть и «нарушение герметичности наружной обшивки корпуса». То есть, умеющий профессионально смотреть - да увидит.

В южнокорейском Пусане «Дальний Восток» проверял и сотрудник «Сахалинрыбвода», заместитель упомянутого выше подсудимого Николая Харченко. Обнаружил он целых два нарушения. Одно касалось расчета остойчивости судна, второе - отсутствие специального паспорта безопасности, в котором должны быть и инструкции на случай аварийной ситуации. Этого оказалось достаточным, чтобы не выдать ключевое свидетельство по безопасности. Без него «ДВ» и экипаж ещё можно было уберечь от беды: выход на промысел стал невозможен. Именно тогда, говорили в процессе, Николая Харченко и навестил гонец, старый знакомый Кудрицкий. И каким-то чудом уговорил выдать разрешение. В итоге Харченко счёл зафиксированные в актах нарушения незначительными, и необходимые бумаги на выход судна на промысел подписал. «Дальний Восток» отправился на встречу своей незавидной судьбе. Подпись господина Харченко потом превратится в обвинение по ч. 3 ст. 293 УК РФ («Халатность»), которая повлечёт 5 лет и 8 месяцев колонии. Сейчас ветерану службы 71 год и понятно, что если адвокаты не добьются смягчения наказания, эти годы и месяцы в неволе не добавят молодости и здоровья.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

Перед тем, как вернуться к новой трагедии со шхуной «Восток», вспомним и едва ли не самую большую боль которую не сильно притупило время. 53 года назад погибли в неравной схватке со стихией сразу несколько сахалинских рыбацкий экипажей. О чём вспоминали в Невельске минувшим январём.

19 января 2018 года в Невельске почтили память погибших 53 года назад в Беринговом море рыбаков. Тогда во время мощного шторма потерпели крушение средние рыболовные траулеры «Севск», «Себеж», «Нахичевань» Невельского управления тралового флота и судно «Бокситогорск» из Приморского края. Всего погибли более 120 человек.

Легендарный Альвин Анисимов, очевидец событий в Бристольском заливе, 19 января этого года вспоминал, как при ураганном ветре  все боролись за живучесть судна. «Вода, попадавшая на борт, моментально превращалась в лёд, – рассказывал капитан дальнего плавания Альвин Анисимов. В заливе  тогда собралось около пятидесяти судов, Анисимов был на одном из них. - К сожалению, не все смогли справиться. После шторма мы ещё неделю оставались на месте трагедии, но поиски людей желаемого результата не принесли».

При сильном обледенении у судов менялись характеристики остойчивости. А лёд способен стремительно прибавлять, ведя к катастрофе.

Спустя неполную неделю после митинга памяти, судьба, словно проверяя невельчан на выдержку и силу духа, произошло другое   ЧП. В Японском зимнем море словно растворилось краболовное  судно «Восток». Следов экипажа не обнаружено. Активная фаза поисков «Востока» и членов его экипажа прекращена. Люди считаются пока пропавшими без вести.

По факту исчезновения шхуны возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности гибель двух и более лиц.

Уже известно, семьи пропавших без вести рыбаков  получат по 1,5 миллиона рублей, заявил представитель компании-судовладельца, «ДВ-флот». Будут выплаты и от страховых компаний - ещё  примерно по миллиону. Помощь пообещало руководство островного региона.

Дальневосточная организация Российского профсоюза моряков ведёт печальную статистику гибели промысловых и торговых судов на Дальнем Востоке. Согласно ей, с 2008 по 2018 годы из-за  кораблекрушений уже затонули 14 промысловых судов. Погибли, если считать с экипажем «Востока», 181 рыбак-дальневосточник. Спастись удалось только 137.

Без слез об этом говорить трудно, особенно морякам и членам их семей. Конечно, безумно жалко людей, пахавших в море, чтобы элементарно «держаться на плаву», кормить свои семьи. Опять же,  гибнут ведь в мирное время. Искренние сочувствия родным и близким тех, кто не вернулся домой из морей. Рыбак, по словам руководителя ассоциации рыбопромышленников Сахалина Максима Козлова, опасная и заслуженная профессия. «Даже соблюдая все правила безопасности, риски всё равно очень высоки», - напомнил он.

Большинство  экспертов, тем не менее, полагают, что посылы о  «неотвратимой опасности» работы в море более уместны в эпоху парусного флота, но никак не в XXI веке, когда на вооружении спутниковые системы навигации и современная  техника.

Так было: рыболовное судно из Петропавловска-Камчатского  в Охотском море, 1900 год...

И так должно быть. Такой вот фантастический  траулер -  пока единственный (!), и строят его на заводе «Янтарь»   калининградцы для наших соседей - рыбаков Камчатки. Сдача - уже в этом, 2018 году...

БЫЛОЕ И ДУМЫ

Вспомним, когда-то промысел краба начинался не раньше марта, а то и в апреле. К сожалению, уже который год лов краба в РФ открывается в самом начале года. По мнению же рыбаков, зима заметно повышает уязвимость именно краболовных судов. И если вся палуба завалена крабовыми ловушками (а так, предположительно, было и на пропавшем «Востоке»), то при постоянном накате забортной волны и неминуемом обледенении вся эта «коллекция» на глазах превращается в ледяную гору, способную завалить шхуну на бок. Плюс - постоянный дефицит дорогого топлива. А если танки пустые, говорят спецы, судно носит по морю, как бумажный кораблик. Лодка черпает и черпает тонны холодной забортной влаги. Для борьбы с обледенением на палубу должна быть проведена горячая вода. Но побывав зимой на многих отечественных шхунах, сейнерах-траулерах, с подобной системой, честно говоря, пока не довелось столкнуться. Поэтому бедному  экипажу приходится быть во всеоружии вручную обкалывая лёд топорами, ломами, кирками...

Море бывает всегда очень разным...

Случается, топоры и прочие приспособления сами не выдерживают такой нагрузки. Ломаются. Плюс - подчас низкая квалификация иных капитано и традиционная в наше время жадность, как принято говорить, отдельных судовладельцев, выжимающих из видавших виды посудин последние соки, «то последствия печальны», резюмируют коллеги с Камчатского края...

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Рыболовный морозильный сейнер «Восток» был построен в 1985 году в Южной Корее. На момент катастрофы ему было 33 года. По судовым меркам это «глубокий старик». Длина судна 50 метров, ширина 8,7 метра, высота борта 3,75 метра, осадка - 3,4 метра.

Одна из похожих рыболовецких шхун...

И ещё. Обстоятельства последнего ЧП - словно калька с  трагических судеб шхун «Аметист», «Шанс-101», «Адекс».

«Восток» шёл из южнокорейского порта Донхэ в Холмск. Аварийный радиобуй «Востока» послал сигнал в 200 км южнее мыса Гамова. Когда в регионе - сильные морозы и пропавшее небольшое рыболовное судно, видимо, не смогло справиться с ненастной погодной, обледенением. В подобных обстоятельствах за последние годы в дальневосточном регионе, по мнению Петра Осичанского, президента Дальневосточной ассоциации морских капитанов, пропало, как минимум, семь морских судов.

По предварительным данным, события развивались так. «Восток» после ремонта следовал последним в караване из трех судов. Погода была сложной. А 25 января сработал аварийный радиобуй, находившийся на борту «Востока». Попытки связаться с сейнером не дали результата, он на связь не выходил. Два судна из каравана, приняв аварийный сигнал, через полчаса прибыли на место исчезновения «Востока» - увы,  однако обнаружить сейнер и его экипаж не удалось.

По данным пресс-службы ГУ МЧС по Приморскому краю, поисковая операция началась, несмотря на действующее штормовое предупреждение. Глубина моря в районе исчезновения «Востока» около трех километров. За время поиска, в котором были задействованы морские и воздушные силы, удалось найти лишь несколько предметов с «Востока», словно прощальный привет живым...

И ещё из новейшей истории. 11 февраля 2011 года в Охотском море погиб СТР «Аметист» (владелец – КамчатНИРО), на борту находились 23 члена экипажа.

СТР «АМЕТИСТ», ещё живой...

Наиболее вероятной причиной его затопления назвали обледенение и потерю остойчивости. Шторм смыл с палубы орудия лова, хребтина крабового порядка намоталась на винт. СТР потерял ход и возможность бороться за живучесть...

26 января 2013 года в Японском море погибло приморское судно «Шанс-101» (ЗАО «Рыболовецкий колхоз «Восток-1»). В ходе спасательной операции из 30 членов экипажа были найдены живыми только 15. Капитан судна скончался 29 января на судне-спасателе. По словам спасенных, причиной затопления стал удар волны о борт судна при осуществлении маневра.

Говорят, шанс на спасение есть у всех. Правда, у приморского «Шанса -101» он оказался вконец исчерпанным...

Идём дальше. 7 февраля 2016 года в районе родных нам Северных Курил сработал радиобуй шхуны с так и неразгаданным мной названием «Адекс». Ни людей, ни обломков на месте предполагаемой трагедии не нашли. Только 8 сентября в море  обнаружили тело одного из 16 членов экипажа «Адекса».

Такое ржавое, работающее на износ, рыбацкоедиво. Говорят, оно и было пропавшим «Адексом»...

Что общего в этих происшествиях? В случае с «Аметистом» и «Адексом» события, очевидно, развивались так быстро, что рыбаки даже не успевали подать сигнал бедствия и воспользоваться спасательными средствами. Экипаж «Востока», вероятно, постигла та же участь. Кроме того, при расследовании гибели судов обнаружены нарушения со стороны судовладельцев. Владелец «Аметиста» не обеспечил контроль за своевременной бункеровкой судна, не дал распоряжение о прекращении промысла и укрытии его на время ожидания танкера. «Шанс-101» был выпущен в море с  усечённым экипажем (ниже минимально-безопасной численности). Владельца загадочного «Адекса» и вовсе пока не удалось (?!) установить. Так и живём.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

«Аметист», «Шанс-101», «Адекс», «Восток» были крабопромысловыми судами. Все они оказались в беде в январе-феврале в условиях зимних штормов и обледенения. Повторим, умные и бережливые хозяева раньше крабовый сезон открывали только весной...

Такие в итоге получился у меня январь. С заметно скомканным от пропавших рыбаков, настроением.

Жизнь, конечно, продолжается. Хотя и выводы делать - тоже пора. Чтобы хотя бы  не повторялись регулярные трагедии в море.

Комментарии

Еще записи этого автора

Как завести блог?

Блогеры

Комментарии в блогах

Популярное в блогах

Теги в блогах