«Не дождетесь!»: дипломат поделился воспоминаниями о запуске завода СПГ на Сахалине

5 июня 2020, 16:52Политика
Фото: Фото: архив skr.su

Будущее страны не должно сиять лишь «в нефтегазовых тонах», уверен Чрезвычайный и Полномочный Посол России, вице-президент РСМД Глеб Ивашенцов, поделившийся воспоминаниями о запуске нефтегазовых проектов на Сахалине. РИА «Сахалин-Курилы» внимательно ознакомилось со статьей «Из жизни посла. Часть 2» и нашло весьма любопытными истории о том, как на проекты реагировали иностранные промышленники.

Иностранцы: будущее России готовит именно добыча нефти и газа

По словам Ивашенцова, после запуска на Сахалине завода по сжижению природного газа, многие южнокорейские предприниматели были настроены на сотрудничество с Россией в вопросах освоения ресурсов на Дальнем Востоке. Кроме того, они настойчиво предлагали помогать с подготовкой нефтяников и газовиков к этой работе. Все они были убеждены в том, что светлое и безбедное будущее России готовит именно добыча нефти и газа, а также увеличение экспорта.

 Во время одного такого разговора с южнокорейским промышленником, пришлось напомнить ему, что Советский Союз стал великой державой вовсе не за счет массовой продажи нефти и газа за рубеж. В стране происходила масштабная индустриализация, в первую очередь развивалось машиностроение и поддерживался высокий уровень образования и науки. Ведь в действительности экспорт отечественных углеводородов на Запад многократно вырос лишь в 1970-е годы, уже после того, как СССР вышел по объему экономики на второе место в мире, — написал дипломат.

Главными стройками страны стали трубопроводы

Однако сам факт разговора в таком ключе заставил Ивашенцова задуматься о том, что будущее страны не должно сиять лишь «в нефтегазовых тонах». Он размышлял о том, что нельзя этого допускать, даже если это гарантирует собственное процветание и доброжелательных соседей. В конце концов, советское наследие, состоящее из атомных, авиационных и космических технологий еще позволяет сказать: «Не дождетесь!» всем, кто видит Россию исключительно поставщиком углеводородов.

 Вот сказал «не дождетесь», а, может быть, дождутся? — размышлял впоследствии посол. — Разве мы сами не видим, что лишь усиленный экспорт энергоносителей поддерживает на плаву российскую экономику все последние годы? Производства в обрабатывающей промышленности испытывает общее падение, кроме, пожалуй, тех, которые обслуживают добычу нефти и газа. Это и производство труб в металлургии, и ориентированные на ТЭК предприятия электротехнической промышленности, и энергетическое машиностроение. Главными стройками страны стали трубопроводы, а при расчете бюджета страны Министерство финансов исходит из мировой цены на нефть на предстоящий период.

Ивашенцов припомнил опыт 70-80 годов двадцатого столетия, который дорого обошелся Советскому Союзу. Большой приток денег от продажи энергоносителей позволил свернуть реформы, предложенные Алексеем Косыгиным. А ведь именно они могли бы вывести страну на темпы экономического роста, которые характерны для современного Китая. Кроме того, деньги позволили развивать вооруженные силы и поддерживать «дружественные режимы» в третьем мире. Чем закончился ввод в 1979 году войск в Афганистан, напоминать не стоит. А потом произошло падение цен на нефть, что нанесло больной удар по всей экономике Советского Союза. 

— Не хотелось бы, чтобы события повторились снова, — написал посол. 

Авторы:Ирина Чеснокова