«Вернуть рыбный суверенитет»: названы ключевые проблемы рыбной отрасли в России

26 января 2022, 16:18Экономика
Фото: SAM LIM pexels.com

На Дальнем Востоке рыбодобывающие предприятия постепенно увеличивают объем добытых ресурсов, но расти еще есть куда. Для этого нужно создать особые условия, которые поддержат бизнес. О рыбном суверенитете, доступной продукции и современных разработках — в материале РИА «Сахалин-Курилы».

Как пишет «Эксперт» со ссылкой на председателя совета директоров ООО «Антей управление активами» Аркадия Пинчевского, в 2021 году вылов краба предприятием составил 14,1 тысячи тонн, а рыбы — 13,6 тысячи тонн. При этом показатели добычи в 2020 году были существенно ниже: 13,7 и 11,8 тысячи тонн соответственно. Таким образом, ни одно из этих направлений не является приоритетным — главное, что объемы растут ежегодно, считает Пинчевский.

«Думаю, в следующем году мы не будет снижать темп. Цифры, конечно, для нас важны, но это не самоцель. Одна из главных задач сегодня — это увеличение и модернизация флота. За прошлый год нам удалось существенно пополнить флот. Это двенадцать дополнительных краболовов, три из них уже работают в Северном бассейне, два — в дальневосточном, еще семь сейчас находятся на переоборудовании», — сообщил рыбопромышленник.

Кроме того, прошла модернизацию для работы на Дальнем Востоке малая плавбаза и построили краболов «Русь». Позднее по программе «Квоты под инвестиции» предприятие заказало восемь краболовов. 

Краболовы и моряки

Суда построят на Находкинском судоремонтном заводе в Приморье. Их стоимость составила 13,6 млрд рублей. Крупный заказ выполнил сразу две задачи: позволил рыбопромышленникам обновить флот и возродить судостроение на заводе в Находке — там уже модернизировали производство, закупили новое оборудование и даже построили общежития для сотрудников. На первом этапе появилось сразу 420 рабочих мест, среди них 220 сварщиков, судокорпусников и мастеров.

Готовые краболовы планируют спустить на воду летом 2022 года. Работа идет параллельно по всем заказанным судам. Ее контролируют инженеры.

«Это современный проект краболовов, он выгодно отличается от своих предшественников. Во-первых, суда этого типа обладают топливной экономичностью, а, значит, и экологичностью. Во-вторых, изменена форма носа судна, это позволяет существенно снизить килевую качку — так намного легче работать членам экипажа. И, как бы смешно это ни звучало, качку не переносит и живой краб, о его комфорте мы тоже заботимся. Ну и в целом плавсоставу, конечно, комфортно работать на новых судах, с современным оборудованием, каютами и рабочими местами», — объяснил Аркадий Пинчевский.

На новых краболовах также расположены девять танков, которые постоянно заполняют морской водой. В них хранят и перевозят живого краба и рыбу — всего система позволяет перевозить до трех видов морепродуктов с разной температурой хранения.  

В организации работают полторы тысячи человек. Из них на берегу находятся 500, остальные — в море. В 2022 году штат увеличили на треть: появилось 380 новых рабочих мест для моряков – от матроса до капитана, и 100 человек административного персонала. В следующем году добавят 93 места на производственной базе на Камчатке. Однако промысел и обработка, как правило, носит сезонный характер.

«Мы сегодня предлагаем комфортные условия труда, возможность повышения квалификации, и достаточно высокая для регионов стабильная заработная плата. На Севере средняя зарплата плавсостава — порядка 370 тысяч рублей, на Дальнем Востоке — около 240 тысяч. Однако дефицит кадров среди профильных морских специалистов становится с каждым годом все острее. И наша общая задача на сегодня — повышение престижа рыбацкой профессии», — рассказал предприниматель.

Для этого работают с профильными учебными заведениями. Среди партнеров группы компаний — Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Владивостокский морской рыбопромышленный колледж (ВМРК), Мурманский рыбопромышленный колледж. Для курсантов ВМРК устраивают практику на плавбазе «Алеут», в этом году ее прошли 32 человека. Они работают в качестве мотористов, электриков, технологов, помощников капитана по радиоэлектронике. Так курсанты получают опыт работы на судне в определенной должности, понимание морской специфики и зарабатывают деньги. Часто студенты приходят в компанию, чтобы работать и после выпуска.

«Плавсостав получается очень разным — на судах работают как молодые специалисты, так и наши «ветераны». Работа в море очень специфическая, и передача опыта здесь важна. У нас даже трудятся несколько морских династий. На Дальнем Востоке, на Севере у нас работают целыми семьями: отцы и сыновья, братья. Для нас традиции и преемственность важно сохранять», — пояснил Пинчевский.

Краб, рыба, марикультура

Помимо рабочих мест, от инвестора регионы Дальнего Востока получают налоги. В 2021 году группа компаний заплатила в бюджеты разных уровней почти полтора миллиарда рублей, из них 1,1 миллиарда — в региональные бюджеты.

«Мы активно развиваем береговую переработку. Такая площадка уже есть в Мурманске, в следующем году мы запустим производственную площадку в Камчатском крае. А вслед за производством последует и соответствующая инфраструктура. Я уже говорил о госпрограмме «квоты под инвестиции». Она включает в себя не только строительство судов, но и береговой переработки. И это следующий этап развития группы компаний, — уточнил рыбопромышленник.

Кроме того, предприятие с 2017 года развивает проект «Русская марикультура». Во Владивостоке на острове Русский организованы фермы, на которых выращивают трепанг, гребешок, устрицы. В 2021 году реализовали 48 тонн продукта, а в 2022 году планируют этот показатель увеличить вдвое. Эти морепродукты должны стать доступными не только на Дальнем Востоке, но и в Москве, Санкт-Петербурге и центральных регионах. Производство не наносит никакого ущерба экологии и биосфере.

«Море очень щедро на ресурсы, если относиться к нему бережно. В этом году «Антей» стал основным индустриальным партнером Национального научного центра морской биологии ДВО РАН по проекту воспроизводства ценных морских гидробионтов, направленного на развитие технологий аквакультуры», — сообщил предприниматель.

Он объяснил, что основное внимание уделят технологиям получения молоди гребешка, дальневосточного трепанга, серого морского ежа, камчатского краба, мохнаторукого краба, четырехугольного волосатого краба в заводских условиях, а также промышленному культивированию кормов и пищи. Это необходимо для восполнения биоразнообразия моря.

Предприятие стало якорным резидентом инновационного технического центра «Русский» в Приморье. На этой площадке планируют разработать экспериментальные продукты на базе глубокой переработки краба, а также применять технологии безотходного производства. Для этой деятельности привлекли специалистов в области биотехнологий. Они получали комплекс ферментов, крабовый жир и высокоочищенный хитин из печени и панциря краба.

Доступная рыба

Рынок морепродуктов в России нельзя назвать доступным даже в регионах с уклоном в рыболовство, потому что страна зависима от других государств в вопросах переработки рыбы. Несмотря на то, что российские рыбопромышленники вылавливают много морепродуктов, они уходят за границу, перерабатываются и возвращаются в Россию, чтобы продаваться втридорога.

Изменить эту ситуацию можно с помощью сотрудничества между государством и бизнесом. В первую очередь, считает Пинчевский, необходимо модернизировать портовую инфраструктуру, создать емкости для хранения и заморозки. Имеющиеся холодильники не закрывают даже четвертую часть потребности в них. А также следует правильно организовать береговую переработку. Она замкнет цикл рыбодобычи и поможет регионам развиваться: рабочие места, налоги, строительство инфраструктуры.

«Государству и бизнесу необходимо вместе начать работу над программой «Доступная рыба», которая направит совместные усилия и ресурсы на увеличение потребления рыбы жителями России. Рыбный потенциал у нашей страны колоссальный. И у нас есть уверенность, что государство это понимает и заинтересовано в развитии рыбной отрасли — Россия может вернуть рыбный суверенитет», — подытожил Аркадий Пинчевский.

Авторы:Ирина Чеснокова