О человеке, который с помощью кинематографа и хитрости освободил Сахалин от японцев, сняли фильм

27 января 2021, 21:00Общество
Фото: Фото: tvzvezda.ru

Журналист телеканала «Звезда» Андрей Луговой вместе со съемочной группой поговорил с островными историками и работниками архивного дела и попытался раскрыть тайну спецоперации по спасению и возврату северного Сахалина от японских захватчиков. Центральным героем этой истории стал военный разведчик и пропагандист японских боевых искусств в России Василий Ощепков. Молодой человек вернулся на остров, где родился, чтобы ознакомить земляков с кинематографом и одновременно освободить их от гнета нового правительства. РИА «Сахалин-Курилы» предлагает читателям посмотреть документальный фильм и вспомнить о подвигах земляка.

Сахалин при оккупантах

Японская императорская армия вторглась на Северный Сахалин в апреле 1920 года. Стало быстро ясно, что судьбы русских жителей этой территории буквально повисли на волоске. Сахалин много лет был мечтой японских императоров. Это и природные ресурсы, и важный стратегический объект.

Села и улицы переименовали на японский лад, почто-телеграфная связь принадлежала только японцам. На каждом доме вели список проживающих, естественно, на японском. За пользование лесом, водой, углем нужно было платить, причем также японскими деньгами. Добывали пушнину варварским способом и в огромных объемах. Местные крестьян и рабочих заменяли китайцами и корейцами. На предприятиях угольной отрасли работали 886 человек — из них только 53 русских.

Дискриминация была жуткая. Громили дома простых людей, уводили весь скот, а суд в то время всегда оставался на стороне оккупантов. Если кто-то из местных жителей не откликался на окрик японца, могли спокойно расстрелять.

И вот осенью 1923 года на острове в городе Александровске появился русский киномеханик по имени Василий Ощепков, у него был позывной «Монах». В столице оккупированного японцами Северного Сахалина единственным и потому любимым развлечением японских военных стало кино. Даже был создан специальный приказ об увеличении киносеансов. Расписание все знали наизусть, зал заполнялся до отказа, что сыграло на руку русскому разведчику.

Ходил по лезвию ножа

Ощепков, рассказывают авторы программы, был единственным русским разведчиком, который в одиночку выполнял особо важные государственные задания, буквально ходил по лезвию ножа без шанса на ошибку.

Был момент, когда операция, казалось бы, сорвалась. Зрителям тогда показывали фильм «Наконец в безопасности». Во время показа японские военные окружили русского киномеханика и засыпали его вопросами о сути ленты, о европейских ценностях. Неожиданно открылась входная дверь, в зал ввалился пьяный матрос, увидел прокатчика и громко обратился с секретным посланием с материка. В зале воцарилась тишина, а японцы смотрели то на русского матроса, то на человека, которому еще секунду назад они безоговорочно доверяли. Его могли расстрелять в ту же секунду. Но Ощепков не растерялся, пожал руку матросу и сообщил японцам: «Наконец-то секретное послание о расписании мирового кинематографа».

После этого он наотрез отказался принимать словесные поручения и в гневе донес до руководства мысль о том, что пьяному «курьеру» он больше передавать письма не будет.

О героизме не знал никто

Ощепков хорошо знал язык противника. Пользуясь тем, что его постоянно окружали японские солдаты, он собирал информацию. Сумел завоевать доверие у военачальников, ему выдали пропуск в каждый гарнизон. Донесения Ощепкова с Сахалина были обширны, точны и детальны. 

В конечном итоге, опираясь в том числе на его информацию, комиссия под руководством молодого дипломата Василия Аболтина высадилась на Сахалин, чтобы провести переговоры с японцами. Те специально тянули время, переносили встречи, тормозили процесс. В мае 1925 года согласились покинуть островные земли. Первым делом спустился японский флаг, а после солдаты с повозками и мешками начали массово грузиться на морские судна.

Вот только к этому времени Ощепков был далеко от родины — в Токио. Там ему удалось обзавестись своими информаторами и узнать, что готовится новое химическое оружие. На этом его деятельность в роли разведчика закончилась.

Последние годы он проживал в Москве, где разработал собственную тактику рукопашного боя, которая, кстати, до сих пор используется при подготовке солдат. Вернуться в разведку он не мечтал и не рассказывал о своем прошлом жене и приемной дочери. Они до конца дней даже не подозревали о его огромной роли освобождения северной части Сахалина.

Историки в наше время называют его титаном, ведь один человек смог сделать столько, сколько не могли целые коллективы.

Авторы:Екатерина Щеголькова