Как 30 лет назад удалось избежать авиакатастрофы пассажирского Ил-62, следующего на Сахалин

24 августа 2021, 08:15Общество
Фото: Фото: pixabay.com / blende12

В этом году исполняется 30 лет со дня, когда почетный работник транспорта России, отличник «Аэрофлота» и обладатель ордена «За личное мужество» Анатолий Будник сумел посадить самолет Ил-62, у которого внезапно вспыхнули два двигателя. В разговоре с изданием «Амурская правда» пилот с Дальнего Востока вспомнил, как ему удалось предотвратить авиакатастрофу.

Это был рейс Москва – Южно-Сахалинск: самолет Ил-62, 200 пассажиров на борту, из них 20 детей. В августе семьи массово возвращались домой из отпусков, поэтому самолеты из аэропорта взлетали один за другим с интервалом в 2-3 минуты.

Настала очередь на взлет и рейса, следующего в Южно-Сахалинск, вспоминает Будник. «На разбеге все было нормально. Взлетели, убрали шасси и подошли к этапу уборки закрылков на высоте 120 метров. В это время почувствовали рывок самолета и раздался хлопок в его задней части. Взвыла сирена, замелькали красные сигнальные лампы пожара в двигателе. Бортинженер доложил о пожаре в двигателе № 4. Сработала первая очередь автоматического пожаротушения, но не потушила его. Следом загорелся двигатель № 3. Пришлось прекратить набор высоты, чтобы обеспечить скорость и удержать самолет от снижения», – рассказывает пилот.

Далее он дал команду отключить двигатель №4, двигатель №3 горел, но продолжал тянуть. Согласно инструкции, нужно было отключать оба двигателя, однако двигатель №3 было решено не отключать и на его тяге вернуть борт в аэропорт.

Однако садиться с полным баком топлива тоже нельзя, поскольку масса самолета с неизрасходованным топливом превышала норму для этого маневра почти на 60 тонн. Поэтому топливо необходимо было слить, но делать это можно только в специальной зоне, а самолет находился над деревней Картино. Времени не было, к тому же при сливе топлива с горящими двигателями на борту возникала вероятность сгореть в воздухе. От этой идеи было решено отказаться.

Далее пилот принял несколько решений, противоречащих инструкциям Ил-62: включение управления передним колесом, что делать на пробеге запрещено; раздельное торможение, чтобы уменьшить разворачивающий момент. Эти действия помогли удержать самолет в прямом направлении, поскольку его начало тянуть в сторону. «Из-под колес самолета в это время шел дым. Борт остановился всего в сотне метров от конца полосы», – вспоминает заслуженный пилот России.

По словам Будника, пассажиров удалось спасти благодаря тому, что экипаж находился в хорошей летной форме, четко и слаженно делал все, что требовалось.

Авторы:Константин Митягин