14 февраля — День компьютерщика: как виртуальная и дополненная реальность меняют мир

14 февраля 2022, 11:21ОбществоФото: JESHOOTS-com pixabay.com

За всеобщим ажиотажем вокруг Дня влюбленных сегодня затерялся еще один немаловажный праздник — День компьютерщика. В этот день в 1946 году всему миру представили первый электронный компьютер ENIAC I. Современные гаджеты во многом обязаны своим появлением именно ему.

История праздника 

В 1946 году 14 февраля американская армия впервые обнародовала первый компьютер — ENIAC I («электрический цифровой агрегатор и калькулятор»). Он представлял собой огромную машину, выполняющую сложные расчеты для военных задач. Именно от ENIАСа нынешние компьютеры унаследовали двоичную систему счисления. Эволюция ЭВМ прошла буквально за считанные десятилетия и все это благодаря компьютерщикам, которые по праву заслужили иметь в календаре свой профессиональный праздник.

Фото: wikipedia.org

Кто может отмечать?

В России этот праздник считается неофициальным, зато в зарубежных странах его отмечают с особым размахом. Инженеры и программисты, системные администраторы, веб-дизайнеры, преподаватели учебных заведений — все те, кто остался верен IT-сфере заслуживают сегодня похвал и поздравлений. Однако это день принадлежит не только техническим гениям. Например, фотографы, блогеры, художники, дизайнеры, сотрудники пресс-служб и многие другие тоже могут иметь прямое отношение к празднику, ведь многие профессии сейчас тесно взаимосвязаны с упорной и изнуряющей работой за компьютером.

Сахалинский гений 

Сахалинский предприниматель, педагог и VR/AR-разработчик Кирилл Андриянов прошел определенный путь, чтобы работать в сфере IT. Сначала он окончил СахГу по специальности «Учитель математики и информатики», а затем стал работать системным администратором . В 2018 году ему с коллегой пришла задумка — открыть клуб виртуальной реальности — развлекательный центр, где можно поиграть и хорошо провести время. По словам Кирилла, на тот момент на острове это была единственная точка. Многим это направление было уже известно, но развивалось не так быстро.

«На тот момент особого представления у людей не было, что это такое. Мы проработали в таком темпе три с лишним года, а потом случилась эпидемия коронавируса и нам пришлось закрыться. Затем занимался съемкой на квадрокоптере, авиасъемкой, снимали закрытые объекты. Чуть позже устроился в „Кванториум“ в качестве преподавателя и параллельно открыл образовательные курсы для детей, связанные с дополненной и виртуальной реальностью. Хотелось что-то свое открыть, причем необычное и уникальное. Учитывая, что направление новое, интересное и перспективное, не хотелось брать что-то банальное и заурядное. Хотелось развиваться в новой сфере», — рассказал РИА «Сахалин-Курилы» Кирилл Андриянов.

Виртуальная и дополненная реальность — есть ли отличия?

По словам Кирилла, многие путают дополненную реальность с виртуальной, однако это совсем разные направления. Дополненная реальность — AR, как направление появилось немного позже. Многие впервые смогли ощутить эффект дополненной реальности во время прохождения игры Pokemon Go — нужно было ловить Покемона в реальной жизни, используя смартфон. Простыми словами, это технология, при котором компьютерные слои накладываются на реальное пространство.

«Виртуальная реальность — это полностью искусственный мир, созданный вычислительной техникой, а дополненная — это когда, например, устройство сканирует окружение и пространство может внедрять различные цифровые объекты», — объяснил разработчик.

Фото: Tumisu pixabay.com

VR/AR в образовании 

Как отметил специалист, направление виртуальной и дополненной реальности, как ответвление в сфере IT, является новым и перспективным. На образовательных курсах дети могут научиться применять свои знания на практике внутри виртуального мира, например, закрепить умения по ПДД или тушению пожара, а также научиться оказывать первую медицинскую помощь людям.

«Мы недавно закрыли группу, с которой разрабатывали приложение для виртуальной реальности на платформе Varwin. На этой платформе дети сделали небольшой сценарий ПДД. Проще говоря, ребенок надевает шлем и учится правилам дорожного движения. Ну помимо этого, есть пожарная безопасность или первая медицинская помощь. Сейчас мы думаем сделать симулятор для бариста или сборщика БЛА (беспилотных летательных аппаратов) в виде инструктажа, как правильно летать. Также хотим сделать симулятор сборщика персонального компьютера», — рассказал Кирилл.

Видео: @vrazrab.ys Instagram
Видео: @vrazrab.ys Instagram

По словам собеседника, дети часто ассоциируют VR с игрой, но развлекательный контент можно модифицировать для образовательных целей и под разные сферы жизни. Это отличное решение для сферы недвижимости или архитектуры, где можно создавать различные 3D-визуализации, смотреть и получать настоящий «экспириенс».

«VR отлично помогает в обучении, кроме того она полезна для специалистов, занятых в сфере технической безопасности. Надевая шлем, можно отрабатывать движения как в реальной жизни. Все-таки в большинстве случаев визуальная информация больше воспринимается. Или могут быть моменты, при котором практиковаться в реальных условиях может быть небезопасно, особенно для детей, и виртуальная реальность может здесь выручить. У нас, например, есть симулятор «Тушение пожара», — добавил Кирилл Андриянов.

VR/AR и его польза для людей

Осенью прошлого года с помощью дополненной реальности Кирилл «оживил» фасады зданий Южно-Сахалинска. Каждый мог протестировать режим дополненной реальности через «маску» в Instagram-аккаунте @vrazrab.ys. Горожане могли посмотреть скрытые визуальные эффекты в стрит-артах областного центра по нескольким адресам. И хоть область AR выполняет скорее развлекательные цели, ее можно адаптировать для развития города и улучшения жизни горожан.

«В плане полезности, в плане того, чтобы усовершенствовать город, можно сделать переводы в дополненной реальности, к примеру, для туристов. Есть различные информационные таблички и человек, например, наведя телефон на табло, может увидеть перевод. Более того, мы писали социальный проект на получение гранта, который, к сожалению, не прошел. Задумка идеи была следующая: с помощью функций дополненной реальности оказать помощь людям с ОВЗ, которые общаются на жестовом языке. Для них мы хотели создать мобильное приложение, которое они могли бы применить в общественных местах — навести устройство на информационные табло и также посмотреть перевод. Пока этот проект отложили», — поделился Кирилл Андриянов.

Как мы видим, область VR и AR — это уже что-то большее, чем просто развлечение. Оно позволяет познакомиться со многими явлениями, которые бывают недоступны в жизни, а также накапливать опыт путем многократных проб и ошибок. Начало уже положено, и чем больше будут развиваться вычислительные способности этих направлений, тем больше будут появляться новые возможности для улучшения жизни.