Работодатели России пожаловались на долгий поиск сотрудников

22 мая 2023, 12:02Общество
Фото: @yanalya ru.freepik.com

Онлайн-платформа по подбору персонала и работодателей в России HeadHunter выяснила, что большинство работодателей заметили увеличение сроков поиска кандидатов по итогам 2022 года. Ранее основной объем вакансий закрывался менее чем за два месяца, сейчас требуется более трех месяцев.

Как рассказали специалисты, срок поиска кандидатов на ИТ-вакансии по итогам 2022 года увеличился в два раза. Данные получили эксперты «Яков и Партнеры» и крупнейшей российской платформы онлайн-рекрутинга hh.ru в рамках совместного исследования «Тренды на рынке труда — 2023». По словам экспертов, около 61% работодателей сталкивались со сложностями в поиске кандидатов с навыками в сфере цифровых технологий. Наиболее дефицитными стали программирование и веб-программирование — примерно 19%, цифровой маркетинг — 16%, разработка приложений — 14%.

Учитывая предпочтения кандидатов, самым быстрым способом найти подходящего работника остается хорошее зарплатное предложение. Так, по статистике три четверти работодателей с привлекательным финансовым предложением находят подходящих кандидатов менее чем за три месяца. Как рассказала  главный эксперт hh.ru по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности hh.ru Наталья Данина, сложнее всего найти работника с опытом.

«В среднем увеличение срока поиска кандидатов с опытом работы более 6 лет составило 4-6 месяцев. А это, очевидно, люди с опытом преодоления неоднократных кризисных ситуаций, на экспертных или руководящих ролях. Подобная ситуация неминуемо приводит к падению производительности компании в целом. Интересно, что, несмотря на увеличение срока поиска кандидата, работодатели все равно отдают предпочтение именно таким кандидатам. 84% работодателей предпочитают людей с опытом работы и без специального образования, кандидатам со специальным образованием, но без опыта», — рассказала Наталья Данина.

Чаще всего приоритет опытным работникам отдают в области IT, розницы и финансов. Опрошенные работодатели убеждены, что отдадут предпочтение кандидату с опытом и без специального образования.

Следующими трендами, которые влияют на работодателей и рынок труда в целом, стали автоматизация — 25%, мобильность и миграция — примерно 22%, а также геополитические и экономические условия — 22%. Примечательно и то, что меньше всего работодателей заботят такие вопросы, как индивидуальная инициатива сотрудников — 15%, инклюзивность — 5% и экологическая повестка — 5%.

По словам партнера «Яков и Партнеры» и соавтора отчета, одним из путей снижения нехватки ресурсов для компаний могла бы стать автоматизация определенных процессов.

«Соискатели острее, чем компании, ощущают влияние технологий, искусственного интеллекта, роботов и автоматизации на свою жизнь и конкурентность. Даже в областях, не связанных с ИТ, каждый второй отмечает подобное влияние. Учитывая сложность привлечения опытных кандидатов, а также очевидный запрос на обучение со стороны сотрудников, компаниям необходимо наращивать свои компетенции в сфере корпоративного образования для формирования привлекательного образа работодателя и, в конечном счете, снижения стоимости привлечения и удержания сотрудников», — отмечает  Елена Кузнецова.

Тем временем аналитики выяснили отношение руководителей к смайлам в рабочей переписке. В опросе приняли участие 1 000 представителей компаний и 1 600 трудоустроенных россиян, пользующихся мессенджерами и чатами для общения по рабочим вопросам с коллегами и руководством.