Генерал-полковник Сергей Макаров рассказал о патриотическом воспитании в условиях СВО

4 сентября 2023, 09:45Общество
Фото: Sakh.online

В воскресенье, 3 сентября, в День Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны генерал-полковник Сергей Макаров встретился с сахалинскими юнармейцами. Sakh.online поговорил с легендарным военнослужащим, главой ассоциации ветеранов СВО о важности патриотического воспитания.

— Сергей Афанасьевич, здравствуйте! Во время лекции вы говорили о своей работе в Центральном штабе общероссийской общественной организации «Бессмертный полк». Этот федеральный проект произрастает из семьи, из желания людей узнать больше о своих героических предках. А когда вы идете в рядах полка, чей портрет несете вы? 

— Я иду с портретом своего отца. В 1941 году он закончил среднюю школу, а в сентябре 1941 года был призван в ряды Красной армии. Службу он начинал в Забайкалье, как раз напротив Квантунской армии. Он был артиллеристом: сначала был просто номером расчета, затем командиром в артиллерийском полку резерва главного командования. Служба была очень тяжелая. Много невзгод. В последующие годы он участвовал в боевых действиях, затем был направлен в военное училище. В 1947 году окончил его и был демобилизован. Поехал на Дальний Восток, поступил в институт железнодорожного транспорта и окончил его. Семья жила в Хабаровском крае.

— Вы рассказывали о том, что в совместной работе с фондом «Защитники Отечества» нужно большое внимание и много ресурсов уделять реабилитации ветеранов СВО, которые вернутся после завершения спецоперации. Понятно, что у нас сейчас активно внедряется, возрождается линия начальной военной подготовки в школах, где пригодится реальный боевой опыт ветеранов. Но есть ряд участников СВО, которые не смогут до конца реабилитироваться, чтобы работать с подрастающим поколением —  смогут ли они как-то еще, иначе применить свои навыки и боевой опыт? 

— Безусловно, это может быть индивидуальная работа, где их опыт и знания необходимы. Это может быть как сапожное дело, так и сфера IT. Та же журналистика. Я знаю парня, который воевал на СВО, а сейчас он работает в пресс-службе Ассоциации ветеранов СВО. Достаточно активный молодой человек. Нет сферы, где ветеранам запрещено себя проявлять. Единственное, надо вытащить его из серой скуки. Из того момента, где он начинает себя жалеть. Именно тогда можно скатиться к пьянству, алкоголизму и потерять себя.

— Вы встретились с нашими юнармейцами. Скажите, как часто при вашей занятости удается находить время и встречаться с молодежью? 

— Постоянно. Я недавно был в Уфе, встречался там с ребятами. Мы проехали почти всю республику. Уникальные люди, уникальная молодежь. Иногда у старшего поколения возникают мысли: «Мы были лучше, а они пропащее поколение, и куда катится наша страна?». А страна катится вперед. Они просто другие.

— Есть ли, на ваш взгляд, слабые места в той системе патриотического воспитания, которая сейчас у нас существует? Может, чего-то не хватает?

— В некоторых местах есть излишняя заорганизованность. В некоторых случаях, может, и не нужно мешать молодежи. Недостатков в их воспитании практически нет. Есть равнодушие. И это самое страшное, что существует, чтобы они быстрее становились взрослыми людьми в смысле сознания, а не физического формирования. Не хватает понимания той беды, которая может прийти в страну, куда мы можем погрузиться из-за равнодушия. И вот это равнодушие иногда встречается и в административных органах. И это так ярко бросается в глаза. И это мы преодолеем, и это пройдет.

— У нас в Сахалинской области по поручению губернатора запустили проект «Будь готов». Фактически это аналогия тех полевых сборов для молодежи, для трудовой молодежи в том числе, которые были в Советском Союзе. Причем у нас их могут сейчас пройти не только мужчины, но и женщин набирают, собирают отряды. Мы уже услышали вашу положительную оценку этого проекта, но, как вы думаете, может, и в других регионах России тоже стоит внедрить эту практику? 

— Вы не единственные в этом плане. Да, у вас это организовано, безусловно. Но и другие регионы над этим работают. Относительно недавно при мне к губернатору Краснодарского края обращался руководитель ДОСААФ и говорил о необходимости выделения дополнительных средств на строительство специального танкодрома. Однако там действует патриотический воспитательный центр, на который уже потратили около одного миллиарда рублей. Там есть и танкодром, и казармы. Нужно брать молодежь и работать там. Это все есть по стране. Мешает только равнодушие. В остальном у нас хватает средств, сил и сознания для того, чтобы заниматься молодежью. Молодежь подрастает очень хорошая, и участие в специальной военной операции это подчеркивает. Именно качество молодых людей: как они себя там ведут, какими они оттуда приходят. Другими, поумневшими. Они совершенно по-другому начинают воспринимать действительность и чувствовать свою ответственность за будущее не только своей семьи, но и страны в целом. Скажем так, это не какие-то декларативные слова, а так и есть на самом деле.

— 3 сентября мы отпраздновали годовщину Победы над милитаристской Японией, день окончания Второй мировой войны. Сахалинская область несколько лет добивалась возвращения памятной даты и этого статуса. Для Сахалина и Курил это действительно важная дата. Однако, как показывает практика, современная молодежь во многих регионах России даже не знает, что это за острова и где они находятся. Как вам кажется, может, в рамках патриотического образования по истории в школьную программу стоит внести курс о Южно-Сахалинской и Курильской наступательных операциях? 

— С организацией учебного процесса я знаком не понаслышке. Я четыре года руководил академией генерального штаба. Дело в том, что учебные часы не растягиваются. Их выделяют в определенном количестве на год, и нельзя сделать их больше. Вводить особые предметы не надо, надо просто начать изучать ту географию, которая есть. Ведь там, в этой географии, вся страна. Достаточно того, что в классе нужно повесить политическую карту мира и Российской Федерации. Повесить таблицу номерных знаков автомобилей. Многим ведь интересно, цифры какого региона висят на машинах. Если это повесить, кто-то заинтересуется и обязательно найдет на карте. Надо просто, чтобы учителю было интересно работать с учениками. Не надо дополнительных занятий. Мы в школе должны не только давать знания, а образовывать детей. Образованный человек — это не тот, кто имеет знания, это тот, кто имеет образование.

РИА «Сахалин-Курилы».