Командир воздушного судна Ми-8 на Сахалине рассказал об особенностях своей работы

10 ноября 2023, 17:00Общество
Фото: ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

Командир воздушного судна Ми-8 МЧС России Михаил Сафонов 11 лет проработал на посту летчика-инструктора в высшем военном авиационном училище. В последствии попал служить на Дальний Восток. Сегодня Михаил возглавляет звено по предупреждению и ликвидации ЧС на вертолете Ми-8 МЧС России.

Пресс-служба Главного управления МЧС России по Сахалинской области взяла интервью у командира воздушного судна Ми-8 МЧС России.

— Добрый день! Расскажите нам о себе.

— Сафонов Михаил Витальевич, родился 26 сентября 1962 года в поселке Качок Качетковского района Иркутской области, затем вместе с родителями переехал в село Верхаленск, там я рос и учился. Так сложилось, что поселок с населением порядка 5000 человек, в котором мы проживали, находится в тайге, поэтому местное население в основном занималось промыслом рыбы или охотой. Недалеко от поселка находился местный аэродром, то есть с детства я видел небольшие самолеты и вертолеты, которые практически ежедневно летали по местным воздушным авиалиниям, осуществляя перевозку местного населения. Из-за того, что недалеко была участковая больница со стационаром, амбулаторией, аптекой и так далее, иногда прилетали вертолеты, которые выполняли санрейсы.

Однажды, когда мне было лет десять-одиннадцать, прилетел красный вертолет. Мне показалось, что он был пожарным, он выполнял санитарный рейс по эвакуации охотника, которого впоследствии доставили в участковую больницу. У прилетевшего вертолета, видимо, случилась какая-то неисправность, и в течение двух или трех суток он стоял на ремонте. Конечно, тогда детвора со всей деревни сбежалась к вертолету, чтобы рассмотреть его вблизи.

И пока вертолет стоял на площадке, я ходил на аэродром и днями там пропадал. Каждый день утром брал портфель и уходил, делая вид, что иду в школу. Уже через два-три дня классный руководитель спросил родителей — «Почему Миша не ходит в школу, он что, болеет?». На что родители были удивлены, поскольку они были уверены, что я ходил на занятия.

Для меня первое незабываемое событие, отложившееся в памяти, это первый после ремонта запуск поршневого двигателя, как он задымил и как начали вращаться винты.

Впечатление на всю жизнь: такая машина, которая дымит и гудит, может прилетать и садиться практически в любом месте, и при этом она помогает людям, которым нужна медицинская помощь. С того самого времени у меня зародилась зерно любви к вертолетам, которое в последствие привело к тому, что я стал вертолетчиком.

—  Расскажите нам о вашем опыте пилотирования воздушных судов.

— После окончания Саратовского Высшего военного авиационного училища, по распределению я остался летчиком-инструктором и на протяжении 11 лет летал, обучая курсантов Саратовского училища. После организационно-штатных мероприятий я попал служить на Дальний Восток, прослужил пять лет на аэродроме Буревестник и для дальнейшего повышения по службе был переведен на аэродром Сокол — на острове Сахалин, где проходил службу до увольнения из рядов вооруженных сил с должности заместителя командира полка в звании подполковник. Мне тогда было 45 лет, и, так как всю свою жизнь посвятил вертолетам и небу, другой специальности, конечно, не было, пришлось искать работу, связанную с небом. Устроился в компанию «Сахалинские авиатрассы», где  впоследствии отработал начальником отдела обеспечения воздушных судов в течение 5 лет. В 2013 году в Южно-Сахалинске начали формирование авиационного звена на вертолет МИ-8 МЧС России для несения дежурства на постоянной основе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Сахалинской области, и мне поступило предложение возглавить данное звено. В тот же год, с февраля по конец мая, прошел переподготовку в хабаровском учебно-тренировочном авиационном центре гражданской авиации. Далее на аэродроме, где базируется Хабаровский авиационно-спасательный центр, восстановился на летную работу, и уже с 1 июня мы совместно со штатным экипажем перегнали вертолет Ми-8 МЧС России на аэродром в Южно-Сахалинск и заступили на постоянное дежурство на территории Сахалинской области.

— Расскажите о звене, в котором работаете?

— Наша работа практически приравнена к службе, то есть мы живем по всем нормативным государственным документам, по курсу летной подготовки, федеральным миграционным правилам государственной авиации, выполняем все требования данных документов. Единственная разница в том, что на плечах у нас не погоны со звездами, а так называемые категории, остальные требования точно такие же, а может, даже и выше. Штат звена 17 человек, но в наличии один полный экипаж. Взаимоотношения у нас хорошие, поскольку почти все сотрудники бывшие военные: от майора до подполковника. Все прошли службу в вооруженных силах на разных должностях, уровень подготовки достаточно высокий и позволяет выполнять все поставленные задачи. Постоянно находимся в дежурстве, в коллективе понимаем друг друга практически без слов, со взгляда, с полуслова, то есть когда мы садимся в кабину втроем, в принципе разговоров никаких лишних ненужно. Аналогично с техническим составом, который выполняет большую работу по обслуживанию вертолета, они всегда понимают и стараются сделать все возможное для того, чтобы экипаж смог вылететь в любое время.

— С какими вызовами сталкиваются суда МЧС России при выполнении своих задач?

— Одним из основных вызовов является переменчивость условий работы: от сложных погодных условий до труднодоступных районов. Мы пребываем в режиме постоянной готовности. Конечно же, к каждому вылету необходимо готовиться, нет такого, как на машине, сел и поехал. У нас и анализ метеоусловий, и в целом всех условий, в которых нужно выполнить задачу, в независимости, будет ли это тушение пожаров или спасение человека.

— Какие моменты в работе командира вертолета остались наиболее запоминающимися?

— Наверное, это  успешные спасательные операции, когда мы смогли доставить людей в безопасное место или оказать помощь в критической ситуации. Это те случаи, когда наши усилия действительно помогли спасти жизни.

Самый запоминающийся случай для меня произошел в 2013 году, это был один из наших первых вылетов с аэродрома Южно-Сахалинска, который был закрыт из-за погоды. Нам нужно было вылететь на поиск пропавшего вертолета в районе поселка Бриакан. Тогда все диспетчерские службы удивились, что мы приняли решение на вылет. Тот вертолет мы искали около двух суток и в итоге его обнаружили.

Вспоминается и наводнение в Амурской области в 2013 году, таких задач мне ранее не приходилось выполнять в вооруженных силах, тогда территории были полностью затоплены, и сесть не представлялось возможным. Однажды мы прилетели на эвакуацию, домик уже был затоплен по окна, мы с него эвакуировали семью при помощи «корзины».

Самый необычный случай произошел в то же время — в районе Благовещенска стадо, примерно 1000 голов, оказалось на небольшом островке, поэтому нам пришлось доставлять туда генератор и доильную установку. Если в течение суток или двух коров не подоить, они начнут гибнуть, также на этот островок мы доставили и трактор. Помню, когда его поднимали? тракторист у нас спросил — «А я-то куда?», на что я ему в шутку ответил — «На свое рабочее место, я летчик — я на своем рабочем месте, а ты на свое — в трактор».

Еще был случай, мы полетели на перевозку (эвакуацию) жителей в поселок Архара в пункт временного размещения. На аэродроме мне встретилась молодая девушка в положении, на довольно большом сроке, которой стало плохо прямо на борту вертолета, довезли мы ее хорошо и передали медикам, которые доставили ее в роддом, где она в тот же день родила мальчика. Через неделю поехали всем экипажем и поздравили ее с рождением ребенка, девушка безумно была рада.

Наиболее важным аспектом является чувство ответственности за жизни тех, кого мы спасаем. Это мотивирует нас стремиться к совершенству и быть готовыми к действию в любой ситуации.

— Что для вас небо?

— Понятно, что можно говорить слова о том, что это любимая работа и профессия, но для человека, который летает уже много лет, есть такое понятие, когда скучаешь без полетов, то есть — «Необходимо, уже небо зовет». Когда поднимаешься ввысь — совсем другие ощущения и эмоции, чувствуешь себя, будто ты дома, в своей среде. Поэтому трудно сказать одним словом, что такое небо… Небо есть небо.

— Какие навыки необходимы людям, которые в будущем решат связать свою жизнь с работой пилота воздушного судна в службе МЧС России?

— Если начинать со школьного возраста, самое главное — это здоровье, поскольку придется проходить много медкомиссий. Нужно больше заниматься спортом и вести активный здоровый образ жизни. А также необходимо обладать достаточно высоким уровнем знаний в различных областях. Хочется пожелать ребятам, которые хотят связать свою жизнь с небом, чтобы у вас все получилось, мечтайте и верьте, добивайтесь и помните, что вы должны прилагать все усилия.

РИА «Сахалин-Курилы».