«Семейная ипотека» в России: как за год изменился портрет заемщика

9 апреля , 17:18Общество
Фото: пресс-служба ПАО «Сбербанк»

Специалисты Аналитического центра Домклик изучили, как изменился спрос на программу «Семейной ипотеки» и как сегодня выглядит типичный заемщик.

Программа «Семейная ипотека» была запущена в 2018 году, чтобы повысить доступность жилья для российских семей. Однако с тех пор ее условия много раз менялись. Так, в 2023–2024 гг. изменилось следующее.

  • В начале 2023 года действие программы было распространено на семьи с двумя детьми до 18 лет. Соответственно, в первом полугодии 2023 года число выдач увеличилось с 6 тыс. до 17–18 тыс. в месяц, а доля программы в общем количестве выдач выросла с 8% до 16–17%. С февраля по апрель 2023 года «Семейная ипотека» лидировала среди льготных ипотечных программ по объему выдач. После резкого повышения ключевой ставки выдачи «Семейной ипотеки» выросли еще больше — до 30–35 тыс. сделок в месяц.
  • В конце 2023 года начало действовать правило «Одна льготная ипотека в одни руки». Кроме ситуаций, если: 1) рождается последующий ребенок; 2) площадь приобретаемой квартиры больше предыдущей; 3) предыдущая ипотека закрыта. Эти нововведения сказались уже в январе, когда ежемесячное количество сделок упало с 30–35 тыс. до 10 тыс. и сохранялось на том же уровне в феврале и марте. Доля «Семейной ипотеки» в общем количестве выдач опустилась до уровня первого полугодия 2023 года (17%).

Распределение выдач по типам недвижимости в 2022–2023 гг. значительно отличалось от сегодняшнего. Если в предыдущие два года доля ИЖС в выдачах «Льготной ипотеки» даже в период максимальной покупательской активности (с апреля по октябрь) не поднималась выше 13–15%, то в этом году она достигла рекордного значения в 41% еще до начала высокого сезона.

По мнению аналитиков «Домклик», за столь существенным ростом доли сделок с ИЖС стоит не только рост интереса россиян к данному сегменту, но и уменьшение количества сделок на первичном рынке, которое обусловлено в том числе снижением доступности инвестиций в недвижимость на фоне нового порядка выдач по льготным программам.

Аналитики «Домклик» изучили ипотечные сделки «Сбера» в первом квартале 2023 и 2024 года и выяснили, как изменился портрет заемщика «Семейной ипотеки».

  • Возраст заемщика по-прежнему составляет 35 лет. Средний (медианный) возраст для различных округов примерно одинаков — 35–36 лет. Исключение — ДФО (37 лет). По сравнению с первым кварталом 2023 года возраст заемщика незначительно вырос в СКФО и ПФО (с 34 до 35 лет), в остальных округах он не изменился.
  • Выросла доля женщин-заемщиков. Сегодня 50,6% сделок по программе приходится на женщин. В прошлом году — 43,3%. Доля женщин-заемщиков увеличилась во всех округах, кроме ДФО. Наибольший рост показали СФО (+8,1 процентных пункта), ЦФО (+8 п. п.) и ПФО (+7,7 п. п.).
  • Большинство заемщиков (81,5%) состоит в браке. Тем не менее небольшое снижение доли семейных заемщиков отмечается в большинстве округов. Наибольшее снижение фиксируется в СКФО (-4,1 п. п.), ДФО (-3,5 п. п.), УФО (-3,4 п. п.) и других округах.
  • Число многодетных заемщиков сократилось. Сегодня 61,7% всех выдач по программе приходится на семьи с двумя детьми, 37,8% — на семьи с одним ребенком и лишь 0,5% — на многодетные семьи, которые воспитывают троих и более детей. Год назад распределение было другим: 52% — двое детей, 37,2% — один ребенок, 9,5% — трое детей, 1,3% — четверо и более детей.
  • Вырос доход заемщиков. За год медианный доход заемщика вырос почти на 80% — с 55 тыс. до 99 тыс. рублей. Максимальный прирост отмечен в ПФО (+91%), ЦФО (+84%) и СФО (+83%).

Таким образом, востребованность «Семейной ипотеки» по-прежнему высока, хотя в конце 2023 года был принят комплекс мер по охлаждению спроса на льготные программы.

В начале марта президент РФ Владимир Путин выступил за продление «Семейной ипотеки» до 2030 года. Это заявление вызвало широкий отклик, ведь программа давно стала не только одним из самых эффективных инструментов поддержки молодых семей в России, но и ключевым драйвером первичного рынка жилья.