Сегодня
16+
 
Актуальные темы SKR против автохамов / Нефть и люди / Круче всех
25 августа 2014 14:15 / Культурное пространство / Кинофестиваль «Край света» / кино  

Александр Сокуров: сам по себе прием ничего не стоит

После специального показа фильма «Фауст» почетный гость фестиваля, режиссер Александр Сокуров встретился со зрителями «Края света». Мы публикуем несколько фрагментов его выступления.

О «Фаусте» и «тетралогии власти»

Каждый из фильмов тетралогии, в которую, кроме «Фауста», входят картины «Телец», «Молох» и «Солнце», – о человеке. «Телец» – фигура Ленина, «Молох» – фигура Гитлера, «Солнце» – император Хирохито. Я поставил перед собой задачу понять – что же это были за люди, от которых мы так зависели? Что такое Фауст? В переводе с немецкого – кулак. Сжатое усилие. Сила, воля. Сила рассудка, сила – или бессилие – нравственного поведения, сила культуры и сила огромных ошибок, заблуждений.

О том, что сформировало мировоззрение

Меня сформировал русский язык, европейская и отчасти русская философия. Огромное влияние произвел Бердяев. Некоторые труды Ленина, мне кажется, очень важны для экономической мысли. Что-то из Плеханова. Русская реалистическая фотография конца XIX – начала XX века. Русская литература XIX века – вся без исключения. Вся европейская литература. Русские передвижники, немецкая традиция романтической живописи. Музыкальная культура от Возрождения до нашего времени. Военная история. Региональная культура – Забайкалья, северных районов, вологодская, ярославская. Очень интересны мне были экономические изыскания Вознесенского, который разрабатывал новую экономическую теорию и был расстрелян. Теория и практика Эйзенштейна, без всякого сомнения. Я могу продолжить, но это будет очень долгий список.

О переменах в кино

Кинематограф меняется очень быстро. Нельзя привыкать к инструменту, нельзя приучать себя к какому-то пристрастию. Надо все время развиваться. Трудно с пленкой? Давайте снимать на формате Betacam. Исчезла пленка? Не беда. Если у тебя есть замысел – снимай на любой носитель.

О будущем российского кино

Нам нужно способствовать тому, чтобы наиболее талантливые наши молодые люди получили возможность снимать, чтобы их не держали за руки, за ноги и за голову, чтобы не закрывали им глаза и уши. Тем, кто знает, что происходит в интернете, известно, сколько в России есть блестящих режиссеров – тех, кто снимает за гроши, ни на кого не полагаясь, у кого есть собственные идеи. Нужно дать им доступ к инструменту, помогать им – практически и внятно, без демагогии и обмана.

25 августа в 21:00 в ККЗ «Комсомолец» состоится показ фильма «Русский ковчег» Александра Сокурова, снятого одним кадром в залах Государственного Эрмитажа, который в этом году отмечает свое 250-летие. Александр Сокуров – о своем фильме:

• В «Русском ковчеге» мы попытались не делить время на части или кадры, а слить действие, драматургию в один поток и на одном вдохе прожить все события, то есть отказаться от монтажа. Я много разговаривал с Тарковским про идею создания фильма на одном дыхании, без монтажа. Я знаю, что эти идеи витали в воздухе, в разговорах кинематографистов в разных странах мира. Но тогда эта идея казалась абсолютно фантастической. Фантастика заключалась в том, что не существовало технических средств для ее осуществления. Но с приходом в нашу профессию новых материалов, новых способов производства эта идея стала казаться реальностью.

• Основой замысла изначально был Эрмитаж. Эрмитаж – это дворец-музей, где, в отличие от других европейских пространств, жили люди. Это место жилое, обитаемое, человеческое. В этом его специфика. Здесь жила царская семья, многочисленные родственники, при этом там была и галерея, и собрание искусства. До «Русского ковчега» в больших музеях, которые являются национальным достоянием, никогда и нигде в мире не проводились большие масштабные съемки. Я же предполагал ввести в Эрмитаж тысячи актеров, огромное количество специального оборудования, привезти туда деревья, завезти туда дерн.

• Конечно, создавая этот фильм, мы очень рисковали. Мы были счастливы, когда выключили камеру. Потом многие подходили ко мне и говорили: ну, берегитесь, теперь все начнут снимать одним кадром. Но я думаю, что этот прием – съемку одним кадром – нужно оправдывать эстетической идеей. Сам по себе прием ничего не стоит.

• Смог ли кинематограф преодолеть свои оковы – преграду времени? Победить время? Полагаю, что нет. И надеюсь, что никогда этого не произойдет. Что-то всегда должно ограничивать произвол визуального автора. Главное, что я понял в процессе съемок «Русского ковчега», – никогда не пытайтесь победить время. Из этого ничего не получится. И беда тому, кто попытается это сделать.

Спецвыпуск «Губернских ведомостей» к кинофестивалю. №4

Сообщить об ошибке

Комментарии


Онлайн-конференции

30 марта / Общество

Пожарная безопасность

Вопросы принимаются до 8 апреля. Ответы будут опубликованы после 10 апреля.

1 марта / Общество

Что такое «Кванториум»?

Новое для Сахалинской области учреждение торжественно открылось 1 марта

Спецпроекты

20 апреля / Просто жизнь: авторская колонка

Лапки вандала

О том, как нанести жидкие обои и спасти квартиру от кота

Бизнес-справочник

Объявления

Фоторепортаж

Еще фото

Видеорепортаж

Еще видео
240x120

Комментарии

Депутаты Госдумы хотят перевести стрелки часов еще на час вперед

Ваш Карлов еще в первый раз отличился, бездумно проголосовав за то, чтобы сахалинцы по в дневные часы по темноте гуляли. А как увидел, к чему привело, начал пиа...
читать дальше

На Сахалине отклонили почти все заявки на трудовых мигрантов

Ага. Можно подумать, если не дали разрешение, значит они работать не будут. Только нелегально. Им даже лучше, налоги платить не надо

Популярное в блогах

Популярное

Тэги

Персоны

Опросы

Любимое место в Южно-Сахалинске?
  402 (28%)
  217 (15%)
  213 (15%)
  59 (4%)
  44 (3%)
  150 (10%)
  160 (11%)
  202 (14%)