Островитян зовут на выставку натюрмортов «Магия предмета»

7 мая , 14:41Культура
Фото: Игорь Антипов

Такой подарок землякам впервые в большом масштабе представляет сахалинское отделение Союза художников России, которому в декабре исполнится 35 лет. Более шестидесяти работ выполнены в разных техниках и стилях.

Их можно увидеть на Вокзальной, 5 А, где находится выставочное пространство детской художественной школы Южно-Сахалинска. Произведения как из прошлого тысячелетия, так и последней десятилетки 21 века. Натюрмортом принято называть один из жанров изобразительного искусства. Термин произошел от французского nature morte, что переводится как «мертвая природа». У него есть и второе название — «застывшая жизнь». На картинах обычно изображают окружающие человека обыденные предметы — цветы, овощи и фрукты, посуду и книги. Живописцы их умело группируют в гармоничные композиции. Полотна отличаются детальностью, подчеркивают красоту самых простых вещей и через них передают ценность жизни, радость ее восприятия и быстротечность.

«Подробно, с такой теплотой и любовью на выставке художниками показан данный жанр, он сопровождает всех жителей Земли с самого рождения. Здесь различные техники: и графика, и пастель, и масло, и сангина. Каждый выбирает свой материал, чтобы полнее показать свое отношение к предмету. Попадаешь сюда, как в какое-то царство натюрмортов, где сразу видно, как любуется автор собственным произведением, дает возможность насладиться и нам, зрителям, прекрасными моментами жизни художника. Мастера пользуются многообразием приемов и материалов, поэтому здесь достаточно показано творчество каждого. Вообще, любой художник проходит через жанр натюрморта, начиная с обучения в детских художественных школах, потому что он, с одной стороны, неподвижен, а с другой стороны обладает притягательной силой интимного характера. Поэтому все начинающие начинают именно с натюрморта», — ввела нас в курс дела первый в Сахалинской области искусствовед Раиса Горохова.

«Какая вам больше нравится из ваших картин?», с этого вопроса и начался наш диалог с одним из молодых членов сахалинского отделения Союза художников России Ольгой Маркеловой. Выпускница местной «художки» и государственного университета промышленных технологий и дизайна Санкт-Петербурга Ольга Маркелова указала на работу последних лет «В лунном свете». Представьте, у вас на столе в вазах стоят цветы, ночью, уходя спать, вы выключаете свет, но и во тьме в предметах черного и белого цвета может появиться что-то таинственное. Так автор однажды и включила фантазию, добавила для эффекта акриловых красок, вооружилась маркером, чтобы по-особому заиграла графика на холсте.

«Сначала наносится акрил, добавляются детали маркером, собственно, так и получается новая работа. На выставке „магия предметов“ у меня порядка семи произведений. Увлекаются изобразительным искусством, наверное, с пеленок, у меня ведь мама тоже художница. Помню хорошо, что меня в мастерской вместо игрушек окружали картины и художники, я постоянно здесь и была, гуляла, играла. Меня периодически спрашивали: „Оленька, ну что, ты будешь художником, как мама?“, я говорила: „Нет!“.  Но настал 11 класс, и я задумалась о том, что математикой мне не очень бы хотелось в жизни заниматься, а вот в художественную школу я уже 6 лет хожу, и так мне это близко, приятно выражать свои мысли через творчество. Так я и пошла в художественное образование, выбрала декоративно-прикладное искусство. Тогда еще я совсем не знала глубин этого направления, о чем оно, но не пожалела, потому что данное образование дало понимание разных техник. Так я познакомилась воочию с нашей многонациональной страной, потому что мои сокурсники по вузу были из разных регионов России, все они очень интересные, аутентичные. В учебном заведении мы познакомились с их народными промыслами, делали из металла, и ткачество у нас было, из дерева вырезали, обрабатывали камень. Я там и книжной графикой занималась. Теперь эти знания мне просто каждый день помогают, и когда я преподавателем была, много дисциплин могла вести, глубинно понимала на чем основывается процесс. И сейчас, когда я занимаюсь графическим дизайном, знания по книжной графике меня тоже очень сильно выручают. Приятно, что губернатор нынешний Валерий Игоревич Лимаренко так здорово повернулся в сторону искусства на островах, к творческим людям. Сейчас и мастерские выделили в Южно-Сахалинске, хочется, чтобы они появлялись и в муниципалитетах. И молодежь у нас сегодня достаточно разношерстная в творчестве, понятно, что не у всех есть академическое образование, но ребята работают, стараются, подтягиваются к уровню. Очень интересно наблюдать за их ростом», — поделилась комментарием член сахалинского отделения Союза художников России Ольга Маркелова.

 

Долгое время натюрморт относили к низшим жанрам, полагая, что бытовые темы ограничивают потенциал картины, но в 19 веке Ван Гог, Ренуар, Мане и другие именитые художники своими трудами доказали ошибочность данного мнения. Благодаря влиянию французского импрессионизма натюрморты обогатились нюансами передачи световых эффектов — игрой цветовых пятен, бликов и воздушностью изображения. В этот период натюрморт переживал свой расцвет, в том числе и благодаря появлению в продаже красок в тюбиках, значительно упростивших работу живописцев. В 20 веке эксперименты над жанром продолжили Пабло Пикассо, Джорджо Моранди и Сальвадор Дали, они экспериментировали в новых формах, цветах и стилистических приемах. Но каким бы не был эксперимент, он всегда строится на классической академической основе. В этом деле на Сахалине одним из знатоков является преподаватель кафедры дизайна сахалинского колледжа искусств, живописец Надежда Троегубова. Ее работы находятся в сахалинском областном художественном музее, частных коллекциях граждан Японии, Канады, Голландии, Китая и Кореи. Она умело использует каждый мазок, умеет насыщать композицию нужными деталями. Достаточно взглянуть на ее натюрморт «Ах, лето!», где прекрасно друга дополняют полевые цветы и подсолнухи, не лишними под ними оказываются обычные доски, объемность полотну на заднем плане придает и сочная зеленая трава. Этот сюжет Надежда Викторовна впитала в себе во время летнего отпуска, когда была проездом в Димитровграде Ульяновской области.

«Мы в 1985 году с супругом закончили Дальневосточный институт искусств и приехали на остров, работали в Невельске, украшали город. Повезло нам тогда очень, ведь трудились тогда с Игорем Павловичем Фархутдиновым, его тогда в народе прозвали „клумбовый мэр“, ведь город преобразился при его непосредственной поддержке. Там до сих пор есть наши работы, которые мы делали. Потом же Игорь Павлович по нашей просьбе открыл там и художественную школу, сначала в здании горкома партии, затем присоединили к школе музыкальной, открыли там школу искусств, я там преподавала. Потом пригласили на работу тогда еще в сахалинское училище искусств, теперь колледж. Вот уже 27 лет я наставляю там ребят. Любой художник, начиная с художественной школы, начинает рисовать горшки, крынки всевозможные. Я не всегда, если честно, пишу натюрморты, чаще у меня пейзажи. Мне натюрмортов хватает в учебном заведении, потому что на протяжении всех 4 лет по программе они существуют. Супруг мой Олег Николаевич Папузин все время со студентами писал раньше натюрморты, но у него их больше, чем у меня. Ну, а здесь я давеча была на отдыхе в Димитровграде, не поняла что это такое — то ли это город в лесу, либо лес в городе. Там настолько красивая природа, с друзьями своими выехали в лес, сорвали там обычные не садовые цветы. А когда там проезжаешь, видны поля с подсолнухами и кукурузой. Захватили с собой и несколько подсолнухов, привезли, я сфотографировала, и, в принципе, затем по памяти писала. Изображать предметы, которые стоят перед тобой, это одно, а когда ты творишь под впечатлением от увиденного это совсем другое. Если вы подойдете поближе к холсту, то обратите внимание на то, как он набивался. Я всегда удивляюсь подруге, которая у меня любит вышивать, мы с ней обычно так ведем диалог: „Как тебе удается крестиком то вышивать? — А как тебе дается каждый мазочек на картине?“. Получается, что такие произведения выходят из-под кисти. Ее я писала на одном дыхании, легко», — рассказала член сахалинского отделения Союза художников России Надежда Троегубова.

 

 

Также свои натюрморты представили Надежда Антипова-Кирина, Татьяна Антошкина, Владимир Бейбулатов, Александр Бурыка, Де Сон Ен, Наталья Кирюхина, Наталья Ковалевская, Виктор Ковалевский, Наталья Крушанова, Виктор Кузьменко, Нина Наумова, Олег Носырев, Олег Папузин, Надежда Белых-Федотова, Константин Колупаев и Николай Стороженко. Успейте насладиться атмосферой вдохновения и вы, вплоть до 18 мая. Вход в выставочный зал свободный.

Видеозарисовка выставки натюрмортов «Магия предмета»
Видео: Игорь Антипов
Авторы:Игорь Антипов,Игорь Антипов