Сегодня
16+
 
Актуальные темы Разговор с губернатором / Дело Хорошавина / SKR против автохамов / Тайфун «Талим»
8 сентября 17:48 / Культурное пространство / театр / гастроли  

Ангел с бутылкой

Ярославские театралы еще предвкушали открытие 268-го сезона, когда труппа театра имени Федора Волкова гастролировала на Сахалине. Для первой встречи с островным зрителем «волковцы» выбрали классику по Островскому, «алкогольную» поэму, музыкальную сказку и современных «Отцов и детей

Поэзия пьянства

Открылись гастроли первого русского профессионального театра классической комедией «Лес» в постановке народного артиста России Александра Кузина.

На второй день ярославские актеры предложили сахалинцам советскую классику – поэму в прозе Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки». В путешествие по этому маршруту московский режиссер Денис Азаров отправляет главного героя Веничку (Кирилл Искратов) – алкоголика и интеллигента в одном флаконе, или, вернее сказать, бокале.

Петушки предстают для него эдаким раем на земле, где царят спасение и радость. Там ни днем, ни ночью не умолкают птицы, ни зимой, ни летом не отцветает жасмин... И даже у тех, кто не просыхает неделями, «взгляд бездонен и ясен». А еще в Петушках Веничку ждет «белобрысая дьяволица» (Елена Шевчук) и «самый пухлый и самый кроткий из всех младенцев», который в три года знает букву «ю».

Чем дальше уезжает герой, тем больше становится пустых бутылок и чаще звенят граненые стаканы. Попутчиками и собутыльниками Венички выступают пять ангелов Господних. Вот только в искаженном горячечном мире Венички ангелы носят белые майки-алкоголички, а сфинкс в милицейской форме загадывает дикие математические задачки про то, сколько раз ударник Стаханов справлял нужду.

Кто читал поэму Венедикта Ерофеева, знает, что автор не стесняется крепких выражений. Режиссер обошел этой бранный вопрос вполне изящно. Как только персонажи произносят нецензурное слово, раздается громкий «бип» паровозного гудка.

Сценическое пространство художник Дмитрий Горбас решил в духе минимализма. Деревянные лавки электрички да ящики обозначенными на них станциями. К слову, в Ярославле спектакль «Москва – Петушки» играют на малой сцене, и зрители располагаются на расстоянии вытянутой руки от артистов.

– Возникает ощущение прямого общения со зрителем, мы играем, как говорится, глаза в глаза, – рассказывает актер театра им. Федора Волкова Кирилл Искратов. –Во время гастролей спектакль переносим на большую сцену. В этом тоже есть свое удовольствие. Появляется возможность отпустить себя и парить. Я могу остаться в публичном одиночестве и на возвышении сцены размышлять о глубоких вещах, заложенных внутри поэмы и спектакля.

Может, на большой сцене «Москва – Петушки» и потеряли в камерности, зато больше сахалинцев имели счастье насладиться игрой «волковцев».

Кстати

Первые гастроли ярославских артистов в Южно-Сахалинске проходили с 4 по 7 сентября. Встреча сахалинских театралов с артистами волковского театра состоялась благодаря проекту Министерства культуры РФ «Большие гастроли».

Три Ивана

Сказочный спектакль «Иван Царевич» начался с игры в снежки. Белоснежные шарики-пуфики полетели в зрительный зал, и маленькие сахалинские театралы охотно включились в зимнюю забаву.

Музыкальную сказку несколько лет назад под Новый год поставил художественный руководитель волковского театра Евгений Марчелли – лауреат «Золотой маски» и обладатель звания «Лучший режиссер российской театральной провинции». Наверное, никто, кроме Евгения Жозефовича, не мог создать более остроумной, юморной и хулиганской постановки по мотивам киносценария «После дождичка в четверг». Его автор – замечательный бард Юлий Кима, создатель песен для «Обыкновенного чуда», «12 стульев» и «Человека с бульвара капуцинов».

В «Иване Царевиче» Иванов, на самом деле, целых три. Один (Даниил Баранов) – сын царя Аггея (Олег Павлов), другой (Виталий Даушев) – ключницы Варвары (Людмила Пошехонова), а третий (Кирилл Искратов) – подкидыш. Ушлая Варвара подменила царского отпрыска на своего – по сказочному закону, самого самовлюбленного и наглого, – а двоих честных и благородных Иванов отдала в батраки мельнику.

Минуло два десятка лет. Аггей передает царство наследнику, но с одним условием – пускай сначала женится на Милолике (Валерия Бакай). Незадача в том, что царевна томится в плену у Кощея (Владимир Майзингер).

Конечно, добро в «Иване Царевиче» непременно восторжествует. Но зло здесь настолько обаятельно, что побеждать его вовсе не хочется. Чтобы растопить сердце Бабы Яги (Елена Шевчук), хватает колбасного гостинца. А Кощею Бессмертному за один только тембр голоса можно простить и желание держать красавиц в неволе, и излишнюю любовь к азартным играм.

Жаль, что на Сахалине «Ивана Царевича» играли в будний день и в дневное время. Иначе спектакль мог бы подарить чудесное настроение не только детям, но и их родителям.

Игры по Арбузову

Провожали ярославских артистов сахалинские театралы, стоя, громкими овациями. Иного драматические сцены «Жестокие игры» по пьесе современного драматурга Алексея Арбузова не заслуживают.

Спектакль поставил московский режиссер, выпускник мастерской Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ, Александр Созонов. Он же, кстати, является создателем одного из хитов Чехов-центра – офисного триллера «Метод Грёнхольма».

В «Жестоких играх» молодой режиссер переосмысливает на новый лад проблему отцов и детей. Очень современно, откровенно и смело.

– Подумаешь, целуются, подумаешь, ангел в кружевном белье. Да, звучит Depeche Mode, но соединяется с песнями Анны Герман, – говорит Александр. – В чем смелость? Мы просто пытаемся отразить время и разобраться, какие они сейчас – жестокие игры. Рассматриваем отношения между родителями и детьми. Как сделать, чтобы не было больно потом, когда уже не будет возможности сказать: «Мама, папа, простите»?.. Через десяток другой лет останется только холодный могильный камень. Но я верю, что абсолютно все конфликты преодолимы. Нужно только знать одно волшебное слово «любовь».

Меньше, чем за три часа, на сцене успевает развернуться десяток судеб. Юная Неля (Евгений Родина) бежит из родительского дома. Пуританское воспитание привело веселую девчонку только к одному – стремлению «все себе позволить». Неля не поступает в медицинский, ей негде жить. Вот девушка и врывается незваной кометой в дом непутевого лоботряса Кая (Кирилл Искратов), кто, оказывается, вовсе не лишен благородства.

Рядом с Каем два его лучших друга детства – Терентий (Сергей Карпов) и Никита (Максим Подзин). У каждого свои обиды на самых близких – маму, переехавшую в отчимом в Исландию, отца – исправившегося алкоголика, идеальную семью, которая не может элементарно собраться вместе за обедом…

«Жестокие игры» переносят зрителя из испорченной, гламурной Москвы в морозный сибирский поселок нефтедобытчиков. Здесь разыгрываются очередные драматические сцены между добрым, сильным, любящим Мишей (Руслан Халюзов) и его женой Машей (Александра Чилин-Гири), кому геологические экспедиции больше по душе, нежели забота о новорожденной дочери.

Спектакль находит в сердце каждого зрителя самые болевые точки, глубокие детские обиды. Но финал полон светлой надежды. Новогодняя елка, теплота семейного торжества и любовь, побеждающая непонимание.

Автор текста и фото: Екатерина Банковская

Сообщить об ошибке

Комментарии


Онлайн-конференции

Спецпроекты

22 сентября / Просто жизнь: авторская колонка

Долг из воздуха

Откуда берется плохая торговля самым выгодным товаром

21 сентября / Найдись, хозяин!

Везение Ники

Эта кошка чудом выжила в страшном пожаре и теперь ищет новый дом

Бизнес-справочник

Объявления

Фоторепортаж

Еще фото

Видеорепортаж

Еще видео
240x120

Комментарии

Популярное

Тэги

Персоны

Опросы

Что вы коллекционировали в детстве?
  285 (27%)
  240 (23%)
  135 (13%)
  64 (6%)
  57 (5%)
  83 (8%)
  181 (17%)