Сегодня
16+
 
Актуальные темы Восточный экономический форум / Наша гордость / SKR против автохамов
14 августа 15:17 / Социум / ученые / море  

БЭК заглянет в пучину

Безэкипажный научный модуль прошел боевое крещение волнами Тунайчи

Качке вопреки

В селе Охотском приняли боевое крещение два автоматизированных агрегата для подводных исследований. Они помогут найти ответы на волнующие ученых вопросы и будут полезны для добытчиков углеводородов и экологов и во многих других отраслях.

С виду этот кораблик, привезенный на берег озера Тунайча – большая и правильно собранная модель из детского конструктора. На воде он держится уверенно, вот только не понятно – как его вернуть назад, если вдруг унесет от берега. Веревочки-то никакой нет… Но проблем не возникнет. Привязь у кораблика имеется, только она электронная. И сам кораблик – совсем не детская забава, создан он сахалинцами, сотрудниками Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований (СКБ САМИ) Дальневосточного отделения Российской академии наук.

Похожее на игрушку плавсредство именуется БЭКом – безэкипажным кораблем, оно буквально напичкано разной научной и навигационной аппаратурой и управляется с берега с помощью обычного джойстика. Измеряемые же датчиками параметры передаются на пульт, расположенный на берегу.

От своего оператора корабль может отходить достаточно далеко.

Так, в пятницу, 10 августа, этот модуль прошел полноценные испытания на озере Тунайча. Местом для них стала база спасателей МЧС РФ в Охотском. По словам сотрудников бюро, первые результаты обнадеживающие – сведения передаются на берег без запинки, БЭК хорошо слушается «веревочку», то есть команд с берега.

До этого плавсредство испытывали на малой воде – в бассейне конструкторского бюро. Сама же идея создания модуля родилась года четыре назад, ее воплощали в жизнь четверо человек, рассказал руководитель сектора разработки и изготовления радиоэлектронной аппаратуры СКБ Александр Москвитин.

– По сути, наш БЭК является рабочей платформой, куда можно устанавливать аппаратуру различного назначения. Она может помочь получить необходимые параметры состояния дна, подводной среды и прочее, – рассказал он.

Благодаря этому возможно станет, например, сэкономить средства на гидрографических исследованиях морских портов. Их необходимо делать регулярно, поскольку рельеф дна меняется, где-то могут возникать опасные для судоходства места. Обычно для подобного мониторинга нанимают специальные суда. В то время как безэкипажный корабль выполнит их работу с тем же качеством, а затраты будут меньше.

Подобных конструкций с беспроводным управлением немало, достаточно открыть Интернет. Но специалисты говорят: у всех есть один существенный минус – они не могут нормально работать при большой качке. Соответственно, передача данных затрудняется или вообще зависает.

– И вот у нас несколько лет назад возникла идея создать плавсредство, которое лишено этого недостатка. Чтобы оно не теряло устойчивость на сильной морской волне и давало при этом качественную съемку дна и подводной среды в прибрежной зоне, – пояснил главный конструктор СКБ САМИ Анатолий Малашенко. – Дебют оказался обнадеживающим.

Надо сказать, что специалистам, которые загорелись идеей БЭКа, приходилось не раз отвлекаться на другие задачи, зарабатывать деньги на других проектах. Но стремление реализовать давнюю задумку не исчезло. И вот видимый результат – уверенно работающая измерительная платформа на Тунайче. Сейчас предстоит определить диапазон управляемости безэкипажника, при необходимости сделать технические доводки.

– Нас радует, что все работы по БЭКу выполняют наши молодые специалисты, – сказал и.о. директора СКБ САМИ Константин Молчанов. – Их разработка является достаточно уникальной, и перспектива использования на виду.

Неслучайно посмотреть на испытания приехали представители компаний, занимающихся добычей углеводородов на море. Подобные модули, позволяющие заглянуть в морские глубины без присутствия человека, в их работе необходимы. Они здорово помогут при мониторинге состояния подводных трубопроводов и других добычных сооружений.

Погружение по программе

Вместе с сахалинцами на том же берегу начали испытания своего детища специалисты Нижегородского государственного технического университета имени Р.А. Алексеева под руководством доктора физико-математических наук, заведующего кафедрой прикладной математики Андрея Куркина. Их агрегат больше похож на детскую коляску на трех колесах. Только вместо сидения – площадка с датчиками. Два задних колеса имеют изогнутую форму и сделаны из металла, чтобы легче было цепляться за грунт водоема. В движение их приводят два электромотора. Переднее колесо – обычное резиновое, без моторчика. Это подводный комплекс для научных исследований, он так же управляется дистанционно. Первые его шаги были неуверенными – проехав метр, модуль остановился, потому что зависло программное обеспечение. Несколько минут ушло на его наладку. Затем агрегат въехал в воду. Немного буксовал.

– Это нормальное явление, не всякий эксперимент идет гладко от начала и до конца, – пояснил Куркин.

Конструкция нижегородцев – часть автономного мобильного робототехнического комплекса (АМРК), куда входят подводный, надводный и береговой модули. Управляются они с базовой станции при помощи специально разработанного программного обеспечения.

При необходимости на них устанавливаются разные движители – колеса, треугольные гусеницы, шнеки – стержни со сплошной винтовой поверхностью, которая помогает передвигаться по неровным местам.

Весь комплекс рассчитывают испытать на Сахалине в следующем году. Создавать его ученые и аспиранты из Нижнего Новгорода начали с 2014 года в рамках специальной Федеральной целевой программы.

Алгоритм привязки

Наш сахалинский БЭК тоже может стать частью этого автономного комплекса, тем более что программное обеспечение у них практически одинаковое, рассказал Куркин. Оба могут работать как в ручном режиме, так и в автоматическом, по привязке к системе GPS.Задача конструкторов – добиться того, чтобы и наш, и материковский модуль работали по одному алгоритму управления.

– Мы считаем, что практическую пользу от нашего комплекса и безэкипажного корабля ваших земляков оценят достаточно быстро, пояснил нижегородец. – Они позволят проводить исследования и оценки волнового климата на воде. Комплекс даст большой массив данных о волнах – максимальной и минимальной амплитуде, фокусировке и пр. Эти показатели важны при возведении портов, причалов и других гидротехнических сооружений – при их помощи производят расчеты, позволяющие расположить гидротехнику максимально эффективно. Если их не учесть, волны будут сильно бить о сооружения, и те выйдут из строя раньше времени. А чем больше данных, чем они точнее – тем дольше все эти сооружения прослужат.

Проблема волн для морских регионов вообще стоит достаточно остро. Всем известно, какие разрушения может причинить цунами. Но помимо него есть еще и другие, не менее опасные волны, которые именуют убийцами. Причины их возникновения в глубинах морей до конца еще не изучены. Научные комплексы, работающие под водой без людей, позволят приблизить разгадку этих тайн.

Полученные с безэкипажников данные будут полезны и для экологов, считают разработчики роботизированного комплекса. Реальным станет даже спрогнозировать, в каком направлении пойдет пятно нефтеразлива. По мнению специалистов, с помощью такой аппаратуры можно было бы также дать ответ на вопрос – почему произошел замор сельди на севере Сахалина этой весной. В общем, многие тайны разгадает БЭК…

Автор текста и фото: Евгений Аверин

Сообщить об ошибке

Комментарии

Ваш комментарий отправлен

Онлайн-конференции

23 августа / Культура

Гость «Края света» Евгений Харитонов: путь от машиниста поезда до актера

Судьба уроженца Поронайска может служить иллюстрацией к истории покорения столицы России

14 августа / Общество

Здравствуй, школа и детсад

На вопросы читателей ответила начальник департамента образования Южно-Сахалинска Анастасия Киктева

Спецпроекты

21 сентября / Просто жизнь: авторская колонка

Хотят ли бабушки войны

Почему у заслуженного человека вонючей воды по щиколотку…

14 сентября / Просто жизнь: авторская колонка

Поездка в молодость

Многим хотелось бы путешествовать не только в пространстве, но и во времени, в надежде испытать знакомые ощущения

Бизнес-справочник

Объявления

Фоторепортаж

Еще фото

Видеорепортаж

Еще видео
240x120

Комментарии

Популярное

Тэги

Персоны

Опросы

Какую воду вы предпочитаете пить?
  103 (13%)
  157 (19%)
  161 (20%)
  140 (17%)
  52 (6%)
  166 (21%)
  29 (4%)