Престиж минтая

понедельник, 7 августа 2017, 00:00

1450

Автор: Вадим Горбунов

Советские солдаты и офицеры знакомятся с японскими рыбаками города Сикука (Поронайск). Август 1945 года

Мы продолжаем рассказывать об истории островного региона, прослеживая взаимосвязь между делами минувших и сегодняшних дней. В год 70-летия Сахалинской области мы предлагаем вниманию читателей архивные фото и документы о событиях, произошедших десятилетия назад, и дополняем их современной информацией по той же теме.

Крабы и кайры

«Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы». Да, именно к этому призывает девушка с плаката А. Миллера, выпущенного в 1938 году. Говорят, что рекламу придумал сам неугомонный нарком пищевой промышленности СССР Анастас Микоян, чтобы убедить советских граждан приобретать крабовые консервы, изготовленные на камчатских крабозаводах. Сейчас это покажется смешным, но тогда они абсолютно не пользовались спросом. Люди были очень консервативны в своих кулинарных предпочтениях.

И это создавало достаточно серьезные сложности. Особенно на наших островах, куда массово прибывали переселенцы из центральных регионов страны, никогда не имевшие дела с морем. Тогда было очень голодно. Сельское хозяйство не развито, продукты в дефиците. В 1952 году облисполком утвердид прейскурант розничных цен на продукты местного производства. Наряду с мясом зайца, морского котика, в госторговле присутствует и мясо птицы, но не бройлера. Тушка кайры стоит 2,05 рубля, десяток кайровых яиц – 7,8 рубля.

Кайра казалась более привычной – все-таки птица, а не какая-то там креветка или гребешок…

Конечно, островитяне, особенно новые поколения, постепенно привыкли есть рыбу и морепродукты. Но многие все равно сохраняли традиционные материковые кулинарные предпочтения, из рыбы ценя разве что лосося и сельдь, навагу, корюшку да камбалу. Остальное считалось вторым сортом. Особенно когда на берег пошла замороженная океаническая рыба. Макрорус, нототения, лимонелла, да тот же минтай, в конце концов. Что с ними делать – никто тогда не знал. Не секрет, что до сих пор кое-кто из старожилов считает минтай «рыбой для кошек».

Мясо и мясопродукты (та же колбаса) в 70-х годах были дефицитом, зато в рыбе недостатка не было.

В начале 70-х производство мяса стало отставать от океанического промысла, и в 1976 году ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли совместное постановление о мерах по дальнейшему увеличению производства рыбной продукции и улучшению ее реализации. Одной из этих мер стало введении «рыбного дня» на предприятиях общественного питания. С принятием постановления на столах у миллионов людей появились вареный минтай, котлеты из мойвы и т. д. Готовить океаническую рыбу в рядовых столовых не умели. В итоге «рыбный день» стал неким «второсортным» днем отечественного общепита.

 

Рыбный магазин в Южно-Сахалинске на улице Ленина.1966 год

Однако другой мерой стало развитие сети специализированных магазинов «Океан». Рыбные магазины были и раньше, но «Океан» отличался своим размахом. В 1977 году появился он и в Южно-Сахалинске. Торгово-производственный комплекс с рестораном «Нептун» был построен на улице Ленина на месте сгоревшего старого здания областного УВД. 

Уловки логистики 

Но время шло. И наступил момент, когда «Океан» превратился в обыкновенный торговый центр, набитый всякой всячиной, а россияне стали ездить по миру, знакомиться с кухней разных стран, и поняли, что рыба и морепродукты, это вкусно и даже престижно. А еще очень полезно. Об этом газеты, журналы, телевидение и радио твердили еще во времена «рыбного» дня, но веры тогда не было. А сейчас здоровый образ жизни – это тренд.

И давно уже ясно, что свежий минтай – прекрасная рыба семейства тресковых: белая, диетическая, востребованная во всем мире. И встал вопрос – а где наша рыба? Власти регулярно отчитывались об успехах рыбной отрасли, и только. В областном центре вместо «Океана» появились рыбные ряды с весьма приличным «ценником», а в районах, даже расположенных на берегу моря, лежал разве что все тот же перемороженный минтай чуть ли не советских времен.

«А это рынок», – говорили рыбопромышленники. – «Если заграница с удовольствием берет нашу продукцию по хорошей цене, почему мы должны продавать ее здесь по плохой?»

Но в 2015 в режиме эксперимента был запущен проект «Доступная рыба». Его неоднократно критиковали, тем не менее, сахалинскую инициативу подхватили и другие регионы страны.

Как отметила министр торговли и продовольствия области Инна Павленко, основной проблемой была логистика: рыба, добытая островными рыбаками, отправлялась на материк, потом возвращалась на Сахалин. Транспортные расходы увеличивали конечную стоимость продукта. Все это пришлось переделывать.

Одним из ключевых объектов проекта стал оптово-распределительный центр, где накапливается продукция. В ООО «Промышленный холод» шесть мощных холодильников, общий объем хранения – до тысячи тонн рыбы. Кроме того, заключаются прямые договоры между рыбопромышленниками и торговлей.

– Раньше представители торговых сетей из северных районов ехали на оптовые базы в Южно-Сахалинск, где покупали рыбу островных рыбаков, привезенную из Приморья. Это страшная история с массой накруток. Теперь при помощи прямых поставок этот клубок раскручен, – рассказала Павленко.

 

Рыбные ряды на ярмарке в Южно-Сахалинске. 2016 год

Еще одним каналом стало развитие фирменной сети рыбопромышленных предприятий. Развивается и мобильная, а также ярмарочная торговля. Кроме того, участники проекта «Доступная рыба» – почти 400 торговых точек – держат минимальную наценку на рыбу – от 10 до 15 процентов.

Конечно, далеко не вся рыба идет по специальной цене. К «Доступной рыбе» относятся три вида консервов и шесть наименований рыбы: горбуша, навага, камбала, минтай, сельдь, треска. Поэтому цены бывают разными. И все же, прежде чем жаловаться, что «на рыбе живем, а рыбы не видим», загляните на любую ярмарку.

Фото Г. Соколова, ГИАСО и И. Балова

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или