Историческая марина

пятница, 18 августа 2017, 12:39

2126

Автор: Татьяна Егорова

Безграничность морского простора, волнующие краски заката, корабли прошлых столетий и современные суда – все это можно увидеть в областном художественном музее

Художник моря

На выставке приморского художника-мариниста Валерия Шиляева я сделала множество открытий. Оказалось, известный живописец – член Находкинского отделения Союза художников России. В этом городе, расположенном вдоль одной из красивейших бухт, прошло мое детство. Еще в школе мы узнали легенду о том, как «Америка» подарила России Находку. Согласно преданиям, пароход-корвет «Америка» попал в сильный шторм, и когда у наших моряков уже не оставалось шансов на спасение, они вдруг увидели длинный и узкий залив, где почти не было волн. Название бухте дали – Находка…

И вот, спустя много лет, на одном из полотен художника я увидела само историческое судно, знакомые очертания сопок и бесстрашных моряков-первооткрывателей.

– В этом году отмечается 200-летие великого живописца моря Ивана Айвазовского, и музей отдал дань его памяти выставкой Валерия Шиляева – одного из ярчайших представителей современной маринистики, – отметила Любовь Яковец, главный научный сотрудник областного художественного музея.

Шхуна «Крейсерок»

В экспозиции 57 картин. Сахалинский вернисаж живописца посвящен истории открытия и освоения Дальнего Востока. Особую дань почтения Шиляев отдает смелости моряков, ученых, простых тружеников моря. Судя по представленным работам, одно из уникальных качеств художника – трепетное отношение к историческим деталям. Такой подход подразумевает огромный труд по изучению архивных материалов, чертежей каждого корабля, изображаемого на картине. Безусловно, море и корабли – главная тема творчества Валерия Шиляева, а величие водной стихии – это уже сфера импровизации.

На открытие экспозиции собрались представители творческой интеллигенции, зарубежные гости, просто ценители изобразительного искусства. Не пропустил мероприятие министр культуры и архивного дела области Алексей Самарин. К сожалению, не было самого автора замечательной выставки – подкосила болезнь. Но экспозицию и творчество мариниста представила его жена Светлана. Уже много лет она не только муза художника, но и его арт-директор.

– Многие считают Валерия Шиляева морским романтиком, – говорит Светлана Владимировна. – Его любовь к морю и истории российского флота не случайна. Он родился в селе Шаранга Кировской области в семье офицера, учился в военном училище, служил в армии. В юности мечтал стать моряком, но не получилось, и тогда он поступил в Челябинское художественное училище на оформительское отделение. В 1986 году по приглашению старшего брата – помощника капитана на рыболовецком судне – перебрался во Владивосток, ходил в моря. Близость к морской стихии и определила направление его творчества. Именно здесь Валерий Иванович сложился как маринист, полностью посвятив себя этому жанру.

Портреты кораблей

Романтиком Шиляев стал, когда попал в «плен моря», впервые посетив Крым и увидев морские пейзажи Айвазовского в музее художника в Феодосии. Там же начал писать свои первые марины. Довольно скоро увлечение переросло в настоящую страсть. По словам его супруги, он собрал массу материалов о том, что написано и издано о море, начиная с XVI века. В доме художника огромная коллекция книг и альбомов, посвященных маринистике.

Марина – один из наиболее сложных жанров в живописи. Живая стихия воды постоянно в движении, ежесекундно все меняется – контуры, глубина света, цветовая гамма. Чтобы передать море настолько реалистично, как это делает Валерий Шиляев, надо его почувствовать, сродниться с ним. Глядя на масштабные полотна художника «Пространство океана» и «Луч святой надежды», изображающие просто накат волны, понимаешь, что для Шиляева – одного из самых ярких представителей феодосийской школы – не существует технических сложностей в передаче свойств морской воды – ее прозрачности, непокорности, цветовых переливов.

«Луч святой надежды»

Для верного последователя классики романтического направления живописи XIX века излюбленными объектами стали белоснежные парусники.

– Прежде чем взяться за изображение очередной шхуны или фрегата и добиться «портретного сходства», Валерий досконально изучает историю кораблей, их строение и даже погодные условия того времени, – объясняет Светлана Шиляева. – Поэтому не случайно многие его работы называют «портретами кораблей».

Мастер любит предельно лаконичные композиции, приближающие к зрителю море и корабли. Запечатленные, как правило, в профиль, суда всегда являются главным акцентом в триединстве водной стихии, неба и земли. Природу тихоокеанского побережья художник обычно изображает такой, какой ее могли увидеть первооткрыватели, русские военные моряки – первозданной, богатырской, романтически-сказочной.

Экспозиция выставки мариниста Валерия Шиляева

Показательны в этом отношении работы мариниста «Встреча с камчадалами», «Обследование побережья Сахалина под руководством Д. И. Орлова», «Сахалин наш!», «Шхуна «Восток» в бухте Преображение».

Валерий Шиляев, представляя в своих работах тихоокеанский военный, торговый, рыбацкий флот второй половины XIX – начала XXI веков, стремится дать зрителю не только достоверно документальную информацию о каждом конкретном корабле вместе со страницей его истории, но и возможность восторженного любования художественным образом. Все картины мариниста – это эмоциональный экскурс в прошлое государства российского. Кстати, на островном вернисаже мы увидели цикл работ живописца, посвященных путешествию государя императора Николая II на Дальний Восток.

Цусимское продолжение

Валерий Шиляев первым среди художников Приморья сделал сутью своего творчества малоизвестные страницы отечественной истории. Интересный факт – 31 марта 1904 года, в самом начале Русско-японской войны, при взрыве броненосца «Петропавловск» погиб художник-баталист Василий Верещагин. Находясь в Порт-Артуре, он мечтал написать морское сражение русских и японских кораблей, но не успел… Эту задачу 100 лет спустя выполнил другой художник – Валерий Шиляев, посвятивший огромный цикл картин Русско-японской войне и жестокому Цусимскому сражению, которое признано величайшей в истории битвой на море.

– Над серией марин с участием русских и японских кораблей, принимавших участие в войне 1904-1905 годов, художник работал около двадцати лет, начиная с 1987 года, – дает пояснения супруга Шиляева. – Более 30 его произведений на цусимскую тему экспонировалось во Владивостоке на персональной выставке к юбилею 300-летия Российского флота. Произведения Валерия Ивановича неоднократно выставлялись в Москве, Днепродзержинске, Японии, Республике Корея.

«Цусимское сражение. Бой в Желтом море»

Посетители сахалинской выставки были рады увидеть в числе батальных полотен Валерия Шиляева корабли, связанные с историей наших островов. Вот стремительно мчит по волнам крейсер «Новик», принимавший участие в сражении с японцами в Желтом море. Он прекрасен в движении – еще не подбит противником и не лег на грунт близ Корсакова.

На картине художника «Курильская десантная операция» изображена целая эскадра судов накануне высадки краснофлотцев в августе 1945 года. Поскольку все военные действия на Южном Сахалине и Курилах проходили стремительно, фотодокументов того времени очень мало. Может, поэтому нам так важно было рассмотреть, как все это происходило. Однако знаток истории и событий тех лет – известный краевед Игорь Самарин немного огорчен.

– Мне нравится эта картина, но художник явно перестарался, – говорит ученый. – Японское командование считало невозможным высадку десанта на столь хорошо укрепленном острове Шумшу, имеющем повсюду высокие, скалистые берега. И это мы видим на полотне. Но здесь еще явно просматривается и вулкан, напомнающий Алаид, которого там нет, поскольку этот исполин находится на другом острове. В корабельные силы курильской операции входило множество кораблей, только они не шли под прикрытием столь мощного судна, как линкор. Тем не менее, это детали. Важнее другое – художником удачно передан марш военных кораблей и боевой настрой наших десантников.

Есть в экспозиции и современные суда. А на холсте «Мотоботчики», отдаленно напоминающем шедевр Айвазовского «Девятый вал», по словам Светланы Шиляевой, отображен реальный случай. В 90-годы на маленьком баркасе Валерий Шиляев с рыбаками попал в сильный шторм. К счастью, их миновала волна-убийца, но поболтало здорово.

У каждого человека есть место на земле, где ему особенно хорошо. Для Валерия Ивановича таким в последние годы стал рыбацкий поселок Преображение. На берегу бухты он построил дом и мастерскую. Теперь море в двух шагах от него, и он пишет его во всевозможных вариациях. Но главными учителями были и остаются история и Тихий океан.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или