Первые шельфовые проекты «Сахалин» (часть 1)

пятница, 18 мая 2018, 09:00

1310

- К концу 80-х годов минувшего века на континентальном шельфе Сахалина уже были разведаны крупные запасы нефти и газа, - вспоминает В.Н. Астафьев, работавший директором Сахалинского научно-исследовательского проектного института нефти и газа (СахалинНИПИморнефть). - Нефтяники и сама жизнь поставили тогда перед специалистами института ряд сложнейших проблем. Каким образом в суровых условиях северо-восточного побережья Сахалина получить эти разведанные богатства из-под толщи студеных вод Охотского моря?

Вести добычу углеводородного сырья на континентальном шельфе Сахалина можно было с особо прочной конструкции. Но как это сооружение поведет себя в море?..

 

ОГАНЕСЯН Сергей Арамович, вице-президент ОАО НК «Роснефть» с 1999 года - один из пионеров шельфовых проектов Сахалина. Нефтяник по образованию и по опыту работы, в 1975 году после окончания Азербайджанского института нефти и химии он прибыл на Сахалин и устроился оператором по подземному ремонту скважин НГДУ «Эхабинефть» объединения «Сахалиннефть». Работал на месторождении Катангли на инженерных должностях, занимался организацией обустройства морских месторождений, был заместителем генерального директора ОАО «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз». В 1998 году перешел в НК «Роснефть».

Прежде всего ученых тревожили воздействия дрейфующих ледовых образований. Потому-то и принялись изучать их и с борта ледокола «Ермак», и с помощью водолазов, и методом выброски на лед вертолетных десантов… Собирали всю информацию: о толщине ледяного покрова Охотоморья, о динамике плавучих льдов и подводных течений, изучали взятые трехмерные пробы на неоднородность прочности ледяных полей и т.п. Все эти натурные наблюдения и исследования могли быть использованы при проектировании и моделировании экспериментальной ледостойкой платформы уже с учетом возможных усталостных деформаций фрагментов конструкции при плотном ее контакте с ледяным полем.

 

Северо-восточное побережье Сахалина

Все виды взаимодействия в системе «лед - платформа» должны были найти свое отражение в техническом решении будущей конструкции. Ибо людям, работающим и живущим на этом стальном островке, выдвинувшемся в море, предстоит вести добычу нефти и газа в автономном и экстремальном режиме далеко от родных берегов. Институт совместно с другими НИИ разработал ряд рекомендаций по проектированию, строительству и эксплуатации морских ледостойких платформ.

* * *

- В проектной части института, - вспоминает генеральный директор ЗАО «Сахалинские проекты» Л.С. Бродский, работавший в те времена в институте, - была создана группа разработки технико-экономических обоснований (ТЭО), включающих оценки различных вариантов проектов, ориентированных на возможное освоение сахалинского шельфа - как с суши, так и моря.

 

Проектная группа института вместе с представителями американской компании «МакДермотт» работала над различными вариантами совершенно непривычного ледостойкого сооружения. Впервые в Лондон, где находится филиал компании «МакДермотт», по ее приглашению выехала с острова группа сотрудников СахалинНИПИнефти и объединения «Сахалинморнефтегаз». Среди командированных в Великобританию охинцев были директор института В.Н. Астафьев и главный инженер А.М. Кузнецов, стоявшие в числе других у истоков создания первых шельфовых проектов. В группу вошел и Л.С. Бродский.

Шесть месяцев сахалинские, американские и английские специалисты совместно трудились над проектом будущей ледостойкой платформы. Наши специалисты постигали еще и банковское дело, правовые нюансы взаимоотношений с представителями иностранного капитала, знакомились с современными технологиями, уже применяемыми на шельфах северных морей некоторых европейских государств.

Компания «МакДермотт» стала одной из первых среди зарубежных фирм, официально выступив инициатором создания первого совместного советско-американского предприятия по освоению наиболее перспективного (по предполагаемым запасам углеводородов) месторождения Чайво, разведанного на сахалинском шельфе…

Совместно со специалистами СахалинНИПИ, объединения «Сахалинморнефтегаз» разработаны методические руководства, по которым оценивалась эффективность совместного предприятия, система налогообложения, обговорены многие юридические аспекты сотрудничества. Вся эта работа проводилась под руководством Министерства нефтяной промышленности.

 

Наконец ТЭО создания совместного предприятия было готово: доказана целесообразность и эффективность проектного «первенца». Работа проделана огромная, но… к тому времени в Советском Союзе началась перестройка. Наступило время серьезных перемен, всем стало не до экономики. И наладившиеся связи и договоренности оказались нарушены.

В начале 90-х годов на Сахалине наступил следующий этап освоения континентального шельфа… Наступила пора заняться вопросами разработки технико-экономического обоснования освоения двух конкретных месторождений шельфа – Пильтун-Астохского и Лунского, открытых советской стороной с финансовой помощью компании СОДЕКО.

Однако одним сахалинцам поднять этот проект обоснования освоения шельфовых месторождений нефти и газа оказалось не под силу, прежде всего по финансовым возможностям. Необходимы были и новые западные технологии, ибо в тогдашнем Советском Союзе отсутствовал опыт освоения морских месторождений в суровых природно-климатических условиях региона. Решить весь комплекс обнажившихся проблем на местном уровне оказалось просто невозможно! Тогда-то в начале 1991 года на одном из совещаний с участием руководителей производственного объединения «Сахалинморнефтегаз», представителей «Главморнефти», главка Миннефтепрома и других структур, связанных с шельфом, и обсуждался вопрос об организации тендера среди иностранных нефтяных компаний по разработке технико-экономического обоснования и освоения двух месторождений – Пильтун-Астохского и Лунского.

 

Специализированная плавучая буровая установка «Эхаби». Вахта днем и ночью

Конкурс был объявлен Миннефтепромом и администрацией Сахалинской области. К тому времени закон о совместных предприятиях в нашей стране уже работал…

В созданную рабочую группу вошло немало людей. А ответственность за ее исполнительскую деятельность возложили на «триумвират»: С.А. Оганесяна (в то время начальника отдела обустройства морских месторождений «Сахалинморнефтегаза»), А.М. Кузнецова - главного инженера СахалинНИПИморнефти, и Л.С. Бродского, заведующего сектором экономики института. Общее руководство осуществлял генеральный директор ПО «Сахалинморнефтегаз» А.В. Черный.

Это были нефтяники нового поколения – из выпускников престижных вузов страны 70-х. Романтики и прагматики. Конечно, их манили нераскрытые тайны шельфа острова, захватывающие перспективы работы здесь. Но прежде почти каждый из них, несмотря на молодость, прошел хорошую практику на суше - в нефтеразведке, бурении, добыче нефти. Скажем, А.В. Черный прибыл на Сахалин после окончания в 1973 году Ивано-Франковского института нефти и газа. Оператором добычи нефти истоптал Эхабинский промысел вдоль и поперек. Прошел все ступени нефтяного ремесла: начальник участка, цеха, инженер в объединении, главный инженер. В 33 года ему доверили возглавить многотысячный коллектив нефтяников Всесоюзного промышленного объединения (ВПО) «Сахалинморнефтегазпром».

 

СИДОРЕНКО Иван Михайлович, начальник ВПО «Сахалинморнефтегазпром» с 1981 по 1985 год. Первопроходец шельфовых месторождений в должности начальника Дальневосточной морской нефтегазоразведочной экспедиции глубокого бурения (1973–1981 годы). Награжден орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, медалями. Почетный работник газовой промышленности СССР.

- Среди руководителей почти сорока крупнейших нефтяных предприятий страны в то время я оказался самым молодым, номенклатурой ЦК КПСС… Вообще тот период жизни считаю по большому счету своим звездным часом! - рассказал А.В. Черный. - А учителями по жизни, по стилю руководства были Николай Павлович Зарудний и Иван Михайлович Сидоренко - мои предшественники на посту генерального директора. И оба они стояли у истоков создания на Сахалине новой шельфовой нефтяной отрасли. При них открыты два первых морских месторождения углеводородного топлива - Одопту и Чайво.

А.М. Кузнецов, один из инициаторов проекта «Сахалин-1» и всех последующих шельфовых проектов Сахалина, окончил Московский нефтяной институт имени Губкина (так он тогда назывался)…

- Это был 1974 год, - вспоминает А.М. Кузнецов. - Я сразу же попросил направить меня на буровую. Тогда главным инженером в объединении «Сахалиннефть» работал легендарный и очень мною уважаемый Алексей Николаевич Егурцов, он лично принимал на работу каждого из молодых специалистов. Он и направил меня в маленькое подразделение разведки нефти, которое базировалось в районе железнодорожной станции Пильтун. Это 150 километров к югу от Охи.

С должности дизелиста на буровой и началась трудовая жизнь Кузнецова. Потом довелось работать и на Дагинском, и на Монгинском месторождениях. Туда смену вахтовиков забрасывали поездом.

- Хотите верьте, хотите нет, а нам, молодым специалистам, выпускникам одного вуза - Анатолию Ванчикову, Виктору Шилову, Сергею Матяшу и мне, вся эта жизнь была по-настоящему интересна! Мы постоянно ощущали потребность что-то совершенствовать, придумывать, приспосабливать - внедрять какие-то новации. Это была отличная школа и настоящая жизнь!..

 

ЧЕРНЫЙ Анатолий Васильевич. Прошел путь от оператора подземного ремонта скважин до руководителя нефтяной отрасли Сахалина. (В апреле 1985 года назначен начальником объединения «Сахалинморнефтегазпром». С 1988 по 1993 год - генеральный директор производственного объединения «Сахалинморнефтегаз».) При нем были открыты шесть шельфовых месторождений. Награжден орденом «Знак Почета».

...В середине 70-х континентальный шельф Сахалина прочно вошел в жизнь и Л.С. Бродского, выпускника Московского института народного хозяйства имени Плеханова. С 1974 года он в нефтедобывающей отрасли острова, через четыре года становится участником группы технико-экономической оценки ряда проектов, в том числе и освоения морских месторождений углеводородного сырья сахалинского шельфа от института СахалинНИПИнефть.

- Это были самые первые и просто-таки фантастические по тем временам работы, связанные с возможностью выхода нефтяных буровых установок в суровое северное море, - вспоминает Лев Соломонович.

С.А. Оганесян после окончания Азербайджанского института нефти и химии работал на нефтепромыслах «Сахалинморнефтегаза»: его путь - от оператора подземного ремонта скважин до инженера, а к 1993 году Сергей Арамович стал заместителем генерального директора объединения по внешнеэкономическим вопросам.

В 1994 году правительство Российской Федерации поручило новому генеральному директору «Сахалинморнефтегаза» С.М. Богданчикову возглавить разработку технико-экономических обоснований проекта «Сахалин-1» и кооперацию проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Было сделано много ценных наработок. На их основе Сергей Михайлович впоследствии защитил диссертацию и стал профессором, доктором технических наук. Сегодня шельфовые проекты успешно воплощаются в жизнь, ну а тогда многое делалось впервые… В том числе и проведение тендера на участие в проектах.

В тендере конкурировали нефтяные компании «Шелл», «Эксон», «Мицуи», «МакДермотт», «Мобил», «Амоко», «БиЭйчПи», «Идимитсу» и «Хундай», в кредитоспособности каждой из которых сомневаться не было оснований.

В процессе подготовки предложений они стали объединяться для организации тендерных ТЭО. Первым такой союз возник между компаниями «МакДермотт», «Маратон» и «Мицуи». Объединившись, они образовали консорциум МММ.

 

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или