От «полуторки» до «эмки». Как автомобили обживали Сахалин

вторник, 26 июня 2018, 16:24

Авторы: Сергей Степанчук

Первая автомобильная авария с жертвами случилась на острове более 80 лет назад

Принц на авто

Еще в 1925 году во время посещения префектуры Карафуто (Южного Сахалина) наследный принц, будущий японский император Хирохито, разъезжал по городу Тоехаре на легковой машине. Кстати, здание мэрии, которое он на одной из фотографий покидает с почетным эскортом, сохранилось до наших дней (у пересечения Коммунистического проспекта и улицы Чехова).

Но Северный Сахалин роскошью в виде автомобилей тогда был обделен. Первые советские полуторатонки вышли в свет в середине 1920-х, однако в прессе тех времен слово «автомобиль» встречается главным образом в отчетах из-за рубежа. Первые серьезные шаги по автомобилизации в СССР пришлись на начало 1930-х годов. Тогда же, по-видимому, появились и первые легковушки в островной столице.

Вот как повествует газета «Советский Сахалин» о прибытии детей из Рыбновска на окружной слет юных пионеров в город Александровске-на-Сахалине в августе 1932 года:

«Серое, туманное, неприветливое утро. Город еще спит, но в порту уже начинается работа. На пристани ребята выделили делегацию, которая узнала бы, куда нужно идти... Делегация вернулась и объявила, что придет автомобиль и даже легковой. Автомобиль произвел на ребят-нивхов огромное впечатление, особенно его горящие глаза. Ребят привезли в городскую школу № 2...»

Кстати, в областном краеведческом музее есть фотография с надписью «Первый легковой автомобиль на Сахалине», однако без датировки. Изображенная на ней машина, заехавшая в нивхское поселение, не очень похожа на детище советского автопрома – можно предположить, что это какая-то разновидность «Форда» или европейская модель.

Все за «баранку»!

Между тем новая эра была уже не за горами, и на острове требовались водители. Так, ячейка Автодора на руднике Дуэ решила подготовить 50 шоферов к 1 мая 1934 года. Желающие учиться нашлись, однако не было помещения для курсов.

«Сунулись в школу ФСЗ с просьбой предоставить комнату в те часы, когда школа не работает. Там наотрез отказали.

– Мы вам не заезжий двор, – сказал зав. школой Золотов».

А в 1934 году Сталин в своем отчетном докладе к съезду партии отметил, что даже стыдно говорить об автомобилях для нашего народного хозяйства – так их мало. Это стало сигналом к тому, чтобы ускорить автомобилестроение.

Уже в 1935 году число автотранспорта в Сахалинской области увеличилось на несколько десятков машин, и на повестку дня встала борьба с бездорожьем. У Сахснаба (поставщика товаров) на тот момент имелось 10 полуторатонных грузовиков, позже пришло четыре трехтонника, и все они требовали постоянного ремонта, для которого не было станков, оборудования и даже помещения ремонтной мастерской. Еще через год число грузовиков в организации удвоилось.

Зато обучение шоферов шло полным ходом: к 10-летию советизации Сахалина Автодор подготовил 72 новых водителя. Многие из них начали работать за «баранкой», еще даже не сдав экзаменов и не получив прав.

Все чаще стал подниматься и вопрос безопасности на дороге. Например, в газетной статье про зарождающееся движение велосипедистов.

«– Однажды я поехал в порт и при встрече с автомобилем растерялся и упал в канаву, – сообщает токарь Степанов».

Скорость до 30

А 31 августа 1936 года на Сахалине произошла первая значимая и нашумевшая автокатастрофа, во время которой пострадало 23 пассажира – главным образом участники межведомственной спартакиады (из них четверо пострадали серьезно). Виновным оказался водитель Сахснаба, который нарушил правила управления грузовым автомобилем, а кроме того, не имел прав, как, впрочем, и ряд других шоферов Сахснаба. Водителя приговорили к трем годам заключения.

Тогда же областная газета стала говорить о необходимости приобрести автомобиль «скорой помощи», сообщив о вопиющем случае: гражданка Аграфена Сан-Бо-кин потеряла сознание, а за ней приехала телега без аптечки и даже без врача. Не прошло и двух лет, как автомобиль скорой помощи появился. Смастерили его таким образом: в грузовой машине-полуторатонке сделали крытый кузов и покрасили.

Вскоре Александровский горсовет был вынужден выпустить постановление о правилах движения авто-гужевого транспорта, где указывалось, что автомобили и велосипеды должны иметь установленные номера и звуковые сигналы, которые подаются при встречах, обгонах и на перекрестках улиц. Скорость движения грузовых автомашин должна была составлять не более 20 километров в час, легковых – не выше 30 километров в час.

По дорогам острова начали бегать кинопередвижки – специальные автомобили от Далькинотреста со звуковым и кинооборудованием. Появились отечественные легковушки марки «М-1» – знаменитые «эмки». А работники транспортного обоза горкомхоза переоборудовали под автобус второй грузовой трехтонный автомобиль (первый уже курсировал по северной столице), после чего открылось регулярное автобусное сообщение на линии Александровск – Дербинское (ныне Тымовское). Автобус ходил по расписанию 16 часов в сутки, совершая за этот срок два рейса.

Только начало

С присоединением Южного Сахалина одной из первых задач новой власти стало налаживание транспортного сообщения. Уже весной 1946 года газета сообщает: «С 20 марта началось регулярное автобусное движение по главным улицам города Тойохара. Скоро автобусный парк будет увеличен, что полностью обеспечит потребность населения города в транспорте».

В 1951 году Министерство автомобильного транспорта отгрузило на Сахалин 15 автобусов «ГАЗ-71» и 10 такси. Часть машин пополнили автопарк Южно-Сахалинской автотранспортной конторы, остальные получило областное автоуправление для других городов области.

Еще год спустя на улицах Южно-Сахалинска появились новые комфортабельные цельнометаллические автобусы марки «ЗИС-155» и «ГАЗ-651». Городская автоконтора имела к тому времени уже 16 легковых такси «Победа».

По большому счету, именно тогда автомобилизация на Сахалине начала выходить из «детского возраста». Вопросы инфраструктуры уже решались комплексно, в масштабах всей страны. Правда, советский автопром на протяжении десятков лет не радовал разнообразием моделей, поэтому почти каждая новая марка машины знаменует собой отдельную эпоху. А настоящий взрывной рост, конечно, начался только в 1990-е годы, когда остров стал уверенно заполняться иностранной техникой. Но это уже особая тема.

Фото Государственного архива Сахалинской области

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или