Стоять на одном

среда, 4 июля, 12:59

Автор текста: Сергей Степанчук

Приживется ли на Сахалине новый вид электротранспорта?

Просто цирк

Пару лет назад я купил себе моноколесо.

– Это несолидно, – сказала жена.

– Чур, меня следующего катают! – сказали дети.

– Клево! Двадцать первый век! – сказали друзья.

– Ого, это что за ерундовина? – сказали тысячи людей, увидев, как я на этом колесе проезжаю мимо.

Выглядит оно как... колесо. В обтекаемом пластиковом корпусе с ручкой. По бокам откидываются два «крылышка», – подставки для ног. Для неподготовленного зрителя практически цирковой трюк: непонятно, как человек умудряется балансировать на этой штуке без руля и без ветрил, и непонятно, за счет чего она вообще едет.

Внутри моноколеса (иногда его еще называют моноциклом) установлены электронные датчики, которые не позволяют его опрокинуть вперед или назад. Встроенный мотор выравнивает положение, и колесо едет. Чем больше усилие наклона, тем быстрей движение. Теперь главное – удержать равновесие, чтобы не свалиться набок, но это не так уж и сложно. По управлению очень похоже, как будто съезжаешь на лыжах с горки.

Похожее устройство у гироскутеров, которыми сегодня в Южно-Сахалинске уже никого не удивишь, на них в основном катаются дети. А вот моноколеса пока остаются на острове не очень частым явлением.

Игра в рулетку

Как вообще человеку может прийти в голову купить моноколесо? Да, признаться, здесь был немалый риск.

Велосипед надежнее, но в обычной квартире он занимает слишком много места, да и спускать его с пятого этажа – то еще удовольствие. На велосипед не сядешь в деловой одежде, его не возьмешь с собой в маршрутку, в городе для него нужно искать места парковки. Ну и при езде потеешь, это тоже минус.

Завоевывает популярность новый хороший вид транспорта: электросамокат. Весом где-то от 6-7 килограммов, разгоняется до 20 километров в час и выше, может пробежать на одной зарядке батареи десяток-другой километров. Он складывается, и его можно взять с собой в автобус. К тому же ездить на самокате почти все умеют с детства.

Так почему именно моноколесо? Для меня главным фактором была цена. Если самое дешевое моноколесо можно было приобрести за 200–250 долларов (в рублях цена сильно «плавает»), то электросамокат – уже от 350 долларов. Про гарантийное обслуживание на Сахалине можно забыть, и мы рискуем в один день остаться с куском бесполезного железа. Вот и решайте, какую сумму вы готовы «поставить на рулетку».

Есть и другой серьезный довод – у моноцикла диаметр колеса в два-три раза больше, чем у самоката. Например, у моего – 14 дюймов (35 сантиметров). С нашими неровными дорогами это важно: чем больше колесо, тем легче преодолевать различные препятствия. Для самоката даже малая ямка может стать неприятной, к тому же он ее «посчитает» два раза, передним и задним колесом.

Длинный шаг

Итак, получил я по почте из Китая самое дешевое из всех моноколес (на тот момент около 12 тысяч рублей) и начал пробовать. Когда научился в квартире проезжать по коридору, не держась за стены, стал выходить на улицу. На улице все оказалось несколько сложней.

Если верить видеороликам в Интернете, некоторым людям хватает десятка минут, чтобы научиться ездить на моноколесе. У меня ушла не одна неделя, хотя на долгие занятия не было времени, приходилось учиться урывками, по пять минут.

В целом оно все же проще, чем велосипед. Самое сложное – научиться стартовать без внешней поддержки. Для этого сначала ездят на одной ноге, отталкиваясь другой от земли – это так называемый «длинный шаг». Если вы сумели так проехать 2–3 метра, то все главные трудности позади. Остается только отшлифовать навыки постоянной ездой.

На что еще нужно обратить внимание новичку: если перед вами неровная дорога, сбавьте ход! Это на велосипеде, чтобы преодолеть сложный участок, нужно поднажать. А на моноколесе – наоборот, притормозить, потому что при столкновении с препятствием электромотор начинает крутиться сильней. Если при этом разогнаться, то можно потерять равновесие. Лучше вообще поначалу кататься на минимальной возможной скорости.

Достаточно скоро стали очевидны недостатки моего «самого дешевого» транспортного средства. Во-первых, в электронной начинке оказалось прошито неснимаемое ограничение на 12 километров в час, то есть примерно скорость бегущего трусцой человека. Если превысить этот предел, колесо начинает издавать писк и наклоняться назад, принуждая сбросить газ.

Во-вторых, емкость аккумулятора в данном экземпляре оказалась совсем малой, пробега хватало всего на 5–6 километров, хотя для моих нужд этого было в основном достаточно. Но через полтора года почти ежедневной езды батарея ощутимо деградировала, и теперь даже не удавалось доехать до места работы и обратно. Я не стал искать новый аккумуляторный блок (стоят они недешево), а просто разобрал старый и заменил ячейки. Дальность поездки стала больше, чем изначально.

Защита от беспечности

Когда передвигаешься по городу на моноколесе, постоянно приходится отвечать на вопросы любопытных людей. В рейтинге вопросов самый главный: «Сколько это стоит?». На втором месте: «На сколько хватает одного заряда?». Ну а на третьем: «И часто ты с него падаешь?»

По настоящему – так, чтобы руками об землю – я за все время упал только один раз. Хотя и этого хватило для серьезных выводов. Само же колесо улетало из-под ног не единожды, но это бывает даже с опытными ездоками на неровной и незнакомой дороге.

В целом моноколесо намного безопасней, чем тот же велосипед, но только до определенной скорости. Наездник стоит на подножках в 10 сантиметрах от земли, и если не превышать скорость в 8–10 км/ч, то крушение завершается энергичным шагом, словно с лестничной ступеньки вниз. На скорости 12–15 км/ч это будет подобно спотыканию при быстром беге, тут уже можно не удержаться и упасть. Ну а тем, кто разгоняется выше 18 км/ч (средняя скорость олимпийского марафонца), очень желательно иметь защиту для головы и конечностей.

Мое единственное серьезное падение произошло от самоуверенности, когда уже казалось, что колесо стало полностью послушным. Пускай в итоге не пострадали ни руки, ни ноги, даже ссадин не осталось, но столкновение с землей оказалось настолько неприятным, что я стал ценить ограничение в 12 км/ч. И вот уже третий год безропотно езжу по городу, не превышая этой скорости, хотя так хотелось бы на ровных участках поддать газу. Для города такого темпа в целом достаточно, он безопасен не только для меня, но и для пешеходов, которых я могу случайно задеть.

Своя специфика

Если вы покупаете моноколесо для своего ребенка не старше 15 лет, то лучше пускай там будет именно такое ограничение. Да и любому взрослому можно посоветовать в первые полгода поставить себе этот скоростной предел.

На что еще нужно обратить внимание при покупке? Фирменные моноколеса продаются за 30–60 тысяч, но где-нибудь в Китае можно купить безымянный агрегат с такими же качествами вдвое дешевле. Наиболее важные показатели – диаметр колеса (влияет на проходимость), мощность мотора (переносимая нагрузка и скорость), емкость батареи (дальность поездки) и максимальный вес наездника. Вес агрегата может составлять 10 килограммов и больше.

Для города жутко полезна такая опция, как выдвижная ручка, встроенная или прикручиваемая. Она позволяет легко переводить колесо через дорогу или неровные участки, прогуливаться рядом с пешими друзьями. Кстати, детский гироскутер останется игрушкой уже только потому, что его неудобно переносить через бордюры.

Если вы собираетесь ездить под дождем (а на Сахалине это неизбежность), то проверьте, насколько колесо защищено от воды. А также обратите внимание на педали, есть ли у них противоскользящее покрытие. У моего аппарата, например, защита от воды плохая, педали скользкие – необходима доработка.

Одна из главных проблем на островах, конечно, техническая поддержка. Вряд ли какой-то сахалинский сервисный центр возьмет моноколесо на ремонт.

Ну а вообще – моя жена права, все это крайне несолидно. Поэтому хорошенько подумайте, нужно ли привлекать к себе излишнее внимание, разгуливая на моноколесе по городу, где вас очень многие знают. Мы же тут все-таки не столица, у нас своя – островная – специфика...

Читайте ещё:

В облдуме рассмотрели поправки в финансовый документ 2018 года

10 декабря 2018

Женщину уже задерживали за сбыт наркотиков, но отпустили под подписку о невыезде

29 ноября 2018

Паромная переправа Ванино – Холмск в последнее время опять на слуху. Уже в следующем году начнётся глобальная её реконструкция, ведь в 2020-м на Амурском судостроительном заводе должны сдать два новых парома, заказанных нашим регионом

29 ноября 2018

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или