Рождающий поэзию

вторник, 21 августа, 12:19

Автор текста и фото: Сергей Сактаганов

Очароваться и захотеть вернуться. Наш корреспондент совершил путешествие из Москвы в Питер и влюбился в Северную столицу

Между воздухом и землей

Всякое путешествие начинается с дороги. А почему бы не сделать путешествие из самой дороги? Планируя поездку в Санкт-Петербург, я выяснил, что из Москвы туда можно добраться как по воздуху, так и по земле. Первый вариант выглядел заманчивым, поскольку перелет предлагался в любое удобное время. Рейсы в Питер ежедневно выполняет более дюжины авиакомпаний, начиная с крупнейшего национального перевозчика «Аэрофлота» и до региональных вроде «Уральских авиалиний», а для посадки есть выбор из трех столичных аэропортов – «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево». Лететь немногим более часа, но часа полтора требуется на проезд до аэропорта, да и посадка на рейс с оформлением багажа и досмотром начинается за час до вылета. Если добавить еще примерно час на то, чтобы добраться из Пулково до самой Северной Пальмиры, то на всю дорогу уходит четыре с половиной – пять часов.

Второй вариант выглядел не хуже. Единственный в стране скоростной поезд «Сапсан» мог домчать до Санкт-Петербурга менее, чем за четыре часа. При этом с Ленинградского вокзала нынешней столицы «Сапсан» прибывает прямиком на Московский в столицу прежнюю. Московский же вокзал, если кто не знает, расположен едва ли не в центре Питера, у знаменитого Невского проспекта.

С экономической точки зрения варианты различаются незначительно. Авиакомпании завлекают билетами стоимостью от 2,8 тысячи рублей, «Сапсан» – от 2 тысяч рублей. Цены могут меняться в зависимости от времени заказа и наличия мест.

Скоростной поезд "Сапсан"

Бывалые путешественники знают: между реальностью и рекламой – дистанция огромного размера. Тем не менее, РЖД предлагает подешевле не только билеты «туда-обратно», но еще и значительную скидку ветеранам, что для «северян», с нашим ранним выходом на пенсию, несомненный плюс. Другое отличие: в стоимость авиабилета включен завтрак, а на железной дороге в эконом-классе его надо заказывать отдельно, либо отправляться на перекус в вагон-бистро.

Свежую прессу гарантировали и в воздухе, и на земле, но вот бесплатный вай-фай на «Сапсане» имелся только в бизнес-классе. Впрочем, лично мне отсутствие интернета четыре часа представлялось куда меньшим неудобством, чем запрет на курение у обоих перевозчиков.

В рукотворном «торнадо»

Чашу весов поколебали не цены и удобства. Из иллюминатора самолета увидишь разве некое подобие карты, а из окна поезда – северо-западную Россию с ее деревнями и городами, полями и лесами, реками и озерами. Вдобавок в «Сапсане» предлагали забронировать и выкупить экскурсии по историческим достопримечательностям Санкт-Петербурга, причем опять же со скидкой для своих пассажиров. В общем, я выбрал наземный экспресс.

В вагоне удобно

И путешествие началось. Поезд, построенный немецкой компанией «Сименс», тронулся без традиционного громыхания по рельсовым стыкам и вихляния вагонов. Мягко покачиваясь, он разогнался так, что разглядеть красоты природы и архитектуры за окном удавалось лишь мельком или издалека. Вдобавок они часто скрывались за противопожарными земляными валами, возникавшими по обе стороны стальной магистрали. А возле населенных пунктов появлялась стена из щитов, ограждающих жителей не только от шума, но и от всасывающего вихря, который образует скоростной состав из 20 вагонов. Кстати, на мелькавших мимо вокзалах при проходе нашего поезда звучали предупреждения, чтобы невольные зрители отходили от края платформы на три метра, иначе искусственное торнадо может захватить и утянуть под колеса какого-нибудь зеваку.

Но будем объективны: до настоящей птицы сапсана, способного летать со скоростью 320 км/час, одноименному экспрессу не угнаться. Хотя его технические характеристики и позволяют развивать 300-350 км/час, на российских железных дорогах установлено ограничение в 250 км/час. К тому же состояние путей таково, что рукотворный «Сапсан» имеет на маршруте Москва – Санкт-Петербург среднюю скорость в 200 км/час, а на некоторых участках она и того меньше. Лишь пару раз за всю поездку на табло в вагоне зажигались цифры 230-240 км/час, но особого ажиотажа среди пассажиров такой рекорд не вызвал.

Сервис серых мундиров

На мой субъективный взгляд, серая форма работников РЖД даже в самом скоростном для российских просторов поезде как-то органично сочеталась с уровнем их услуг. А почему бы в «Сапсане», помимо стандартной аудио- и видеотрансляции, не запустить по вагонной сети еще и собственную экскурсию? Рассказать-то есть о чем: поезд оставляет, например, по правую руку президентскую резиденцию «Русь» в заповеднике Завидово, далее минует верхнюю Волгу и Волхов, многочисленные новгородские и ленинградские озера. Из городов с историческим прошлым «Сапсан» проезжает Тверь, боровшуюся в XIV веке с Москвой за звание столицы. Мы останавливались в Вышнем Волочке, упомянутом в летописях XII века. Тормознули в Бологом, которое известно не только из-за популярного шлягера, но и как срединная точка пути до Санкт-Петербурга. Наконец, постояли минутку в Угловке, где на строительстве в XIX веке работал отец Николая Миклухо-Маклая – знаменитого исследователя гвинейских папуасов и австралийских аборигенов.

Атланты у входа в Новый Эрмитаж

Да что папуасы – про саму убегающую под нами железную дорогу, чье строительство санкционировал император Николай I, можно рассказывать, наверное, часами. Это сегодня она зовется Октябрьской, до революции именовалась Николаевской, а в самом начале ее нарекли Петербург–Московской. Возводилась старейшая магистраль целых 8 лет и обошлась в 67 млн царских рублей при том, что весь бюджет Российской империи, для сравнения, в 1842 году составлял 187 млн рублей. Ежегодно здесь трудилось до 40 тысяч землекопов, в основном, крепостных крестьян, а из Америки даже привезли диковинную в позапрошлом веке технику – 4 паровых экскаватора. После пуска дороги в эксплуатацию, на переход от столицы до столицы у первых пассажирских поездов стали уходить всего сутки, хотя на лошадях тут добирались порой и целую неделю. Возможно, тогда в каком-то из вагонов прозвучали строки из знаменитого стихотворения Николая Некрасова:

«Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?..»

Увы, но ни о чем подобном в «Сапсане» узнать невозможно. Путешественник здесь – сам себе гид и справочник. Кстати, и обещанная тут покупка экскурсий по Санкт-Петербургу лишний раз продемонстрировала уровень железнодорожного сервиса. Сначала пришлось пробираться через несколько вагонов до рабочего места кассира, затем дожидаться, когда он придет и примет заказ. А в довершение всего выяснилось, что чистая бумага в передвижном офисе РЖД закончилась, поэтому экскурсионную бронь мне отпечатали на изнанке использованного бланка одной из накладных. В общем, впечатлений от этого путешествия получено было немало, но только совсем не те, что ожидались…

Эцик с болтами

Знакомый приютил меня на три ночи в одном из старейших районов, расположенном в южной части города, – Фрунзенском. Значительную его территорию с панельными пятиэтажками отстроили в советские времена, а нынешние привнесли сюда небоскребы дорогого жилья и громады торговых центров. Он очень схож с московскими спальными массивами, если не считать того, что этот питерский район считается не очень благополучным в криминальном отношении. Но, может, слухи сильно преувеличены, или просто повезло, однако никаких неприятных происшествий со мной тут не случилось.

Летний сад

Зато местное метро с московским не спутаешь. Если последнее, особенно на старых станциях, поражает своим имперским стилем и роскошью отделки, то питерская подземка – рабочее средство сообщения, где все предельно функционально. Особенно непривычно выглядят двенадцать станций закрытого типа, или, как их еще называют, «горизонтальный лифт». Здесь бросаются в глаза глухие металлические стены перед посадочными платформами, в которых двери раскрываются только при остановке поезда. Серые от копоти, с грубыми ребрами жесткости, они вызывают в памяти кадры из популярного когда-то кинофильма «Кин-дза-дза». Там строгий эцилопп (не надо читать это слово справа-налево!) приговорил двух инопланетных жуликов к пожизненному заключению в металлическом ящике, изнутри утыканному гвоздями. Вот питерский «горизонтальный лифт» изнутри как раз и смахивает на подобный эцик – только не с гвоздями, а со здоровенными болтами.

Зато сами коммуникации проложены удобно. Проехав пару остановок на троллейбусе или автобусе, я попадал в Купчино. Одноименная станция является конечной на Синей линии, – кстати, каждая из пяти местных линий метро обозначена своим цветом. Синяя же печально знаменита тем, что в 2017 году на перегоне Технологический институт – Сенная площадь здесь подорвался шахид-смертник, из-за которого погибло 16 и пострадало еще 103 пассажира. Позже еще одно взрывное устройство обнаружили и обезвредили на станции «Площадь Восстания». А в нынешнем году, отчитался Следственный комитет, выявлены все причастные к теракту, арестовано 11 человек, входящих в радикальное исламское сообщество. Словом, поездка по Синей линии радостных эмоций не навевает. Но, как бы там ни было, а сев в Купчино, вы вскоре окажетесь в центре города – на Невском проспекте.

«Першпектива» в прошлое

Поднявшись из метро, вы словно бы погружаетесь в мир, наполненный историческими событиями и легендами трех минувших веков. Ведь знаменитый проспект был заложен еще Петром I и звался в те времена «першпективой». Достопримечательности здесь – едва ли не на каждом шагу. Правда, далеко не каждый из россиян сегодня сумеет объяснить, чем известен, например, Дом Зингера.

Между тем, наши бабушки еще помнят производимые этой компанией ручные швейные машинки, на которых в прошлые века они дома шили одежду сразу на несколько поколений семьи. Не минует гость и один из первых и самых знаменитых мостов Санкт-Петербурга, украшенный четырьмя вздыбленными конями с их укротителями. Аничков мост построили на тогдашней окраине города и выставленная здесь пограничная застава взимала плату за проезд как деньгами, так и булыжниками, которыми затем мостили дороги и тротуары. Чуть дальше, по каналу Грибоедова виднеется храм Спаса на Крови. Он похож на московский храм Василия Блаженного, но возведен в память об императоре Александре II, прозванном «Освободителем» за отмену крепостного права и, по горькой иронии судьбы, скончавшемся на этом месте после выстрела одного из народовольцев.

Впрочем, по Невскому и прилегающим к нему районам можно путешествовать целый день. Но так и не узнать всего, что связано с проспектом, воспетым многими известными литераторами. Подсчитано, например, что «першпективе» посвящено 242 стихотворения отечественных и зарубежных авторов. А ведь на нашей земле, согласитесь, не так много мест, рождающих в душе поэзию. Именно здесь и началось для меня настоящее знакомство с Северной столицей…

Кольца по асфальту и воде

Уточню: стартуют экскурсионные двухэтажные автобусы у Исаакиевского собора. Их движение организовано так, что в течение двух дней можно выходить на остановках, помеченных ярко-красным силуэтом двухэтажного автобуса – даблдекера, осматривать ближайшую достопримечательность, а спустя час вновь садиться в следующий автобус. В его салоне стюард вручит вам карту, где красным отмечен маршрут с 18 подобными остановками и зеленым – еще с 8 остановками. Красный проходит Невский проспект почти в оба конца, углубляется в северо-восточную часть исторического центра города, затем возвращается к набережной Невы и, миновав Медного всадника, встает на прикол у собора.

Невский проспект

Зеленый маршрут проложен в другую сторону – на северо-запад. Даблдекер везет на Васильевский остров, откуда перебирается на Петровский и огибает Заячий остров с возведенной на нем Петропавловской крепостью. Потом автобус делает кольцо, останавливаясь возле крейсера «Аврора» и Домика Петра I, чуть позже, по самому длинному Троицкому мосту пересекает Большую Неву и выходит к набережной, чтобы после Адмиралтейства вернуться на конечную остановку.

А вот поделиться увиденным на этих маршрутах – задача явно непосильная, настолько спрессованная информация лилась из наушников в даблдекере на разных языках, и так мелькали в глазах музеи, дворцы, храмы, бывшие доходные дома, парки, скульптуры и толпы туристов. Скажу одно: впечатления от Питера останутся одними из самых ярких в моей жизни.

И еще – территория этого уникального города на протяжении нескольких веков то соединялась мостами, то рассекалась новыми каналами. Сегодня Питер расположился примерно на трех десятках островов. Поэтому здесь не обойтись и без водных экскурсий, чтобы лучше прочувствовать дух Северной Венеции. На них, кстати, зазывают уже на Невском, где почти у каждого канала есть пристани с катерами, похожими на лодки-переростки. Эти плавсредства снуют по водным артериям города в таких узостях, что вставший со скамьи пассажир рискует головой опробовать на прочность своды очередного моста. А вот если появилось желание с комфортом прокатиться по Неве и знаменитым Фонтанке с Мойкой, то стоит выйти к большому причалу у Адмиралтейства. Там подают катера посолидней, обеспечивая пассажиров спасательными жилетами, зонтами и наушниками для прослушивания экскурсий. Но в любом случае эмоции опять захлестнут вас с головой – как волна, поднятая порывом ветра с Финского залива.

Признаюсь: я очень хочу вновь приехать в этот город-сказку, город-легенду. И поэтому, прощаясь с ним, повторял неофициальный гимн Санкт-Петербурга, написанный Александром Городницким:

«И жить еще надежде

До той поры, пока

Атланты держат небо

На каменных руках…»

Читайте ещё:

На «Днях Дальнего Востока в Москве» экспозиция Сахалинской области пользуется особой популярностью

15 декабря 2018

На Днях Дальнего Востока в «Экспоцентре» презентуют островной регион и раздадут подарки

11 декабря 2018

Вместе с другими добровольцами он участвовал в реалити-шоу «Волонтеры» на канале «Живая природа» - работал на благо животных, кормил их, лечил и чистил клетки

16 ноября 2018

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или