Николай распускает кавальеров

пятница, 24 августа, 18:46

Автор текста: Сергей Чевгун

Бульдозериста Николая Тишанинова можно узнать по фирменному «почерку» его техники, который он выработал за четыре с лишним десятка лет

На прошлогоднем областном конкурсе мелиораторов бульдозерист Николай Тишанинов входил в состав судейской бригады. А в этом году сел за рычаги Caterpillar как участник соревнований.

– Мне сказали: немножко других посудил и хватит, теперь сам поработай, – шутит Николай Сергеевич. – Так что в прошлом году, считай, я был в возрасте, а нынче значительно помолодел!

На своей полосе

Пожилые механизаторы не словоохотливы в разговорах с прессой. Вот и мне собеседник попался из тех, кто скуп на слова. Да и что здесь рассказывать, спрашивает. 20-летним пришел работать в мелиорацию. Какой год был на календаре? 1971-й. Вот с тех пор тракторных рычагов и не бросал.

– В бригаде тогда я был самый молодой, поэтому за мной закрепили кухню, – вспоминает Тишанинов. – И вот с утра я бригаде обед готовлю, а вторую половину дня вместе со всеми работаю. Бывало, сделаю что-то не так, переживаю, конечно, а мне никто и слова не говорит. Опытные бульдозеристы поправят, где надо, вот и весь разговор. Это запоминалось гораздо лучше, чем если бы меня ругали. Да не ругать в таких случаях надо, а помогать!

Много позже Тишанинову и самому пришлось таким же образом обучать молодых. Необходимо, к примеру, сделать планировку. Выделяют четыре-пять машин, самого неопытного бульдозериста ставят посередине. Во-первых, проще идти по уже срезанной почве, а, во-вторых, возможные огрехи и неровности поправит тот, кто сзади.

– У каждого бульдозериста свой стиль работы. Одни любят идти впереди: врезался ножом в верхний слой – и пошел себе дальше работать. А другим больше нравится землю приглаживать, их машины последними движутся, – делится Николай Сергеевич. – Вот у меня на Т-130 был 5-метровый нож. Резать почву им неудобно. Так я работал на чистовую: идешь себе и бережно так приглаживаешь землю, приглаживаешь…

– Прямо танцплощадка какая-то получается, а не участок, – добавляю я ему в тон.

– А иначе нельзя. Если мы сдадим участок с плохой планировкой, как же другие смогут сделать здесь свою работу хорошо? – отвечает Тишанинов. – Вообще, идеально ровных участков не бывает, здесь надо уметь видеть землю: куда идет уклон, где перепад… Присмотрелся, определился, подхватил грунт со стороны уклона – и повел свою полосу...

Размеры пашни

Восемь лет проработал Тишанинов в строительно-монтажном управлении. Там ведь не только строили, но и мелиоративные работы вели. А потом СМУ переименовали в ПМК – передвижную механизированную колонну, и начались непростые времена. На трех бульдозеристов – два трактора. Это как? Приходишь на работу, а трактор сломан. День его ремонтируешь, два ремонтируешь… Машина готова, а по графику работает на ней другой.

– Тогда я и ушел в ДЭУ (дорожно-эксплуатационный участок), – продолжает Николай Сергеевич. – Вот там я от мелиорации немножко отошел, дорогами занимался. А потом опять в мелиорацию вернулся. Дали мне технику, я ее отремонтировал – и работал до тех пор, пока ПМК не распалась.

Говорить про сложные, во многом трагичные 1990-е годы надо или много, или ничего. Ограничимся малым: прелесть рыночных реформ сахалинская мелиорация испытала на себе в полной мере. Прежние отлаженные гидротехнические сооружения, дренажные системы с годами приходили в упадок. Каналы зарастали буйной растительностью, на полях стали проявляться признаки вторичного заболачивания. Работы по мелиорации сельскохозяйственных угодий велись по принципу «там подгрести, а здесь прикопать», либо вообще ничего.

Между тем, для Сахалинской области мелиорация особенно актуальна из-за сугубо климатических условий. «Почти вся пашня в регионе находится на мелиорированных землях – 35,5 тысячи из 35,7 тысячи гектаров», – отметил на недавнем форуме «Совершенствование системы земледелия в условиях Дальневосточного федерального округа» региональный министр сельского хозяйства Михаил Кузьменко.

Речь идет не только о культурном землепользовании, но и, что самое важное, о продовольственной безопасности региона. В рамках госпрограммы за последние три года на областную мелиорацию выделено более миллиарда рублей, сохранено 2,5 тысячи гектаров сельхозугодий. По отношению к площадям это меньше, чем 6 процентов. Фронт мелиоративных работ необходимо расширять, и здесь отрасли крайне необходимы молодые кадры.

– Да молодые-то неохотно к нам идут, – говорит Тишанинов. – Им надо много и сразу, и чтобы техника на уровне… Это главный вопрос. Вот я всю жизнь работал на «сотке» и на «130-м», а последние лет семь – на «кэтерпилере». Скажу откровенно: ездил бы я на старом парке, вряд ли бы после пенсии работал. А что тогда про молодежь говорить?

– Так что, совсем не идут? – спрашиваю у Тишанинова.

– Нет, почему же? Сейчас я племянника обучаю. Месяц уже как он на дядю смотрит и пробует самостоятельно планировку делать.

Хрустальное признание

Прошли 1990-е годы, начались нулевые. 14 лет Тишанинов управлял бульдозером в Мицулевке. А когда был создан СПК «Сахалинский», стал работать здесь.

– Канал, скажем, выкопали, а бурты грунта по бокам лежат, кавальерами называются, надо их распускать, – объясняет Тишанинов. – Там надо подобрать, здесь – подсыпать. Вот я этим и занимаюсь. Распустил грунт вдоль канала, пригладил – и все, дело сделано, можно на другой канал переезжать.

– В чем мастерство бульдозериста, Николай Сергеевич? В аккуратности? В точном глазомере?

Пожимает плечами:

– Не могу объяснить, лучше у других спросите… Да я с молодости на полях работаю, что уж там объяснять?

От давних лет остались у Тишанинова почетные грамоты за добросовестный труд на благо сельского хозяйства. Премии давали, случалось, и телевизором за работу награждали, хрусталь дарили… Тогда хрусталь был в большом дефиците, а вазы в сервантах стояли на самом видном месте.

– Да жизнь как жизнь, ничего особенного, – заключает Тишанинов. И торопится на площадку для соревнований: скоро начнется конкурс, надо еще разок по участку пройтись, посмотреть…

Кавальер – насыпь вдоль дороги, канала или канавы

Фото автора и из архива редакции

Читайте ещё:

Горожане проголосовали за самого вкусного производителя

15 декабря 2018

Закупать грузовики и автобусы ПАЗ, не загрязняющие атмосферу, в островные совхозы начали год назад

13 декабря 2018

Закупать грузовики и автобусы ПАЗ, не загрязняющие атмосферу, в островные совхозы начали год назад

13 декабря 2018

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или