«История одного назначения»: ну, как не любить русский народ?

вторник, 4 сентября, 15:49

Автор текста: Антон Войтович

6 сентября в прокат выходит драма Авдотьи Смирновой. Наш корреспондент поделился впечатлениями от фильма

На Сахалинском международном кинофестивале «Край света» состоялась сахалинская премьера конкурсного фильма «История одного назначения» режиссера и сценариста Авдотьи Смирновой. Кино уже завоевало приз зрительских симпатий на «Кинотавре» и, получило оно высокую награду и от сахалинского зрителя. Корреспондент РИА «Сахалин – Курилы» посетил показ и делится впечатлениями.

Претендующая на историческую достоверность картина снята по реальным событиям, а точнее – по одной главе из книги «Святой против Льва» литературоведа Павла Басинского. Последний выступил в роли консультанта и идейного вдохновителя Смирновой.

Кстати, сама книга, вызвавшая восторг читателей историками была воспринята неоднозначно. Впрочем, сам автор признается, что при ее написании и не претендовал на научное исследование.

Итак, в центре сюжета – молодой, горячий и жаждущий реформ поручик Колокольцев. Он знакомится с молодым графом Толстым, еще не отягощенным тяжелыми религиозными противоречиями. Они оба не лишены благородства, идеалисты, жаждущие справедливости, поэтому быстро находят общий язык. Молодой граф приглашает нового друга погостить к себе в усадьбу. Здесь зритель краем глаза знакомится с семьей писателя. Режиссер, не стесняясь, выносит сор из избы, показывая непростые отношения графа с женой и братом-блудником. Но не спешите ставить это во главу угла, ибо повествование быстро уводит нас от семьи Толстых, да так, что становится непонятно: зачем вообще мы туда заглядывали?.. Далее – в фокусе лишь поручик-идеалист и граф. Впрочем, зрителю это совершенно не мешает, а даже наоборот – позволяет сполна насладиться игрой младшего брата режиссера Алексея Смирнова (в роли Колокольцева) и нашего земляка Евгения Харитонова (в роли Толстого).

Кстати, фильм – практически семейный подряд Авдотьи Смирновой. Кроме младшего брата в ленте снялся и ее отец.

Параллельно основной сюжетной линии нам демонстрируют русский быт XIX века и, собственно, людей, которые, как выясняется, совершенно не изменились. Режиссер высмеивает человеческие пороки, свойственные русской душе: пьянство, мстительность, суеверность и горделивость. Вот, например, повариха Акулина, готовая накормить офицера отравленными грибами, а то и навести порчу. Или перепившие солдаты, спалившие баню, чтобы выманить оттуда голых женщин… Большую часть картины зритель смеется вместе с режиссером, и только к концу мы узнаем, что это вовсе не комедия, а драма. Более того, финал непредсказуем – мы до последнего ожидаем чуда, но его нет.

Снят фильм без особых изысков. Основные события разворачиваются в павильонах Ленфильма, но зритель также может насладиться видами родового поместья графа Толстого в Ясной Поляне. В общем – создается впечатление, что смотришь лишь часть какого-то многосерийного фильма.

Сложно оценить чувства от просмотра картины. Она ничему не учит. Эмоции по отношению к главным героям картины противоречивы, однако каждый, хоть раз испытывавший предательство друзей, либо сам предававший найдет себя в них, поймет и переживет тяжелые моменты выбора вместе с Толстым и поручиком Колокольцевым. Так что, вероятно, кино зацепит.

Достойна ли картина просмотра? Безусловно. Тем более что такого Толстого мы видим впервые…

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или