Муза в кредит

вторник, 11 сентября, 15:34

Автор текста: Сергей Сактаганов

О великой истории сахалинских лаек снял очередной фильм режиссер-документалист Сергей Асауленко

Обыкновенное чудо

Охинский метеоролог встретил Сергея Асауленко угрюмо. И на просьбу – временно использовать единственные на острове настоящие ездовые, сделанные без единого гвоздя да еще в прошлом веке нарты – отказал, как отрезал.

– Собаки их не потянут, давно досыта не ели, – зло пробурчал он, – И вообще, ходют тут всякие, свою выгоду ищут, а некоторые так вообще чистопородных лаек на джип сменять предлагают…

Сергей вернулся в Южно-Сахалинск и на работе «пустил шапку по кругу». Сослуживцы набрали денег на корм, знакомые рыбопромышленники подбросили мороженых рыбьих голов и рыбьего жира, а дальнобойщики, узнав про голодающих собак, доставили груз на север бесплатно. Метеоролог сначала не мог поверить в обыкновенное чудо, а потом пустил слезу: «Да вы ж их, прям, спасли!..» И то сказать, мудрено на его зарплату в 17 тысяч прокормить себя да еще 40 псов. А деваться некуда – такое вот беспокойное наследство досталось от умершего в охинском селе Некрасовка, известного на весь Сахалин собаковода Сергея Илларионовича Любых.

От одного энтузиаста «собачья» эстафета перешла к другому, а теперь к ней оказался причастен и Асауленко. Через несколько месяцев он, наконец, смог взяться за камеру. Сытая упряжка резво мчалась по снегу, метеоролог радостно играл роль каюра, а друг помогал вести панораму с беспилотника. Так, наконец, начала обретать реальность мечта, появившаяся у одного из сахалинских инженеров-строителей более семи лет назад.

Мечта была такой – снять фильм о лайках, рассказав, какую роль сыграли эти собаки в истории острова, и что значат они для людей сегодня. В свое время Асауленко поразило, что первая японская экспедиция в Антарктиду начиналась у сахалинского села Лесное, где в 1910 году взошли на судно два местных айна с собачьими упряжками. Теперь тем лайкам посвящены и музейные экспозиции, и памятники, и публикации в СМИ разных стран. А вот фильма пока нет…

Творческий выверт

Сама по себе мечта похожа на красивый сон. Однако всю жизнь спать не будешь, желаемого надо изо всех сил добиваться. «Эх, ну как передать эту красоту вживую?» – сокрушался Сергей, оказавшись 12 лет назад в бухте Горбунок на Кунашире. Цветной фотосъемкой он увлекался давно, и материалов накопилось уже на несколько подарочных альбомов. Но ведь не донесешь же в статичном фотоизображении рокот прибоя, крики чаек, шелест волнующейся под ветром травы…

Пришло решение – надо снимать фильмы об уникальной островной природе. Потребовалось учиться, причем, опираясь на опыт мастера ... аж из Израиля. Именно там нашлась книга ветерана отечественного ТВ Дмитрия Синецкого, написавшего одно из лучших пособий для «чайников» в кино и телевидении. Владелец книги выслал бандероль на Сахалин, не дожидаясь обещанной оплаты. Асауленко несколько месяцев разыскивал нужную купюру, но, в конце концов, все же отправил 10 долларов США в конверте с благодарной припиской адресату за терпение и заочное доверие. А удалось подкопить деньги на камеру, и Сергей тут же улетел на Кунашир, снимать легендарный вулкан Тятя.

На недавнем кинофестивале «Край света» Сергей Асауленко представил идею ленты, посвященной сахалинским лайкам. Проект под рабочим названием «Бегущие по краю» получил поддержку членов экспертного совета, автору пообещали помочь с финансированием.

Первенец из целого видеоцикла под названием «К Охотскому морю» вышел с пометкой – фильм № 2. А фильм №1 «Остров у Черной реки» появился только через несколько лет да вдобавок самым последним. Этакий творческо-организационный выверт случился потому, что красота – красотой, а зрителю все же требовалось объяснить, где именно она находится и как осваивали ее русские люди. Вдобавок история требовала совершенно иных подходов, нежели природа. Мало того, что специалисты по-разному могли комментировать одни и те же события, так и сама работа над фильмом представлялась почти неподъемной. Пришлось сканировать огромное количество карт и архивных документов, делать компьютерную графику, нанимать в Санкт-Петербурге для озвучки профессионального диктора – и все это на собственные деньги.

Когда же мечта свела Асауленко с сахалинскими лайками, на его счету было шесть полноценных фильмов. Причем, 16-минутная лента «Медведи на рыбалке» стала настоящей творческой удачей, собрав награды не только на отечественных конкурсах, но и на одном международном. Словно сделав петлю, судьба опять «вывела» Сергея на Израиль, где его работу удостоили первого места в конкурсе «Назарет». Казалось бы, как сахалинские медведи соотносятся со священным христианским городом, по названию которого родившегося там Иисуса Христа прозвали «назаретянином»? Знамение – иначе и не скажешь.

Кстати, к этому времени автор целой фильмотеки, радующей тысячи людей, вполне мог бы обзавестись собственным жильем. Но горькая аксиома нашего времени такова: за потребность творить приходится платить слишком много…

Окаменевший от вины

Еще только задумывая кинорассказ о сахалинских лайках, Асауленко понял, что съемки придется проводить в нескольких странах. Только на черновую работу к фильму, поездки, жилье и сопутствующие траты требовалось несколько сотен тысяч рублей. Музу в залог под кредит не оформишь, и пришлось Сергею опять копить, отказывая себе даже в маленьких радостях.

Впрочем, вскоре было просто не до них. Ведь вот он – австралийский берег, приютивший исследователей на зимовку перед плаванием к Южному полюсу. Следом в видоискателе камеры появилась Япония, где в Токио экспедиция сначала стартовала, а спустя почти год и завершилась. Здесь сегодня стоит памятник сахалинским собакам. Очередная остановка – в пригороде Точикава, где служители музея с изумлением взирали на русского, покупающего японские книги про состоявшееся более века назад знаменитое плавание с Карафуто. В музее же при университете Саппоро Сергея как дорогого гостя повели на экспозицию, посвященную четвероногим сахалинцам. И уж вовсе особенное ощущение оставил после себя провинциальный городишко Коноура, где в честь того же путешествия построен в виде эскимосского иглу другой музей, окруженный скульптурами лаек. А неподалеку встал словно бы окаменевший от чувства вины руководитель памятной экспедиции Сирасэ Нобу, вынужденно оставивший в Антарктиде двадцать братьев наших меньших.

Почти лето потребовалось строителю с кинематографическим уклоном, чтобы «перелопатить» собранный материал, провести очередные съемки на Сахалине и приступить к монтажу киноленты. И как обычно, творческие поиски перемежались поисками денег.

Покупка авторской мелодии к фильму, фрагменты видеоматериалов из Антарктиды, компьютерная графика, профессиональная озвучка, создание спецэффектов и многое другое – все стоит денег.

– Потом начну, наконец, копить на квартиру, – заверил Сергей, – Ну, я просто обязан сделать этот фильм, ведь все, что увидел и узнал, через душу пропустил…

Очень надеюсь, что обретет Асауленко наконец-то свой дом. Душа-то при нем…

Фото автора и Сергея Асауленко

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или