«Человек на Луне»: время первого

840
Пн • 22 октября 2018 • 14:46
Сергей Суханов

В прокате «Человек на Луне» — проваливающийся в кинотеатрах фильм Дэмьена Шазелла о легендарной миссии Нила Армстронга. Кинообозреватель РИА «Сахалин-Курилы» посмотрел фильм и уверяет, что ругают работу создателя «Ла-Ла Лэнда» и «Одержимости» совершенно зря.



О чем кино: картина рассказывает о нелегком пути Армстронга к тому самому маленькому шажку с нижней ступеньки модуля на лунный грунт. Готовясь к легендарной миссии, астронавт переживает смерть дочери и друзей, сложные отношения в семье и постепенно закрывается от внешнего мира.

Одна из главных претензий западной аудитории к фильму «Человек на Луне» (её предъявил даже президент Трамп) — отсутствие сцены установки звездно-полосатого флага на поверхность спутника. Мол, не патриотично. Несомненно, Шазелл как большой мастер смог бы отлично изобразить этот пафосный момент. Но он здесь просто не нужен — дух сцены с высадкой, да и всего фильма совершенно иной.

Стандартный байопик о герое-астронавте Шазелл использует как полигон для собственных размышлений о человеческом одиночестве. Армстронг — не только герой и легенда, но и человек с мощным и сложным бэкграундом, замкнутый и неэмоциональный, получивший за внешнее хладнокровие прозвище «Ледяной капитан». Идеальный объект для исследования, даже придумывать почти ничего не надо, жизнь у Нила была, мягко говоря, нелегкая.

Но вот сценарно «Человек на Луне» — это всё-таки фильм об освоении космоса, очень похожий хотя бы на то же «Время первых». В программе все, что в таком кино бывает: пилотская карьера, попадание в NASA, переезд в Хьюстон, подготовка к полету и вечные неудачи, подчеркивающие сложность программы «Аполлон». И этого плана режиссеру приходится придерживаться, натягивая на типичный сюжет авторское кино. Это главная беда «Человека на Луне»: зритель ждет героический эпос о преодолении, а получает печальное лицо Райана Гослинга, трагичные сцены с гибелью астронавтов и семейную драму — жена не понимает, дети надоели, взялся бы за бутылку, да на Луну лететь надо. В общем, представьте, если бы «Время первых» снимал Звягинцев — вот ближайшая аналогия.

Фотографического сходства с Армстронгом добиваться от Гослинга, слава космосу, не стали. А вот Клэр Фой на супругу астронавта очень похожа.
Фотографического сходства с Армстронгом добиваться от Гослинга, слава космосу, не стали. А вот Клэр Фой на супругу астронавта очень похожа.

Поэтому кассовые неудачи картины — всего лишь результат диссонанса между ожидаемым и реальным, а ни в коем случае не «шаг назад для режиссера», о котором так много говорят критики. Шаг есть, но в сторону от необычного музыкального кино к блокбастеру с собственным лицом. Такое доверяют совсем уж мощным голливудским ребятам вроде Нолана.

И выглядит это все тоже почти по-нолановски. Во время полетных сцен захватывает дух: камера Линуса Сангрена неистово трясется, взлетает вместе с космическим аппаратом и вообще живет насыщенной жизнью. В операторский лонг или шорт-лист на «Оскар» Сангрен точно попадет. Подчеркивая силу момента, за кадром бабахает оркестр Джастина Гурвитца — с его работой в «Одержимости» и «Ла-Ла Лэнде» саундтрек не сравнится, но уровень все равно достойный.

Но запоминается «Человек на Луне» не звуком, а сценами давящей тишины: на Луне, в карантинной зоне в Хьюстоне и ещё в нескольких сценах нет ни звука. Лишь человек-глыба Армстронг, который не может заполнить внутреннюю пустоту даже космическим телом площадью 37 миллионов квадратных километров. Интересно вам такое — получите замечательную драму, хотите большое кино об освоении космоса — вам с Шазеллом не по пути.

Расписание сеансов

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru