Сотня в кармане

пятница, 2 ноября, 17:27

Автор текста: Сергей Сактаганов

Обучить ребенка обращению с деньгами одними лишь объяснениями невозможно

Недавно у внука произошло незабываемое событие – на сэкономленные и подаренные в день рождения деньги он купил долгожданный самокат. И я имел к этому отношение. Рассудив, что в 9 лет вручать очередную игрушку уже нет смысла, подарил имениннику конвертик с купюрами.

Решение родилось не случайно. Во-первых, современные дети с трех-четырехлетнего возраста понимают, зачем нужны деньги. Регулярно бывая с родителями в магазинах, они узнают, что за покупки надо платить. Правда, на понравившуюся им игрушку или шоколадку порой этих самых денег почему-то не хватает. Но есть выход – сдачу, которую мама великодушно разрешила забрать, можно копить уже на свою покупку. Замечу: в комнате внука давно обосновались две керамические копилки, доверху набитые монетами общим весом килограмма три.

Следующий этап финансового образования у нас начался в первом классе. В школе внука проводят традиционные осенние ярмарки, где он продает печенье, которое накануне пек вместе с бабушкой. Вырученные на ярмарке деньги, конечно, сдаются в общий школьный фонд, однако внуку уже не приходится морочить голову марксовой формулой «товар-деньги-товар».

Одновременно он узнал, что бывают карманные деньги. И главное их отличие от прочих дензнаков вовсе не в том, что их действительно можно рассовать по карманам. И вручаются они не за хорошие оценки или в качестве поощрения за победу в каком-нибудь конкурсе или на соревнованиях. Согласитесь, деньги не должны заменять первые публичные награды вроде грамот, дипломов и медалей. Карманные нужны ребенку именно на самостоятельные траты, чтобы он учился решать, сколько, когда и что сможет купить. Такая вот очередная жизненная задача.

Главное – выделять деньги регулярно, чтобы ребенок начал представлять, что такое собственный бюджет. Сумма же, на мой взгляд, не очень важна, ведь в каждой семье ее определяют в зависимости от возможностей. Ну и желательно, конечно, приглядывать, как используются эти личные активы.

Тем более что замах у наших школьников – будь здоров! Например, согласно исследований компании TNS Россия, лишь за один год они сумели самостоятельно потратить на жвачку, колу, чипсы, компьютерные игры и прочую, со взрослой точки зрения, ерунду огромную сумму, сопоставимую с бюджетом целой области. И что характерно: почти половину таких покупателей составили школьники в возрасте 6 - 15 лет.

Так что карманные деньги – лишь один из этапов в долгом и непростом воспитании финансовой грамотности. А с ней у нас пока не очень. По данным Всемирного банка, Россия занимает лишь 10 место в соответствующем рейтинге 18 развитых стран. Оказывается, 17 процентов наших 15-летних школьников вообще не имеют базовых навыков управления финансами. Не знают, для чего существуют банки, что такое кредиты, зачем нужны дебетовые карты и многое другое…

Кстати, вскоре после обретения самоката я спросил у его счастливого обладателя: «А ты знаешь, что такое деньги?». И был ошарашен искренним ответом: «Нет». Похоже, финансовое образование внука на самотек пускать никак нельзя…

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или