Метод личного математика

пятница, 9 ноября, 11:23

Авторы текста: Евгений Аверин, Светлана Коцубинская

Наш корреспондент решил разобраться, помогают ли репетиторы улучшить успеваемость ребенка в школе и поступить в престижный вуз

Подошла к концу первая школьная четверть учебного года. Порадовали ли вас итоговые оценки своих детей? Если нет, то вы наверняка задумались о репетиторах – индивидуальных педагогах, которые должны по-максимуму помочь вашему чаду восполнить пробелы в знаниях.

Стоит или нет обращаться к их услугам, в чем плюсы и минусы таких занятий, какова их стоимость в Сахалинской области? Попытаемся взглянуть на тему с разных точек зрения – родителей, педагогов и, конечно, самих репетиторов.

Успевай учиться

По статистике 2017 года, к услугам репетитора обращались 24 процента российских школьников. В выпускных классах этот показатель вырастает до 72–80 процентов, то есть только один человек из пяти рассчитывает на свои силы. И это объяснимо. Многие выпускники нацелены на поступление в вузы крупнейших российских городов – Москвы и Санкт-Петербурга. Своим мнением о том, легко ли подготовить старшеклассника к поступлению в топовый вуз, поделилась Вероника Морозова, мама одиннадцатиклассницы Кристины из Южно-Сахалинска.

– Моя дочь хорошо учится, часто занимает призовые места на предметных олимпиадах, – рассказала она. – И я бы не нанимала репетиторов, если бы дочь захотела поступать в дальневосточный вуз. Но ее целью стал МГИМО. Поступить на бюджет туда можно, лишь набрав более 350 баллов, на коммерческую основу – 290–300 баллов. Конкурс – до 90 человек на место. Поэтому в этом году дочь ходит сразу к четырем репетиторам – по русскому, английскому языку, литературе и обществознанию. В семье приложили максимум усилий для того, чтобы найти самых лучших специалистов в Южном. Конечно, искали, основываясь на отзывах знакомых. Выяснилось, что попасть к хорошему репетитору непросто, существует очередь. Зато, по признанию выпускницы, эффект был заметным.

Дочь сказала после нескольких занятий: «Мама, я пошла к репетиторам не зря. Узнала столько, сколько не знала за все годы обучения!»

Будет инженером

Теперь почти все доходы семьи идут на обучение дочери. А рабочий день девушки настолько плотный, что обедать зачастую приходится в такси – по дороге с одного занятия на другое. В день в среднем два репетитора, после учебы и индивидуальных занятий – работа над школьным домашним заданием. Порой, признается мама, дочь засыпает над учебниками, но в пять утра подъем: надо доделать все уроки.

Напряжение, конечно, огромное. Мы оградили дочь от домашних хлопот, нет такого, что она пришла из школы и убралась, приготовила покушать. Времени не хватает, лучше сосредоточиться на чем-то одном. Всегда надо ставить высокую планку, и достижение мечты требует усилий. Но если дочь не поступит, мир не перевернется, мы ее на это настраиваем. Подадим заявления еще в четыре вуза, – рассуждает мама одиннадцатиклассницы.

Как правило, такие титанические усилия даром не проходят. Мама выпускника 2016 года Маргарита Рулева поделилась, что не жалеет о потраченных на репетитора деньгах. Ее сын окончил гимназию № 1 Южно-Сахалинска.

Мой сын всегда хорошо учился, но из-за напряженных отношений с учителем математики упустил этот предмет, – рассказала Маргарита.– Пришлось искать репетитора, ведь наследник мечтал поступить на инженерную специальность. Занимались два года, отзывы только положительные. В итоге мой ребенок очень хорошо сдал выпускные экзамены. Сейчас уже второй год учится в государственном университете аэрокосмического приборостроения в Санкт-Петербурге.

Обойдемся без столицы

Поступление в вуз – это решающий этап в жизни каждого человека. Учеба в престижном институте может стать хорошим стартом для карьеры в будущем. Но некоторые считают, что излишнее рвение здесь не нужно: можно быть успешным и без столичного обучения.

У нас в семье очень непопулярная для современного мира политика, – поделились родители девятиклассницы Ольги, учащейся гимназии № 3 Южно-Сахалинска. – Мы говорим дочери: чем хуже оценки в школе, тем ближе к дому будет институт. Репетиторов не нанимаем принципиально – все, что нужно для поступления, ребенок может усвоить в школе, из дополнительных источников самостоятельно. Хочет в Москву – пусть грызет гранит науки. Хочет погулять – и это тоже надо. Юность – самые прекрасные годы, не хочется, чтобы дочь вспоминала только зеленые круги перед глазами от зубрежки формул, правил и тестов. Мы учим ребенка главному – расставлять приоритеты, грамотно рассчитывать силы, уметь выбирать между двумя хочется. Уверены, что это в жизни пригодится больше, чем престижный диплом.

Кстати, к окончанию неполной средней школы далеко не все ученики знают, кем они хотят стать в будущем. К примеру, в классе Ольги таких ребят пока только трое.

Гуру в Интернете

9-й класс – этап первого серьезного испытания, после его окончания уже нужно определяться с будущей профессией. Оставшиеся два года будут посвящены подготовке к нужным экзаменам. Тенденция современного мира – не личный репетитор, а виртуальный.

– Мы используем онлайн-репетиторов через известный сайт, их сейчас много. Плюсы – не надо тратить время на дорогу, к тому же репетиторы с материка, где есть больший выбор специалистов, – поделилась мама гимназиста Наталья Иванникова. – Минусы – нет контакта глаза в глаза, можно подсмотреть ответ в Интернете или учебнике. Мое личное мнение – репетитор хорош, когда он может заинтересовать, правильно объяснить и проконтролировать выполнение задания.

Однако и с дистанционным обучением не все так просто. Об этом рассказала южносахалинка Наталья Касьянова, мама 15-летнего Евгения:

– Мы занимались математикой дистанционно два года. Женя говорил, что ему все понятно, материал доступный, к тому же ехать никуда не надо. В общем, был очень доволен, пока я случайно не увидела, что во время занятий он общается с друзьями в соцсетях. После этого мы закончили дистанционное обучение.

Действительно, выбрать репетитора – задача не из легких. Сарафанное радио, как правило, здесь работает лучше всего. Елена Кованцева, прежде чем отправить к специалисту дочь, решила посетить по одному занятию у нескольких преподавателей.

– Одна говорила невнятно, глотала слова, другая перескакивала с темы на тему, – рассказала она. – Третья устроила полностью. По опыту скажу, что раз в год отправляю дочь на тестирование в независимую учебную компанию (учебные центры), чтобы проверить знания по предметам, которые будем доучивать с репетитором. Пока результатами довольны, поэтому продолжаем заниматься с прежними репетиторами. А в целом результаты ОГЭ покажут, правильно ли мы подошли к этому вопросу.

Уравнения с папой

Сегодня репетиторы для старшеклассников уже кажутся привычным делом. Но все больше растет запрос и от родителей учеников «началки». По статистике, в младшем школьном звене наиболее востребованы учителя иностранного языка. У многих родителей знаний в этой области недостаточно. Здесь тоже есть свои сложности, рассказала учитель английского языка, репетитор Юлия Солнцева.

– Я работаю в этой сфере уже около 10 лет. Проблема всегда одна: у малышей совсем нет мотивации. Это потом, к 5–7-му классу ребята поймут, зачем им это надо. А во 2–3-х классах они вообще не осознают, что делают в школе. Получается ситуация: родители и педагоги предпринимают осознанные усилия, а ребенка в эту цепь не включают. Я считаю, прежде всего мамам и папам надо поработать со своими детками – объяснить, настроить. Но многие родители даже не тратят усилия на закрепление материала. В общем, без помощи взрослых в этой ситуации не справиться, если хотите получить хороший результат, – пояснила свою позицию репетитор.

Психологи же видят в репетиторстве и другие нюансы, которые могут сыграть как в плюс, так и в минус. Специалист по работе с детьми, южно-сахалинский психолог Елена Ивашкина подчеркивает, что важно учитывать желания ребенка.

– Иногда трудно разобраться, где заканчиваются возможности школьника и начинаются амбиции родителей. Нужно понимать: на силе воле мамы ученик некоторое время может достигать высоких результатов. Но сбой все равно произойдет, если его реальные интересы лежат в другой сфере. Кроме того, психика подростка нестабильна, огромная нагрузка может сломать ее, спровоцировать непредсказуемый, негативный результат. Иногда школьнику нужна мамина поддержка, а не пятерка. Не бойтесь сесть рядом с ним за учебники, не бойтесь показаться в чем-то глупыми.

Возможно, именно это ваш ребенок и будет вспоминать с теплотой, когда вас не будет рядом.

Взгляд из учительской 

Иногда родители нанимают репетиторов потому, что у них нет времени проверять уроки у ребенка и контролировать его успеваемость

О том, помогают ли школьникам занятия «на стороне», мы поговорили с двумя педагогами из Южно-Сахалинска. Своим мнением поделились учитель истории и обществознания Алексей Саньков и завуч школы Ирина Самаринцева.

– Сейчас во многих школах есть так называемые элективы – бесплатная подготовка школьников к экзаменам. В принципе, при хорошей успеваемости ребенку достаточно полученных в школе знаний, – пояснил свою позицию Саньков. – Но есть и такие ученики, которым требуется индивидуальный подход. Так легче устранить пробелы в знаниях, обратить внимание на сложные именно для него задания. Поэтому репетиторство, конечно, имеет право на жизнь.

Безусловно, в таком режиме получать знания кому-то легче. Занятия проходят в комфортной обстановке: как правило, репетитор приходит на дом, школьник не стесняется задавать вопросы, переспрашивать, если он что-то не понял. Курс проходит в индивидуальном темпе.

– Многое здесь зависит от родителей, это самые прямые наставники, – продолжил Алексей Александрович. – Неважно, сколько отнимает работа, ребенку необходимо уделять достаточное количество времени. Особенно если перед ним ставят серьезные задачи. Встречаются мамы и папы, которые чересчур обеспокоены успеваемостью ребенка. Я видел примеры, когда школьник просто перезагружен – спортивная секция, школа, несколько репетиторов. Он живет на разрыв. Если это подростковый возраст – 7–8-й классы – ученик может просто не выдержать, начнутся эмоционально-личностные проблемы.

С таким мнением отчасти согласна и Ирина Петровна Самаринцева. Она уверена, что репетиторство – это замена родительского контроля.

– Индивидуально можно объяснить все, – считает она. – Но если ребенок не прилагает усилий к учебе, никакой репетитор не поможет. Учить, безусловно, можно и без репетиторства. Но тогда нужна помощь родителей. А занятым мамам и папам проще заплатить деньги, чем включиться в эту ответственную работу. Если ребенок мотивирован, педагог может только показать, подсказать, объяснить. В моей практике встречались дети, которые после занятий с репетиторами набирали на экзамене 45–50 баллов. А те, кто занимался самостоятельно, выдавали результат в 70 баллов. Отчего это зависит? От мотивации ребенка и помощи родителей. Научите ребенка учиться!

Есть мнение

Как вы относитесь к репетиторству – этот вопрос наш корреспондент задал южносахалинцам

Мария Тихоньких, начальник архивного отдела администрации Южно-Сахалинска:

– Считаю репетиторство неплохой помощью родителям, когда у детей есть проблемы с усвоением учебного материала. Репетитор в силах помочь развить способности ребенка, ведь на уроках не всегда хватает времени уделить внимание каждому. А в репетиторстве важен индивидуальный подход. Конечно, среди учителей достаточно талантливых и творческих людей, которые доносят до школьников предмет в полном объеме и стараются интересно подать материал.

Но, к сожалению, в целом сегодня уровень знаний, предлагаемый в школах, не всегда устраивает родителей и самих учеников. Бывает, что ребенок не может понять учебный материал или педагог объясняет непонятно. Поскольку систему образования совершенной назвать нельзя, то для многих репетитор – самый простой способ лучше освоить школьную программу.

Валерий Ефанов, профессор СахГУ, доктор биологических наук, академик Российской академии естествознания:

– Потребность в репетиторах была и будет. Другое дело, на каком уровне репетиторство находится и какие цели преследует.

В наше время репетиторство направлено не на расширение и углубление знаний. Оно предполагает «натаскивание» на сдачу ЕГЭ: ребенок должен набрать хорошие баллы и поступить в вуз. Считаю, при этом не достигнута основная цель – получение глубоких и системных знаний. Из-за их отсутствия «натасканные» дети весьма часто, поступив в университет, не успевают в учебе, и их отчисляют.

Михаил Бизяев, менеджер проектов развития Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований ДВО РАН:

– К репетиторству отношусь положительно, считаю, это полезная форма дополнительного обучения. К тому же есть интернет-репетиторы, образовательные порталы. Проблема только в стоимости услуг и в соответствии цены качеству.

Когда наша дочка ходила в детский сад, мы ее направили в специальную школу, где малышей учат иностранному языку. Там был очень интересный способ обучения, ей все нравилось, и дочь с удовольствием прозанималась 1,5 года. Ходила бы и дальше, но мы уже не тянули оплату, поскольку в семье родился третий ребенок.

Для сравнения: средний сын посещал занятия английского языка в детском садике, обучение там стоило дешевле, чем у его сестры, но результат никакой.

Сейчас дочь занимается с репетитором математикой, это подруга моей жены. Она берет символическую плату, а результат очень хороший – пятерка за четверть по этому предмету.

Так что каждый здесь ищет наиболее удобный вариант.

Один из распространенных мифов гласит: репетитора нельзя менять. Однако занятия даже с самым лучшим репетитором однажды могут потерять свою эффективность. Не исключено, что, достигнув отличных результатов в первый год, ребенок постепенно потеряет интерес к предмету или к преподавателю. Это не катастрофа. Вероятно, что и вины репетитора в этом нет. Случается, что подростки устают от общения с одним и тем же человеком или просто переходят в другую возрастную категорию, где прежние методы и приемы не работают.

В этом случае стоит задуматься о замене учителя. Или же о том, что ребенку он больше или пока не нужен.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или