Островитянам скомандовали: «От винта!»

четверг, 15 ноября, 16:22

Эксклюзивный материал

Автор текста: Игорь Снегин

Этой осенью завершилась эпоха Аэрофлота для Сахалина

Он был в моей жизни, кажется, с рождения. Даже крохотный колымский аэропорт Сусуман, ближайший к моему детству, принимал небольшие аэрофлотские Ил-14 с поршневыми двигателями, курсировавшие между райцентром и Магаданом, откуда начинались дороги в большой мир. Оттуда отправлялись отдыхать или учиться «на материк», а я только успевал запоминать марки новых воздушных лайнеров, производившихся в большой стране. Их в моём детстве было много: Ту-104, Ан-10, Ил-18, Ту-114.

Рейсы в столицу – с двумя-тремя пересадками. А всё равно память сохранила юношеское ощущение праздника, начиная с раздачи перед взлётом леденцов «Полёт», тоже оставшихся в прошлом, как и эти крылатые машины.

Потом на маршрутах объявились фантастические красавцы Ил-96, первые отечественные аэробусы. Их серийно выпускали в первые годы уже после развала СССР – такой был мощный потенциал гражданского авиастроения, что ломать его пришлось все 90-е. В то время я уже жил в островной столице, поэтому помню и утомительно-вынужденные ожидания – пересадки в Хабаровском аэропорту. Поэтому первые регулярные беспосадочные рейсы из Южно-Сахалинска в Москву (как и обратно), были праздником.

Все полёты – и давние, и не очень – Аэрофлота. Других крылатых компаний просто не существовало. И ненавязчивый сервис казался нормой, как трудяга – плацкартный вагон на железной дороге. Потому появление на островной линии молодой амбициозной компании «Трансаэро» с сияющими улыбками бортпроводников, был прорывом в будущее. Неизбалованных сахалинцев и курильчан там много дивило и радовало. Начиная с киноящика под потолком и наушников. И простецкого, но досель невиданного набора из одноразовых тапок и носков, маски для сна и зубной щётки с крохотным тюбиком. Поначалу это чудо перепадало и эконом-классу. В ушах и сегодня звучит припев из хора Турецкого: «Трансаэро», «Трансаэро»!

Взлетают в небо лайнеры,

Оставив позади аэропорт.

Возьми себе за правило

Летать всегда «Трансаэро»,

Ведь это безопасность и комфорт!»

Для своего времени это действительно был прорыв. Тогда, на волне всеобщей эйфории, поначалу даже разрешали курить (!) в полёте...

Кто ж знал, что через 24 года авиакомпания лопнет (или её обанкротят). А заметно состарившийся авиапарк перекрасят и передадут в отстойную дочернюю структуру Аэрофлота, которой последний и передаст обслуживание островитян. Тем самым сахалинцам, главным спонсорам Дальнего Востока, понизят класс обслуживания под неким надуманным предлогом. При этом властям Хабаровска, Приморья, удалось отстоять новые самолёты Аэрофлота. Равно как и другим соседям по периметру восточных российских  окраин: Петропавловску-Камчатскому, Магадану.

Первыми впечатлениями от полётов бортами «России» уже переполнены соцсети, и они далеко не всегда восторженные. Сошлюсь на два своих эксклюзива: будущий пилот Иван Панкратьев возвращался в Южно-Сахалинск уже «Россией».

– Был неприятно удивлён преклонным возрастом небесного трудяги, – рассказывает он. – Отсюда и дребезжание некоторых полок, отстойные санузлы из прошлого века. И питание не дотягивает до аэрофлотского уровня. А больше всего огорчили старые неудобные кресла, в которых предстояло провести целых девять часов! И отсутствие в них мониторов для просмотра фильмов.

А вот у бывшей сахалинки Татьяны, возвращавшейся от родни и подруг к мужу в Калининград, напротив, претензий нет.

– Погода не позволила лайнеру приземлиться в Москве – нас отправили на запасной аэродром в Пулково. Мне всё понравилось, – делится она. – Особенно поразило, что разместили на ночь в хорошей гостинице, предложив бесплатный ужин и утром – завтрак в тамошнем же ресторане. Замечаний нет. Хотя парк лайнеров у Аэрофлота заметно новей и сервис получше, но в целом признательна «России», особенно за нечаянный подарок – Санкт-Петербург...

Мне, тем не менее, хочется верить, что рано или поздно самолёты Аэрофлота вернутся на Сахалин. Конечно, лучше бы это случилось ещё при нашей жизни. Тем паче, что Совет директоров «Аэрофлота» принял амбициозную стратегию развития до 2023 года, когда авиакомпания отметит вековой юбилей. Основная проблема – это нехватка опытных пилотов, командиров воздушных судов (КВС). По оценкам Минтранса РФ, ежегодно отрасли требуется пополнение из более 1000 лётчиков. А где их брать? На каждый самолет нужно порядка пяти экипажей. К тому же внутренний авиарынок закрыт для иностранных конкурентов. И здесь невольно вспоминаю другую знакомую Татьяну, миллионершу: она как-то хвасталась: предпочитает летать в Москву... через Сеул!

Большинство островитян, конечно, не миллионеры, поэтому надежда – на улучшение сервиса «России» и головной Аэрофлот. К слову, он уже поставил задачу перевезти 100 миллионов пассажиров к 2023 году.

Мы, островитяне с далёких островов, особенно чувствительны к авиаперевозкам. Наверное, никого не греет перспектива однажды вообще стать невыездным. Так, погуглив, узнаю: до 2030 года российским авиакомпаниям необходимо по 1700 новых пилотов в год. Однако российские учебные заведения выпускают менее половины – около 750 пилотов ежегодно. В первом полугодии 2018 года план по приему выпускников летных учебных заведений выполнен только на 70%.

По данным  отраслевого издания «Авиатранспортное обозрение», в ключевом Ульяновском летном училище и его филиалах курсанты получают дипломы через четыре года (вместо 2,5 лет по программе). А всё из-за невозможности своевременно провести летную практику. К примеру, в текущем году из 230 курсантов «выпустили в небо» только 70...

Государство зачем-то прикрыло и лётные школы. Позабыли-позабросили эту практику и областные клубы ДОСААФ. А гражданских пилотов, помимо Ульяновска, сегодня готовит лишь ещё одно учебное заведение – Питерский университет гражданской авиации.

Помимо нехватки молодых пилотов, тревожит и массовый исход из российских авиакомпаний командиров воздушных судов и инструкторов. И это уже настоящая проблема. Об утечке кадров из российского летного состава наконец заговорили официально. Аэрофлот сообщает: за последнее время из компании уволились 20 пилотов. Минувшим летом гендиректор перевозчика Виталий Савельев сообщил: дочернюю  «Россию», «прикомандированную» нынче к Сахалину, покинули 120 пилотов.

А за последние 2,5 года на работу за границу перешли более 300 КВС и инструкторов! Ещё 400 человек - «в процессе» поиска лучшей доли. Большинство находит работу в Китае, других странах Юго-Восточной Азии. И этот процесс набирает обороты!

Всё дело – в заработке: иностранцы платят нашим заметно больше...

К примеру, профсоюз Шереметьево информирует, что КВС в авиакомпаниях восточной Европы зарабатывает от 4 до 7,5 тыс. долларов в месяц, а в США в среднем более 14 тыс. долларов. В Китае квалифицированным пилотам вообще платят от 17 до 25 тыс. долларов в месяц. Агентство «Авиаперсонал» дополняет: уровень дохода (общие выплаты, включая различные бонусы) КВС в Поднебесной может доходить до 26-30 тыс. долларов в месяц.

А по данным того же Шереметьевского профсоюза летного состава, в компании «Россия», дочерней структуре Аэрофлота, командир воздушного судна получает в месяц 120 тыс. рублей (примерно 2 тыс. долларов), что примерно в 15 раз меньше, чем в КНР. А в самом Аэрофлоте – 400 тысяч (6,5 тыс. долларов). Правда, Аэрофлот утверждает, что командир воздушного судна получает у них порядка 470 тыс. рублей (7858). Но это всё равно существенно меньше, чем за кордоном.

Тот же Аэрофлот теперь предлагает и бонус тому, кто приведет опытного КВС. Компания также ввела и единовременные выплаты при трудоустройстве. Поступающему на работу командиру выплачивают 650 тысяч рублей, второму пилоту – 350 тысяч. За эти деньги работник должен подписать обязательства, что отработает в Аэрофлоте не менее двух лет.

Аэрофлот объявил и о введении системы ежеквартальных бонусов за добросовестную, продолжительную и безупречную работу. С 1 октября пилотам со стажем от года до трех лет раз в четыре месяца полагаются премии. Но эти выплаты – только командно-летному составу, КВС и летчикам-инструкторам.

Как удержать в РФ пилотов? Вот Росавиация делает упор на запрет: отказывается предоставлять иностранным авиакомпаниям информацию о лицензиях, выданных пилотам, ссылаясь на закон о неразглашении конфиденциальных сведений. А без лицензии сторонняя компания не может принять пилота на работу. Однако наши умельцы и эту преграду научились преодолевать.

Ведь сведения о российских пилотах хранятся в официальной базе данных в Ирландии и на Бермудских островах, где и зарегистрированы теперь многие российские авиалайнеры! И там вполне могут подтвердить наличие лицензии (так называемую валидацию) по соответствующему запросу любой из стран. В нечужой теперь сахалинцам авиакомпания «Россия» даже озвучивали планы «подготовить письмо авиационным властям Бермудских островов с просьбой не подтверждать валидацию пилотских свидетельств российских пилотов»...

Не от хорошей жизни правительство РФ одобрило законопроект Минтранса, разрешающий нашим авиакомпаниям брать на работу иностранных пилотов. В Аэрофлоте уже работают 20 иноземцев, в основном чехи из проблемной своей компании CSA, а планировали привлечь 200. Но это, как видим, отнюдь не решает проблемы нехватки кадров.

Да, Аэрофлот (и его дочки, включая и нашу «Аврору») набирает пилотов из Минобороны (МО). Компания готова переучивать военлётов для гражданских судов: Airbus, Boeing и Sukhoi SuperJet. Но за последние 10 лет из ВС РФ перешли на гражданку лишь 200 пилотов, хотя зарплата у гражданских заметно выше (зато у «погонников» есть ранняя повышенная пенсия, военная ипотека). Тем не менее, и в МО, похоже, проблемы с ценными кадрами: многие лётные училища, оставшиеся от СССР, закрылись. Осталось только одно, на мой взгляд, не самое легендарное, – Краснодарское.

Комментарии (3)

Или

Анонимно

2018-11-18 00:05:04

Два раза прочитала-ничего не поняла. Игорь Снегин- Вы так отфотошопились, что стали похожи на журналиста Кульбакова. Вот когда Вы были Кульбаковым, писали внятно и понятно. Может, потому что тогда у Вас редактор был другой?

Анонимно

2018-11-16 22:59:05

Автор малость запутался с Ил 96 и заблуждение. Он пишет что когда летал Ил 96 то быда пересадка в Хабаровсе.
Так было в 80 е годы , когда летал Ил 62. Он делал посадку в Хабаровске.
А Ил 96 летал с конца 90 х и посадок не делал.

Анонимно

2018-11-15 23:29:06

Странная статья, из пустого в порожнее?ни о чем! И какой выход - непонятно

Топ новостей