Эксперты: Независимые АЗС провоцируют рост цен на топливо

16 ноября 2018, 19:26Общество
Фото:

Повышение цен на бензин и дизтопливо в последнее время не сходит с уст автовладельцев – то тут, то там появляются фотографии с АЗС и возмущениями: опять подорожал на 50 копеек, на 1 рубль, 3 рубля… Водители горько шутят, что цены на них и дальше будут расти, как бы не складывалась ситуация на рынке нефтепродуктов. Например, баррель нефти подешевел, но ценник на АЗС гуманнее не стал от этого. В таком раскладе жители страны винят многих, главные «злодеи» в этом деле – российское правительство (не может все отрегулировать как надо) и крупные бизнес-игроки (производители-продавцы бензина). Но все-таки основной виновник «торжества» почему-то остается за кадром. Кому на самом деле могут быть выгодны игры с бензином – в нашем материале.

Некоторые автовладельцы в какой-то момент психуют и решают отказаться от топлива, которое продают на сетевых АЗС. Во-первых, они уверены, что сэкономят на этом сотню-другую, а во-вторых, что не отдают свои кровные «зажравшимся олигархам».

Как показывает практика, больше всего выгоды от высоких цен на нефтепродукты как раз и получают владельцы независимых автозаправок. Именно им в первую очередь надо, чтобы топливо дорожало. При этом из-за слабого контроля со стороны проверяющих могут себе позволить продавать на своих АЗС суррогат под видом качественного топлива.

На самом деле, от стоимости барреля нефти цена на бензин почти не зависит. Ее формируют, в основном, государственные акцизы и налоги. Так, более 38 процентов в цене бензина марки АИ-92 составляет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), свыше 19 процентов – акцизы, 16 с лишним процентов – налог на добавленную стоимость и прочие сборы. Итого – примерно за три четверти литра  покупатель платит государству, а не бизнесменам, которые его продают на заправках.

И если топливо на АЗС, которые принадлежат вертикально интегрированным компаниям (ВИНК), попадают туда напрямую с собственных складов и заводов, то независимые заправщики, работающие легально, покупают его на биржах у тех же ВИНК.

После стремительного подорожания топлива в мае этого года заставило сделать на бирже фиксированные цены нефтеперерабатывающих заводов. Однако рост продолжился. За счет кого, если участь, что крупные компании контролирует ФАС, и они не могут внезапно задрать ценник?

По словам гендиректора компании «ИнфоТЭК-Терминал», это дело рук крупных оптовиков – «спекулянтов», по словам правительства. В кабмине уже предложили запретить им принимать участие в торгах на бирже.

Руководитель Центра политического информации Алексей Мухин рассказал, что крупный брокер «Солид» покупает на торговой площадке примерно 30 процентов топлива, а затем перепродает его на своих условиях.

 «Это не запрещено, но это и есть спекулятивные операции, которые формируют ценовой фон в стране», – отметил он.

Недобросовестные покупатели пользуются тем, что на бирже непрозрачная структура, которая позволяет не раскрывать сведения о сделке. Там они спокойно могут заключать договоры, которые удлиняют список посредников и в конечном итоге существенно увеличивают стоимость топлива для конечного покупателя – автовладельца.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что такие компании и независимые автозаправочные станции, которые перекупают у них бензин, являются катализатором роста ценника на нефтепродукты в России.

«Независимые сети, действительно, провозглашают, что у них 60 процентов, на самом деле это не больше 30 процентов. А 70 процентов – у вертикально интегрированных компаний. Но эти 30 % как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство», - сообщил он недавно в интервью радио «Коммерсантъ ФМ».

ВИНК, которые финансируют социальные проекты, платят налоги, вкладываются в разведку, добычу и переработку, постоянно сталкиваются с сомнительной ценовой политикой и конкуренцией со стороны спекулянтов и независимых АЗС. При этом у последних, как правило, и ответственности, и социальной нагрузки меньше. 

Мухин добавил, что на ценообразование оказывают влияние и посредники. Вот, например, в Приморье сложилась парадоксальная ситуация. Здесь крупным игроком выступает акционер АЗС «Октант» и член НКО «Приморский топливный союз» Владимир Чирсков.

«В результате такого интересного совмещения должностей этот регионал легко может аккумулировать достаточное количество недовольных в формате союза и направить это недовольство в своих собственных интересах», – подчеркнул Мухин.

С «Приморским топливным союзом», по некоторым данным, тесно связан учредитель компании «УссурНефтеПродукт» Юрий Чубко. Это предприятие, в свою очередь, управляет достаточно крупной сетью «независимых» АЗС. Между тем в регионе ходят слухи об интересном прошлом топ-менеджмента «УссурНефтеПродукта».

«Когда такие игроки топливного рынка через «Независимый топливный союз», президентом которого является Павел Баженов, обращаются к президенту РФ с ультиматумом: «Замотаем шланги и устроим всероссийскую забастовку!», надо очень внимательно смотреть, чего же требуют эти господа», – считает Мухин.

Однако, судя по всему, правила игры они предлагают простые: не кошмарьте с проверками, налогами и дайте бесконтрольно повышать цены для автомобилистов.

Некоторые из таких предпринимателей в прошлом или настоящем вхожи в криминальные круги, для которых автозаправки и связанная с ними деятельность – один из главных источников дохода. По словам Мухина, частники в Приморье закупают в несколько раз больше топлива, чем способны продать.

«Когда закупаемые объемы настолько превышают потребности – это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами, тесно связанными, к тому же, с местными властями», – считает он.

 «У нее формально с десяток заправок, и владелец сети на всех углах кричит о том, что вертикально интегрированные компании душат частный бизнес и так далее, а на самом деле именно он формирует ценообразование в регионе. А объяснить ситуацию можно только одним – коррупция», - высказал свое мнение о приморском «Октане» Сечин.

Руками чиновников владельцы частных АЗС предпринимают попытки лоббировать снижение оптовых цен, производство низкооктанового АИ-80, который ВИНКи давно не продают и не производят. Для чего «независимым» нужен такой бензин? Под видом его удобно «толкать» свой суррогат.  Мелкая партия качественного бензина с сертификатом позволит обеспечить прикрытие для большого производства «липового» топлива на левых заводах.  У господина Чубко, про которого говорилось выше, в Приморье такой завод есть - «Голубая звезда».

Продажа неучтенного бензина, фальсификата, некачественного топлива – вот небольшой список того, что помогает независимым выставлять на продукт низкую цену. Эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей говорят, что объем топливного контрафакта и суррогата на российском рынке достиг 60 процентов.

Росстандарт дает другие цифры, более оптимистичные. По его данным, доля суррогатных нефтепродуктов на отечественном рынке с 2009 года к сегодняшнему дню сократилась с 28 до 11 процентов. На каждой восьмой АЗС в стране Росстандарт находит «левый» бензин.

По неофициальной оценке Министерства энергетики РФ, контрафактных нефтепродуктов в стране примерно 30 процентов. В Российском союзе промышленников и предпринимателей говорят, что в рознице больше всего нарушений – у небольших местных сетей, а также у переоборудованных под передвижные автозаправки бензовозов.  Самое популярное нарушение у мелких оптовиков и розничных продавцов – фальсифицированный товар: вместо нужного вам топлива впихивают более дешевое или некачественное.

Что в итоге? Независимые АЗС не подчиняются антимонопольной службе, перепродают топливо, купленное по бросовым ценам у ВИНК, торгуют низкопробным бензином ради большей выгоды.  ВИНКи, готовые временами работать в минус, пытаются уравнять правила игры на розничном рынке и предлагают различные взаимовыгодные варианты.  

Среди предложений «Роснефти» – перенос акцизов с нефтеперерабатывающих заводов на автозаправочные станции. Налог от них предполагается отдавать в региональные бюджеты.  Кроме того, госкомпания считает необходимым создать систему идентификации производителя топлива, а также ввести плавающие ставки акциза, которые будут зависеть от котировок на нефть. По мнению эксперта Мухина, это поможет существенно ослабить негативное влияние мировых цен на внутренние, а рынок станет более прозрачным.

В числе озвученных предложений также равномерное распределение нагрузки по обеспечению внутреннего рынка на добывающие компании. Каждая из них могла бы отдавать на переработку не менее 17,5 процентов своего сырья. Такое решение было бы идеальным и позволило бы избежать дефицита: при объемах добычи в 520 млн тонн нефти в год, Россия потребляет 90 млн, что и составляет 17,5 процентов.  

Вместо реализации разумных предложений региональные участники рынка начинают шантажировать власти, а также коллег из ВИНК забастовками и прочими шумными выходками.  

Для своих «контр-условий» они, в основном, выбирают площадки, где сегодня идут непростые и чувствительные для федерального центра предвыборные истории.

«Было бы странно, если бы федеральная и региональные власти сейчас пошли на поводу у шантажистов, которые опосредованно настаивают именно на повышении цен для конечного потребителя», – заключил Мухин.

Авторы:Любовь Кондрашова