В сетях большого зла: почему сахалинские дети поддаются плохому влиянию

четверг, 29 ноября 2018, 12:39

Авторы: Вадим Горбунов, Светлана Коцубинская, Евгений Аверин

Череда ЧП в школах и колледжах заставляет как минимум задаться вопросами – что происходит и как противостоять этой волне агрессии?

«Притон» и «Быт»

Данной проблеме специально посвятили заседание постоянного комитета по спорту, туризму и молодежной политике областной Думы.

Предварительно от муниципальных образований были собраны и проанализированы данные о работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. А на самом заседании с обстоятельными докладами выступили председатель областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве области Елена Плохова, уполномоченный при губернаторе по правам ребенка Любовь Устиновская, и. о. начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних УМВД России по Сахалинской области Ксения Артамонова.

Выяснилось, что соответствующая работа у нас налажена, и налажена неплохо. Имеются даже специальные учреждения для работы с трудными подростками. Среди них, например, 11 социально-реабилитационных центров, спецшкола закрытого типа, две организации для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья или девиантным поведением, а при УМВД России по Сахалинской области работает центр временного содержания малолетних правонарушителей.

И нормативная база у нас, по словам Елены Плоховой, создана качественная, что позволяет успешно осуществлять межведомственное взаимодействие, а к работе с несовершеннолетними привлечены очень многие структуры.

В частности, полиция за 10 месяцев текущего года провела более 10 специализированных оперативно-профилактических операций, в том числе «Притон», «Алкоголь», «Быт», «Сообщи, где торгуют смертью», «Розыск». В ходе 2254 рейдов выявлено 3942 административных правонарушения, к административной ответственности привлечен 161 подросток. Поставлено на контроль 25 групп «антиобщественной направленности», в которые входило 64 человека. 30 из них удалось наставить на правильный путь, и они были сняты с учета.

Вообще, за всеми общеобразовательными учреждениями закреплены сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, участковые уполномоченные и сотрудники уголовного розыска.

В результате количество совершенных несовершеннолетними преступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 21,4 процента – с 243 до 191, – сообщила Ксения Артамонова.

Наиболее заметное снижение подростковой преступности – на 44 процента – отмечено в Холмском городском округе. Специалисты связывают это с тем, что здесь применялась методика непрерывного индивидуального сопровождения подростков, совершивших преступления и проступки.

Безнадзорные дети

Анализ показывает, что основные причины совершения несовершеннолетними повторных преступлений – неблагоприятный микроклимат в семье, ослабление контроля со стороны родителей либо его полное отсутствие, а также индивидуальные особенности подростков, выражающиеся в устойчивом противоправном поведении. К ним нужен особый подход, но он зачастую очень формален.

В связи с этим особое внимание уделяется именно неблагополучным семьям. В частности, по итогам рейдов в комиссии по делам несовершеннолетних поступило 2274 административных протокола на родителей, уклоняющихся от обязанностей по содержанию и воспитанию детей. При этом было выявлено 253 безнадзорных ребенка, в том числе 30 – дошкольного возраста.

Полицией в органы и учреждения системы профилактики за 9 месяцев направлено 300 материалов в отношении родителей или законных представителей детей, в том числе 53 – о лишении родительских прав. 13 из них были удовлетворены. Обнаружено, что 117 несовершеннолетних находились в социально опасном положении. Они были переведены в соответствующие социальные учреждения.

Словом, трудным подросткам и оказавшимся в социально опасной ситуации детям уделяется особое внимание. Их вовлекают в кружки и секции, отправляют в лагеря отдыха, оказывают содействие в трудо-
устройстве. А в Томаринском городском округе решили пойти по пути наставничества, то есть закрепления за трудным подростком взрослого волонтера из числа уважаемых людей. И здесь уже работают 14 шеф-наставников.

Перевернутое мировоззрение

Однако, по мнению депутата Натальи Ждакаевой, речь должна идти не только о трудных в криминальном плане подростках, а о детской агрессии в принципе, которая присутствует и в «самых почтенных школах». С ней полностью согласна и депутат Татьяна Пак, заметившая, что в зоне пристального внимания должны быть все дети без исключения, а не только неблагополучные семьи.

Впрочем, это никто и не оспаривал. Деструктивные субкультуры, начиная с криминального Арестантско-уркаганского единства (АУЕ) до пресловутых «Синих китов», охватывают все более широкий круг подростков, в том числе и из семей вполне благополучных.

Но, как отметила Любовь Устиновская, качество отношений детей с родителями и другими родственниками крайне сложно поддается измерению, поскольку они, как правило, скрыты от посторонних наблюдателей.

Ситуация осложняется еще и тем, что все чаше подростки с головой уходят в социальные сети, где, как сказала Елена Плохова, ссылаясь на антикризисного психолога Михаила Хасьминского, как раз в эти дни читавшего в Южно-Сахалинске курс лекций, у них формируется «перевернутое мировоззрение». Все больше становится детей, которые находят себя не в семье, не в школе, не в социуме, а только в виртуальном мире, где с их душами работают серьезные «профессионалы зла».

В связи с этим она считает, что комиссиям по делам несовершеннолетних необходимо выходить на принципиально новый уровень своей работы, и этому вопросу будет посвящено одно из февральских заседаний областной комиссии.

Кстати, в определенной степени работа по профилактике интернет-воздействия на умы подростков уже началась. В частности, в октябре под эгидой областного министерства спорта, туризма и молодежной политики состоялся региональный образовательный форум «Противодействие негативным тенденциям в образовательной сфере и молодежной среде». Среди рассмотренных тем – «Причины, мотивы, условия, смысловые схемы вовлечения в радикальные группировки», «Социальные сети и деструктивный контент», «Возможности диагностики деструктивного информационно-психологического воздействия методами Web mining» и многое другое.

А пока основная профилактика ЧП заключается в ежедневном осмотре зданий, территорий и неиспользуемых помещений (щитовая, чердак, тепловой узел и т. д.) учреждений на предмет обнаружения подозрительных предметов, усилении контрольно-пропускного режима и прочих мероприятиях антитеррористической направленности.

Бомба в школьном портфеле

Как заметить склонность ребенка к агрессии и предотвратить фатальные последствия

О причинах возникновения деструктивного поведения у школьников нам рассказала начальник отдела психологической консультации, коррекции и реабилитации Центра психологической помощи семье и детям в Южно-Сахалинске Татьяна Александровна Колпачева. Она отметила, что специалисты сегодня выделяют две причины. Первая – негармоничные взаимоотношения с родителями, вторая – неадаптированность ребенка в среде сверстников.

Если в школе его не принимают и нет другой среды, где он успешен, то возникает дисгармония. Ребенок пытается понять причины такого поведения сверстников, причины собственной «нехорошести». В какой-то момент это приводит к тому, что начинает нарастать внутренняя агрессия. И, в зависимости от характера ребенка, она может быть направлена либо на себя, либо вовне – на других людей, животных, предметы.

Последние страшные уроки – случаи стрельбы в школе – этому подтверждением. Конечно, случается, что проблемы связаны с наличием какой-то психопатологии, но это происходит редко. Гораздо чаще именно эти причины – взаимоотношения с родителями и сверстниками – приводят к деструктивному поведению.

Психолог рассказал, что в сахалинский Центр помощи семье и детям также поступали обращения по поводу угроз учащихся принести в школу оружие. В таких случаях действовать нужно немедленно.

Мы готовы работать с детьми, школьными педагогами, родителями. Но здесь нужно подключать и социальные службы. Нужно понять, что происходит у ребенка дома. Ведь зачастую бывает, что семья внешне выглядит вполне благополучной, но взаимоотношения между ее членами не всегда соответствуют этому облику.

Иногда агрессивные школьники склонны направлять свою энергию на какого-то определенного ребенка в коллективе – не лидера, с низкой самооценкой. К травле, или, как говорят психологи, буллингу, могут присоединяться и другие одноклассники. Специалисты говорят, что агрессоры, как правило, тоже неуверенные в себе дети. Они либо видели примеры такой агрессии у себя дома, либо сами когда-то пострадали от травли и теперь просто пытаются защититься.

Самым опасным возрастом для деструктивного поведения психологи называют период с 13 до 16 лет, хотя бывают исключения. Случается, что и в 11 лет ребенок проявляет повышенную агрессивность, которая может привести к фатальным последствиям. К сожалению, заметить склонность к этому иногда бывает сложно. Однако несколько признаков все же должны насторожить родителей и педагогов.

Как правило, это резкая смена настроения, поведения. Например, ранее ребенок был закрытым, а теперь стал громко о чем-то заявлять. Или, наоборот, ученик был активным и открытым, но неожиданно замкнулся в себе. В последнем варианте это может привести к возникновению угрозы суицида, – пояснила Колпачева.

Ну а вообще накопление агрессии отследить очень сложно, пояснила она. Ведь недаром многие педагоги именно так и говорят: «Мы не могли и предположить, что произойдет нечто подобное».

Поэтому в борьбе с деструктивными проявлениями должны объединиться все – родители, педагоги, психологи. Чтобы не довести до края ребенка, попавшего в изоляцию, нужно помочь ему заявить о себе – презентовать собственные умения, таланты, чтобы сверстники смогли разглядеть в нем интересную личность.

 

Есть мнение

Как уберечь детей от негативного влияния улицы, вала вредной информации, а также людей с дурными наклонностями? Этот вопрос наш корреспондент задал жителям Южно-Сахалинска

Александра Хурьюн, координатор компании «Эксон Нефетегаз Лимитед»:

\

В первую очередь надо оградить детей и подростков от компьютерных игр. Не запретить полностью, а именно разумно ограничить пользование ими. Такое бесконтрольное увлечение дает ужасные плоды! Во всех этих развлечениях игроку дается несколько жизней, и дети начинают так же воспринимать и реальный мир – потеряешь одну жизнь, ничего страшного, еще в запасе есть. Поэтому они по-другому начинают относиться к преступлениям и правонарушениям, легче поддаются влиянию людей с криминальными наклонностями. И еще очень важно воспитывать родителей. Папы и мамы нынешних подростков – это люди, которые выросли в лихих 1990-х, во времена беспредела. И они по привычке подходы тех годов переносят на наше время. Это тоже опасно.

Павел Ивлев, заместитель директора Сахалинского центра стандартизации, метрологии и испытаний:

Да, негативного влияния дети сейчас испытывают немало. Это, так сказать, обратная сторона информатизации – масса доступных ресурсов, у которых бывает сомнительный контент. Он дурно влияет не только на подрастающее поколение, но и на взрослых. Но у них последствия от такого воздействия не такие тяжелые, как у несовершеннолетних. Хорошим противоядием для них я считаю спортивные площадки – меня очень радует, что они появились и продолжают появляться во многих дворах, дети приучаются к здоровому образу жизни. А какой эффект дает проект «Спорт против подворотни»! Еще мне очень нравится проект «Берег притяжения», когда каждое лето на берегу Татарского пролива разбивают православный молодежный лагерь, его участники, помимо всего прочего, проводят уборку прибрежной территории.

На самом деле сейчас у нас немало общественных организаций, которые занимаются досугом детей и молодежи, помогают им стать настоящими личностями. Важно только, чтобы родители знали, чем интересуется их ребенок, и помогли направить его интерес в нужное русло.

Юрий Алин, директор Сахалинского областного краеведческого музея:

Мне кажется, что семья и семейные ценности – основа безопасности и благополучия наших детей. Поэтому начинать нужно с доверия между родителями и детьми, внимания друг к другу. Необходимо понимание, что у ребенка тоже могут быть проблемы, которые для него сложны, из которых он не видит выхода. И если ему не подскажут, не протянут руку помощи, то возникнет чувство одиночества, которое может привести к печальным последствиям. Словом, проблема эта достаточно сложная и требует системного подхода – на семейном, общественном и государственном уровне.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или