К взлету готов: как менялись воздушные ворота Сахалина

четверг, 29 ноября, 15:00

Автор текста: Евгения Шарагова

Сначала Южно-Сахалинск принимал самолеты в районе Большой Елани, потом аэропорт перенесли в Хомутово

В последние несколько недель вокруг южно-сахалинского аэропорта разгорелся ажиотаж. Воздушную гавань, связывающую область с большим миром, совсем скоро назовут в честь известного мореплавателя, а может быть, и прославившего наш остров русского классика. Пока этого не произошло, мы совершим небольшой экскурс в историю аэропорта задолго до прописки в Хомутово, вспомним его самолеты, пилотов, залы ожидания и опаздывающих пассажиров.

Зина на «кукурузнике»

До открытия взлетно-посадочной полосы в Хомутово самолеты садились и взлетали на аэродроме в районе Большой Елани. Он достался Сахалину от японцев после окончания Второй мировой войны и связал воздушными трассами тогда еще Южно-Сахалинскую область с другими островными и дальневосточными городами. По архивным сведениям, в двухэтажном японском здании, расположенном на территории аэропорта, для удобства пассажиров даже открыли билетную кассу и небольшой ресторан.

В конце 1940-х годов на страницах сахалинской прессы регулярно появлялись статьи о буднях советских летчиков. Одной из героинь стала молодая, но уже опытная летчица с пышными белокурыми волосами Зинаида Леонович.

Сахалинские леса женщина-пилот патрулировала на самолете По-2, больше известном как «кукурузник». Сама Зина любовно называла его малюткой.

В те годы журналисты регулярно прославляли «воздушных извозчиков», их достижения и миллионы налетанных километров. Романтизация одной из самых благородных профессий особенно ярко проявлялась на Сахалине, где жители часто ощущали свою оторванность от мира.

«Мы, островитяне, живущие за многие тысячи километров от Москвы, нередко получаем столичные газеты и журналы на шестой день после выхода их в свет, быстро получаем письма и посылки… Наряду с радио, телеграфом и телефоном «воздушные извозчики» на своих быстроходных кораблях связывают нас с Родиной, как бы приближают к нам столицу-Москву, нашу Большую землю»,– с благодарностью писали островитяне.

Пилотов, совершивших мужественные поступки, гордо называли сталинскими соколами. В 1951 году сахалинская авиация пришла на помощь юной жительнице Углегорска, которой требовалась сложная операция. Сначала ее на том же «кукурузнике» транспортировали в Большую Елань, а потом отправили на лечение в Хабаровск.

В те годы простых сахалинцев активно призывали экономить время и пользоваться воздушным транспортом. Одна из немногочисленных точек продажи авиабилетов располагалась на улице Торговой (сегодня – Крюкова) в районе железнодорожного вокзала Южно-Сахалинска.

В Хабаровск самолеты вылетали ежедневно, а в Москву, Оху и Александровск – по четным числам. В неограниченном количестве аэропорт принимал грузы от организаций для отправки в любой аэропорт СССР. Вкусив блага цивилизации, сахалинцы постепенно начали говорить о необходимости улучшить комфорт пассажиров.

Например, в 1952 году люди обратились в южно-сахалинскую автотранспортную компанию с просьбой ввести дополнительные автобусные маршруты, поскольку добраться в аэропорт вовремя пассажирам утренних рейсов тогда было непросто.

Смотри не опоздай

Спустя год в прессе появились сообщения о весьма странной организации работы аэропорта. Агентство гражданского воздушного флота почему-то предлагало всем пассажирам являться на аэродром к 7 утра, независимо от времени вылета. При этом даже приблизительное время посадки сахалинцам не сообщали.

«А так как ждать иногда приходится довольно долго, пассажиры хотят почитать газеты, книги, поиграть в шахматы. Ничего этого в зале ожидания нет. Больше того, в помещении зала грязно, неуютно, убирается он только один раз в сутки. Количество диванов очень ограничено»,– жаловались недовольные сахалинцы.

Плюс ко всему имели место случаи, когда после долгого ожидания пассажиров отправляли домой, а спустя 15–20 минут объявляли посадку и пытались разыскать уехавших пассажиров.

Оставлял желать лучшего ассортимент буфета южно-сахалинского аэровокзала. Зато в большом количестве в нем были представлены спиртные напитки. Наверное, чтобы веселее скоротать время.

В 1958 году в Большой Елани построили новое здание аэровокзала. Позаботившись о комфорте пассажиров, строители-проектировщики предусмотрели в нем комнату отдыха, билетную кассу, диспетчерский пункт, справочное бюро, камеру хранения багажа, медпункт и даже парикмахерскую. Самолетный парк южно-сахалинского аэропорта пополнился новыми машинами Ил-14, что позволило увеличить объем пассажирских перевозок. Еще через год на остров прибыли новые четырехмоторные самолеты Ан-10. Каждый из них мог вместить на борту сразу 100 пассажиров.

И все же в Большой Елани старому аэропорту с его растущим пассажиропотоком становилось тесно. Потому было принято решение перенести главную воздушную гавань Сахалина в Хомутово, а в старое здание заселилась автошкола.

Открытие в 1964 году нового, современного аэропорта в пригороде областного центра стало настоящим прорывом для сахалинской авиации. Взлетную полосу постепенно реконструировали и расширяли, открывая возможность приземляться большим воздушным судам. В 1989 году в аэропорту был создан отдел международных перевозок, год спустя его открыли для международных перелетов.

Сегодня на его территории кипит большая стройка. На глазах у пассажиров растет новый терминал, открыть который планируется в конце следующего года.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или

Топ новостей