Сахалинцы воюют за место во дворах

четверг, 29 ноября, 18:34

Автор текста и фото: Вадим Горбунов

Валентин Мазур взял на себя проведение собрания

В Южно-Сахалинске попробуют реализовать проект «Двор без машин»

Тесный город

По данным на начало 2018 года, в Сахалинской области зарегистрировано 208 тысяч  автомобилей, правда, сюда входит небольшое количество прицепов и полуприцепов. И это на 490 тысяч человек, проживающих на островах.

Понятно, автотехника «размножается» там, где больше всего жителей, то есть в Южно-Сахалинске, который входит в пятерку городов страны с самым высоким уровнем автомобилизации. Понятно, что это создает огромный пласт  проблем. Областной центр просто не приспособлен для такого количества автомобилей. Для них катастрофически не хватает места. Вопреки всем правилам машины паркуют  на тротуарах и газонах.

Пока во дворе стандартная стоянка

Автовладельцы спокойно оставляют их в своих дворах, которые тоже не рассчитаны на такое число четырехколесных постояльцев.  А жители вынуждены лавировать между автомобилями, зачастую протаптывая тропинки по грязи и лужам. Между хозяевами машин из-за дефицита  мест нередко возникают конфликты, которые портят соседские отношения. Ситуацию усугубляют и  сегодняшние нормативы, позволяющие строительным компаниям повсеместно вести уплотняющую застройку.

Для  того чтобы во всем разобраться, в областной Думе создали рабочую группу. Ее возглавил председатель регионального парламента Андрей Хапочкин. В своем избирательном округе он принял участие в  общественном обсуждении проектов благоустройства не одного десятка дворов, поэтому ситуацию знает от и до.

– Самое сложное,  – говорит  Хапочкин, – найти вариант, который устроит бескомпромиссных  жильцов с совершенно разными запросами. Бабушкам нужны скамеечки, цветы и детские площадки для внуков, и чтобы рядом не было никаких вредных выхлопов. Автовладельцам нужны места для машин. Выходит, надо выслушать всех и убедить, что необходимо общее решение – как разгрузить дворы от машин и при этом не ущемить права автолюбителей.

Въезд ограничен

На первом заседании рабочей группы, в котором приняли участие руководитель агентства архитектуры и градостроительства области Семен Вялкин и главный архитектор Южно-Сахалинска Максим Ефанов, решено подготовить предложения по внесению изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования области до 1 февраля 2019 года. Они касаются обеспечения парковочными местами ,как временными, так и постоянными,  в пределах земельного участка территории жилой застройки с учетом количества квартир.

Кроме того, областному агентству архитектуры и градостроительства поручено обеспечить контроль за внесением соответствующих изменений в местные нормативы градостроительного проектирования в границах городского округа.

Совершенно очевидно, что новые микрорайоны и кварталы областного центра уже будут проектироваться с учетом данной корректировки.

Но вот что делать с традиционными тесными дворами?

И тут возникла интересная инициатива – «Двор без машин/Двор‑парк». Ее разработала и вынесла на всеобщее обсуждение группа активных жителей одного из дворов. Он расположен на перекрестке проспектов Победы и Мира (дома 53, 55 на проспекте Победы и 184,186,186а на проспекте Мира).

– Мы узнали, что в следующем году в 10-м микрорайоне начнутся работы по благоустройству, которые затронут и наш двор, – рассказывает лидер инициативной группы Виктор Маленков. – Обратились в департамент архитектуры и градостроительства за информацией, нам все объяснили и показали проект. Кстати, очень неплохой. Но главный недостаток – ради автомобилей будет урезана рекреационная зона. Потом, когда появится больше машин, ее еще больше уменьшат. А что останется детям? Мы прошлись с рулетками, все вымеряли и решили, что наш двор можно полностью освободить от стоянок и сделать его исключительно для людей.

За основу инициаторы взяли горизонтальное зонирование. Этот принцип сейчас часто используют при строительстве новых жилых кварталов во многих регионах России. Они спланированы так, что въезд на внутреннюю территорию ограничен.

– Дома отгораживают двор, внутри которого спроектированы детские площадки и зеленые насаждения, а паркинг вынесен за его пределы, – объяснил суть решения Семен Вялкин.

В экспериментальном дворе Южно-Сахалинска есть возможность сделать подобное уже сейчас.

Инициативная группа даже провела исследование состава жителей – по возрасту, полу, их запросам в отношении будущего двора.

– Я впервые вижу такой серьезный подход к делу, – говорит Андрей Хапочкин. – Это свидетельствует о том, что инициаторы действительно настроены решительно…

Мирный разговор

В минувшую субботу здесь прошло собрание всех заинтересованных сторон: актива двора, проектировщиков из горархитектуры, депутатов, в том числе и Городской думы. Во время обсуждения прозвучало мнение, что все стоянки для автомобилей надо вообще вынести за пределы города. Но в целом рассматривались и конкретные решения по этому двору.

Специалист департамента архитектуры и градостроительства областного центра Ярослав Тюняев рассказал собравшимся о разработанном проекте его благоустройства. В принципе, он типовой и выполнен с учетом всех градостроительных норм и правил. Для решения проблемы стоянок предложено создать несколько специальных парковок – в общей сложности на 40 машино-мест. Но расширение внутридоворовых проездов до ширины 9 метров по умолчанию предполагает, что здесь смогут ставить свои автомобили и все другие жильцы.

Виктор Маленков рассказывает о своем проекте

Альтернативный проект представил и Виктор Маленков.

– Это не столько проект, сколько концепция, – сказал он. – Какие клумбы, где пройдут дорожки, где и как будут располагаться спортивные площадки, все это будет дорабатываться в процессе. Главное – это принципиальное решение по выводу автомобилей из двора. У нас здесь проживает порядка 800 человек, в том числе около 300 детей. Летними вечерами дети выходят во двор. Для них нужно создать все условия. Во дворе и вокруг на ночь сейчас ставят около 130 машин. Но у нас можно сделать парковку вдоль проспекта Мира, имеется еще один участок поблизости. По нашим расчетам, это примерно 200 машино-мест.  Давайте попросим мэрию их обустроить, а сами возьмем на себя обязательство не ставить машины во дворе. У меня есть машина, у жены тоже, и мы готовы это делать. А двор отдадим старикам и детям…

Безусловно, проект «Двор без машин» предусматривает проезд по двору всех специальных и технических служб, временную остановку такси, грузовых автомобилей для перевозки мебели и других бытовых предметов. Но именно – временную, а не постоянную. А все остальное  уже будет зависеть от самосознания всех жителей двора.

По каждому из предложенных проектов было высказано немало замечаний и уточнений.

– Но все прошло конструктивно, без ссор, – резюмирует Хапочкин. – По моим ощущениям, большинство жителей одобряют концепцию «Двор без машин». Но это  только мои ощущения. А пока все спорные моменты, вопросы и предложения берем в работу. За две недели с проектировщиками и архитекторами доработаем проект, чтобы он соответствовал градостроительным нормам. А потом в очередной раз встретимся с жителями.

Читайте ещё:

Выше средний налог только в Москве и Московской области, а также Санкт-Петербурге и на Камчатке

Сегодня, 16:53

Сотрудники жалуются на то, что график движения судна сбивается из-за водителей, чьи автомобили при разгрузке не заводятся и не снимаются с тормозов

14 декабря 2018

Потерпевшая забыла закрыть двери своего автомобиля и лишилась имущества

11 декабря 2018

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или