Сахалинцам рассказали, как правильно жаловаться прокурору

понедельник, 3 декабря, 18:52

Автор текста: Евгений Аверин

Среди сахалинцев набирает популярность  «Интернет-приемная»  

Последние 10 лет сотрудники органов прокуратуры в нашем регионе фиксируют рост числа обращений от островитян. Статистика говорит: если ранее их было не более 20 тысяч, то в 2016–2017 годах уже 27–29 тысяч. А в первом полугодии 2018 года поступило более 13 тысяч письменных обращений. После их рассмотрения вскрыто и пресечено около 4 тысяч случаев нарушения законов, приняты меры прокурорского реагирования.

 Как считает старший помощник прокурора области по рассмотрению писем и приему граждан Марина Садовникова, это достаточно убедительное свидетельство, подтверждающее доверие людей силовым структурам и эффективность работы.

Наш корреспондент попросил рассказать сотрудника прокуратуры о механизме подачи и рассмотрения жалоб и обращений и как его правильно применить. 

– Марина Валерьевна, какие меры реагирования принимают прокуроры по жалобам?

– При выявлении нарушений закона задействован весь комплекс мер прокурорского реагирования. Так, в истекшем полугодии удовлетворено 2,5 тысячи обращений, на незаконные правовые акты принесено 56 протестов, внесено 523 представления, в суд направлено 3089 исков, возбуждено 138 дел об административных правонарушениях и прочее.

– В каком порядке можно обратиться к вам с жалобой?

Граждане могут направить письменное обращение по почте, а также записаться на личный прием в районную или областную прокуратуру. Обращение можно также отправить на сайте облпрокуратуры в разделе «Интернет-приемная». Необходимо указать свой обратный электронный адрес. Эта форма подачи жалоб все более востребована. Мы подсчитали, что в первом полугодии 2018 года поступило более тысячи обращений в электронной форме, а за весь период работы интернет-приемной – более 14 тысяч.

Через нее можно попасть только к прокурорским работникам?

– Нет, через наш официальный сайт граждане вправе  обратиться не только к ним, но и в тот орган власти контроля и надзора, в чьи обязанности входит решение их вопроса. Для этого в разделе «интернет-приемная» приведены сведения о том, какие функции выполняют те или иные надзорные структуры, даны активные ссылки на сайты органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, их контакты.

Также при заполнении формы обращения заявителю предоставляют возможность  его ускорить – то есть адресовать  непосредственно в городскую, районную, специализированную  (то есть природоохранную, транспортную, военную) прокуратуру, на чьей поднадзорной территории происходит нарушение закона.

– Как  я понимаю,  вам нужно сообщать только о нарушениях закона? Или прокуратура может разрешить какой-нибудь хозяйственный спор, принять меры, например, к гражданам, проживающим в соседней квартире, если они ведут себя сомнительно?

Здесь все объясняет Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». На основании его статьи 10 (п. 1, 2) в органах прокуратуры принимают решения по заявлениям, жалобам и иным обращениям, где содержатся сведения о нарушении законов. Прокуроры таким образом ведут надзор за соблюдением законодательства, но при этом не подменяют государственные структуры и должностных лиц, которые обязаны рассматривать те или иные вопросы, контролировать соблюдение прав и свобод граждан. Прокуратура также не имеет права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, не ведет надзор за физическими лицами.

– А можно ли одновременно обратиться и в прокуратуру и в суд для защиты своих прав? Или необходимо дождаться решения прокурора по жалобе?

– Решение, принятое прокурором, не препятствует вам, как физическому лицу, обратиться за защитой своих прав в суд.

– Как правильно написать обращение в прокуратуру, какие сведения нужно в нем сообщить?

– Какой-либо установленной формы обращения нет, но некоторые правила в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» должны быть соблюдены. Заявителю необходимо указать свою фамилию, имя, отчество, точный почтовый адрес, куда будет отправлен ответ или уведомление с сообщением о принятом решении. Необходимо кратко изложить суть вопроса (обращения) – в чем выразилось нарушение закона, прав и свобод гражданина и что в связи с этим заявитель просит. В коллективном обращении – указать, кому из подписавшихся граждан следует направить ответ, сообщив его адрес. Образцы можно найти и у нас, и в прокуратуре по месту жительства, и на нашем официальном сайте.

Хочу обратить внимание, что в упомянутый закон внесены изменения, конкретно в части 4.1 и 5.1 статьи 11. На их основании ответ на обращение не дадут, если в тексте не изложена суть вопроса. Гражданин в течение семи дней получит уведомление, что по этой причине нет возможности разобраться и дать ответ.

Заявителю тем не менее предложат написать еще раз и сообщить суть жалобы. Надо понять, что это сделано не просто так. Для того чтобы помочь человеку, нужно точно знать: кто, где и когда, по его мнению, нарушил закон и его права, в чем это проявилось? А если в обращении ничего этого нет, не указаны адреса, то с кого можно спрашивать и кого проверять?

Напомню, что у нас сейчас немало общественных организаций, которые занимаются защитой прав граждан, юридических консультаций, они помогут составить жалобу, если возникают затруднения.

Часто ли люди обращаются на личный прием к прокурорам? И куда надо приходить?

– На личный прием в органы прокуратуры области в первом полугодии 2018 года обратилось свыше 4 тысяч человек, половину из них приняли лично прокуроры и их заместители. Ежегодно  на личный прием приходят около 7-8 тысяч человек.

В разделе «Контакты» на официальном сайте облпрокуратуры размещены не только ее адреса и телефоны, но и контакты городских, районных и специализированных прокуратур. В разделах «Работа с обращениями граждан», «К сведению предпринимателей» размещены сведения о выездных и иных формах приема граждан в  мобильной приемной прокурора области, а также график Всероссийского дня  приема предпринимателей.

Он проводится каждый последний вторник месяца. Руководители прокуратуры регулярно выезжают в районы,  на приемах вместе с ними нередко присутствуют сотрудники правоохранительных органов и специализированных прокуратур. Информация об этом заранее размещается на информационных стендах прокуратур, в СМИ.

– Какие вопросы чаще всего волнуют островитян?

Значительная их часть касается надзора за исполнением законов и законности правовых актов – таких обращений в истекшем полугодии разрешено порядка 3,8 тысячи, это 71,3 процента. Актуальными остаются обращения на нарушения трудового (1,7 тысячи жалоб), жилищного законодательства (395), а также в сфере ЖКХ – 260, законодательства об исполнительном производстве – 116.

Не снимаются с контроля вопросы защиты прав вкладчиков. К примеру, в прокуратуру Южно-Сахалинска в первом полугодии 2018 года поступило 130 обращений граждан по факту отказа КПК «Восточный фонд сбережений» в возврате денежных средств по вкладам. В связи с этим прокуратура областного центра направила в Центральный районный суд Хабаровска 130 исковых заявлений о взыскании денежных средств в интересах вкладчиков.

– В какие сроки ваше ведомство рассматривает такие обращения и когда гражданин может получить ответ?

– Этот порядок установлен Федеральным законом, который упоминали выше. Поступившее обращение регистрируют в трехдневный срок, затем оно может быть направлено в семидневный срок в тот орган, который отвечает за разрешение поставленного вопроса. На этот процесс федеральный закон отводит 30 дней.

Данный срок исчисляют со дня регистрации письменного обращения в той прокуратуре, которая организует проведение проверки и дает ответ заявителю. Далее ответ отправляют на почтовый адрес заявителя, если это письменное обращение, или на электронный адрес, когда обращение поступило в прокуратуру в электронной форме.

Хочу обратить на это внимание островитян – согласно изменениям в законодательстве, ответ на обращение дают только в той форме, в которой он пришел. То есть если его отправили через интернет-сайт, то ответ придет на электронную почту. Обычным письмом – ждите ответа на почтовый адрес. Еще один нюанс – когда жалоба касается интересов неопределенного круга лиц, например, люди считают необоснованным повышение коммунальных тарифов, то ответ может быть размещен на официальном сайте прокуратуры или другого органа власти.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или

Топ новостей