Сахалинцы сквозь «Грозу» посмотрели на другого Островского

четверг, 6 декабря, 12:16

Автор текста и фото: Екатерина Банковская

На сцене Чехов-центра сыграли «ГрозуГрозу» – постановку лауреата «Золотой маски» Евгения Марчелли, которая стала одним из самых заметных театральных событий в Москве

 Не по учебнику

В этом году сахалинские зрители смогли сравнить два абсолютно разных варианта постановки известной драмы Александра Островского. В октябре в Чехов-центре прогремела премьерная «Гроза» в постановке московского режиссера Александра Созонова. А на фестивале-школе современного искусства «Территория. Сахалин» представили спектакль «ГрозаГроза» от Евгения Марчелли – обладателя главной театральной премии России, художественного руководителя ярославского Театра драмы имени Федора Волкова.

Премьера спектакля состоялась в Театре Наций в марте 2017 года. Постановку играли в Москве, Израиле, а теперь и в Южно-Сахалинске. 

– Фестиваль – это не только праздник для людей, но и экзамен для театральных деятелей. У нас есть возможность встретиться с новым зрителем. Очень любопытно, как спектакль примут на другом конце страны и света, – сказал Евгений Марчелли перед тем, как «ГрозаГроза» началась на островной сцене.

Забегая вперед, отметим: весь большой зал Чехов-центра – за исключением тех, кто ушел после первого акта – аплодировал стоя.

Сахалинским театралам повезло не только с количеством увиденных постановок драмы Островского, но и с их неожиданными интерпретациями. Поклонникам  классики – чтобы все было как по учебнику – лучше не смотреть ни сахалинскую «Грозу», ни московскую.

В бассейн – с головой

Начинается спектакль Театра Наций песней Шнура «Рыба моей мечты» под аккомпанемент балалайки.

Художник-постановщик Игорь Капитанов решил обойтись без отвлекающих деталей. Над сценой высится громадный светильник, символизирующий полную луну. А зеркальный потолок будто уводит происходящее на сцене в параллельную реальность.

Роль матушки-Волги здесь исполняет глубокий надувной бассейн, где плещутся полуобнаженные девушки – то ли мистические русалки, то ли такие же, как Катерина, жертвы роковой страсти. В этот бассейн, как в омут с головой, несколько раз бросается главная героиня.

Режиссер на протяжении двух действий ведет диалог с драматургом и его произведением, иногда намеренно подчеркивая театральность происходящего. Кабаниха прерывает свои истеричные нравоучения, чтобы попросить воды у помощника режиссера. А Катерина, рассуждая в предсмертном монологе о цветочках на могилке, интересуется у зрителей, не принес ли кто для нее букет?

Браво актрисе Анне Галиновой, исполнившей роль Феклуши! Странница в пьесе Островского – персонаж эпизодический, а в «ГрозеГрозе» все обыденное и запретное разворачивается под ее всевидящим взглядом.

Темное царство в душе

В самых драматичных моментах в зале звучит смех, но градус накала страстей все равно не спадает.

– Когда мы создавали эту историю, хотели, чтобы она получилась живой, человеческой, – отметил Евгений Марчелли. – Наш спектакль не про «луч света в темном царстве» и, в общем-то, не про темное царство.

Если такое царство и существует, то в самих персонажах.

Властная, сильная Кабаниха Анастасии Светловой, расхаживая на шпильках и в платье в пол, украшенном яркими стразами, больше напоминает бизнес-леди или светскую львицу, а не дородную мать купеческого семейства. Она мучает сына Тихона чрезмерной, иногда вовсе не материнской любовью и ненавидит невестку только за то, что та существует на белом свете.

Неожиданный режиссерский ход: мужа Тихона и любовника Катерины Бориса играет один актер – Павел Чинарев, видимо так режиссер задумал подчеркнуть иррациональную природу любви. Мужчины на одно лицо, но губительные чувства у главной героини вспыхивают только к одному из них.

Необузданность натуры Катерины в исполнении Юлии Пересильд не скрыть за монашескими одеяниями. Если она заключает в объятия, это вовсе не значит, что в следующую секунду она не сможет приложить головой об стол.

Жизнь с нелюбимым мужем в потоке бесконечных упреков свекрови отнимает у героини способность радоваться, но не горячность натуры. В тщетном стремлении вырваться Катерина пускается в бег, нарезая круги по сцене. Один из этих кругов стал роковым, вот так, на бегу, молодая Кабанова обрывает свою жизнь. 

 Евгений Марчелли – советский и российский режиссер театра, кино и телевидения, художественный руководитель Театра им. Федора Волкова в Ярославле с февраля 2011 года. Поставил более 60 спектаклей по всей стране: в Москве, Ярославле, Калининграде, Омске, Саратове и других городах.

 В кино известен как режиссер фильмов «Танец горностая» и «Река-море», а на телевидении – как один из режиссеров телесериала «Татьянин день».

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или

Топ новостей