Сахалинские педагоги метят в десятку

четверг, 6 декабря, 12:24

Автор текста: Светлана Коцубинская

В России создается единая система оценки качества образования. Президент поставил задачу по вхождению российского образования в десятку лучших в мире

Перспективный TALIS

Образование – одна из самых больших ценностей в современном, динамично изменяющемся мире. Поэтому не удивительно, что его качеству уделяется сегодня повышенное внимание. В течение ряда лет в России создается единая система оценки качества образования. В Сахалинской области чуть менее года назад создан региональный центр оценки качества образования, который является координатором этих действий в островном регионе. О важной для области работе мы поговорили с его директором Натальей Песковой и начальником отдела мониторинговых исследований и экспертных оценок качества образования Татьяной Орловой.

– За минувший год региональный центр оценки качества образования выступал координатором ряда международных и всероссийских исследований. Какое место занимает российское образование в мире, какие проблемы стоят на пути его качественного развития? На эти и другие вопросы призваны ответить международные исследования. В 2018 году Сахалинская область приняла участие в Международном сравнительном исследовании качества общего образования PISA-2018 и в Международном исследовании преподавания и обучения TALIS-2018, – рассказала Татьяна Орлова.

Материалы этих исследований сейчас находятся в стадии обработки, результаты ожидаются в конце следующего года.

Сопровождение и координация общероссийских исследований качества образования в Сахалинской области является важной составляющей работы регионального центра.

Полезные исследования

Традиционными для российского образования становятся всероссийские проверочные работы – ВПР, национальные исследования качества образования – НИКО. Впервые в этом году изучалось качество подготовки обучающихся первых курсов по общеобразовательной программе среднего профессионального образования, и Сахалинская область принимала в этом участие. Безусловно, не менее важной является и работа по исследованию компетенции учителей. Результаты проведенных исследований анализируются педагогической общественностью с целью повышения уровня преподавания предметов.

В региональном центре оценки качества образования поделились планами и на предстоящий год. Предполагается, что Сахалинская область примет участие в  Международном исследовании качества математической и естественнонаучной подготовки TIMSS-2019. Также будет продолжено участие во всероссийских проверочных работах – ВПР и национальных исследованиях качества образования – НИКО.

Массовый срез

ВПР – самое массовое исследование качества образования в России, запущенное несколько лет назад. Они вызывают наибольший интерес общественности, а у многих и беспокойство. Некоторые родители рассуждают: зачем нагружать ребенка еще одной контрольной, ведь их и так достаточно? Специалисты центра поясняют: это совершенно другой уровень исследования. Их цель – сделать единым образовательное пространство Российской Федерации и поддержать введение Федерального государственного образовательного стандарта. Это достигается благодаря тому, что образовательным организациям всей страны предоставляют проверочные материалы, разработанные по единым подходам. И оценка работ школьников тоже проводится по единым критериям. По замыслу Рособр-
надзора в рамках ВПР осуществляется проверка наиболее значимых аспектов подготовки школьников как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования – пояснили нам сотрудники регионального центра.

Поэтому никаких негативных последствий ВПР родителям не стоит опасаться. Как правило, проводятся они раз в год, в конце учебного процесса, занимают всего один-два урока. Ребята получают бланки с вопросами и заданиями, и за отведенное время их заполняют. Это не является итоговой аттестацией, но вполне может заменить итоговую контрольную в конце года.

– Сроки и перечень предметов, а также классы, в которых будет проходить проверка знаний, ежегодно определяются распоряжением Рос-
обрнадзора. Но предварительная информация на предстоящий год уже имеется, – рассказала Наталья Пескова.

Что сдаем?

Итак, в 2019 году планируется провести ВПР для 4–8-х и 11-х классов. Причем если 4–6-е классы принимали участие и в предыдущие годы, то для семи-восьмиклассников проверки знаний будут введены в режиме апробации. Есть и предварительный перечень предметов, по которым школьники будут писать проверочные работы.

Четвероклассникам, как и в прошлом году, предстоит написать контрольные по русскому языку, математике, окружающему миру. В 5-м классе срез знаний пройдет по русскому языку, математике, истории, биологии.

В6-м классе обязательными для обучающихся будут русский язык, математика, география, общество-
знание, история, биология. Для 7-х и 8-х классов работы будут проходить в апробационном режиме по заявке образовательной организации. Семиклассникам предложат написать ВПР по русскому языку, математике, географии, обществознанию, истории, биологии, иностранному языку, физике. В 8-м классе это будут русский язык, математика, география, обществознание, история, биология, физика и химия.

Обучающимся 11-х классов предложат написать ВПР по иностранному языку, физике, химии, истории, биологии, географии. Кстати, бывает, что последний предмет некоторые заканчивают изучать и в 10-м классе. Тогда в тестировании знаний примут участие и десятиклассники.

Грядут перемены

– В предстоящем году при проведении ВПР школьников и педагогов ждут некоторые изменения, которые уже анонсировал Рособрнадзор, – уточнила Татьяна Орлова. – Так, в порядке эксперимента в 4-х классах работы можно будет провести в удобное для школы время в течение выделенной недели. Индивидуальные комплекты заданий будут формироваться для каждой школы из существующего банка заданий.

Еще одно новшество состоит в том, что результаты исследований будут возвращаться в каждую школу в виде данных, занесенных в индивидуальную карту ребенка. То есть учитель увидит динамику развития ребенка, определит, над чем нужно поработать. Кстати, каждый родитель сможет ознакомиться с результатами своего ребенка, обратившись в свое образовательное учреждение.

Специалисты уверены: родителям и обучающимся не стоит волноваться по поводу участия в ВПР. Формат проведения тестов знаком, а задания написаны именно тем языком, с использованием тех формулировок, которые применяются в школьных учебниках. Специальная подготовка для этого не требуется.

Кроме того, и родители, и обучающиеся могут познакомиться с открытыми демоверсиями заданий ВПР и НИКО. Например, на сайте eduniko.ru можно узнать все о НИКО, fipi.ru/newrubank – адрес сайта Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), на котором размещен открытый банк оценочных средств по русскому языку для 2–11-х классов. Из неофициальных источников большой популярностью у родителей и обучающихся пользуется образовательный портал для подготовки к экзаменам и ВПР vpr.sdamgia.ru.

– Каждый родитель заинтересован в том, чтобы знать, есть ли у ребенка проблемы в усвоении школьных предметов, какие это проблемы. Безусловно, каждому хочется получить индивидуальные рекомендации учителя. И вместе с педагогом помочь ребенку выйти на оптимальный для него результат: у каждого он свой. Так вот именно это и позволяет сделать ВПР, – отметили специалисты регионального центра.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или

Топ новостей