По следам сахалинской трагедии

6 декабря 2018, 13:03Форс-мажор
Фото:

Сахалинцев потрясла гибель 14-летнего курсанта на аэродроме «Пушистый»

Сухие факты

ЧП, которое произошло 1 декабря в Корсаковском районе, никого не оставило равнодушным. По предварительной информации, у 14-летнего мальчика во время тренировочных прыжков не раскрылся парашют. Подросток погиб…

Юный курсант секции Центра технических видов спорта (ЦТВС) к началу зимы уже завершил полный курс теоретической подготовки. В минувшую субботу у него должен был состояться первый прыжок. По словам приятелей из секции, парень немного волновался, что понятно: к прыжку с 800 метров он готовился долго…

Мальчик учился в кадетской школе Южно-Сахалинска и, кроме парашютного спорта, серьезно занимался музыкой, играл на скрипке в составе детского симфонического оркестра. В тот роковой день он даже отменил занятия в «музыкалке», чтобы успеть на аэродром. Парня по-настоящему увлек парашютный экстрим. Не раз говорил, что занятия ему очень нравятся, у него все получается, хвалил инструкторов.

Полную картину того страшного дня в деталях еще предстоит восстановить следствию. Пока же в нашем распоряжении лишь сухие факты сообщений следственного комитета и отрывочные рассказы тех, кто знал 14-летнего кадета.

По оперативным сводкам, во время прыжка, который состоялся в 12:45, у курсанта не открылся основной парашют. Что произошло с запасным – не сообщается. В 12:48 с аэродрома «Пушистый» поступил вызов в службу скорой помощи Корсаковской центральной районной больницы. Медики приехали на аэродром спустя 22 минуты. У мальчика отсутствовал пульс, была диагностирована сочетанная кататравма, несовместимая с жизнью. Медработники провели реанимационные мероприятия, старались помочь всем чем могли, но это не дало результата...

Уголовные последствия

Родители, чьи дети занимались в парашютной секции ЦТВС, дополнили картину того дня. Мама девочки-курсанта сообщила, что подросток погиб не сразу. Об этом якобы рассказали на собрании после трагедии.

– Он упал на деревья и еще около 20 минут был жив, – рассказала южносахалинка.– Во время приземления ветка или какая-то палка пробила ему шлем, попала в голову. Травма оказалась серьезная, несовместимая с жизнью. В причинах смерти пусть разбираются медики и соответствующие органы. Мы не можем сейчас никого судить. Это большая беда. Я выражаю самые искренние соболезнования семье погибшего мальчика.

Наш корреспондент выяснил еще несколько грустных деталей.

– Мальчик прыгал в первой группе. Я лично его не знала, он был новичком, – поделилась Елизавета Николаева, которая занимается в парашютной секции ЦТВС (имя и фамилия изменены по просьбе родителей девочки. – Ред.).– Наша группа должна была идти следом за ними. Погода в этот день была хорошая. Инструкторы всегда следят за этим. Сложно сказать, что случилось, но основной парашют не раскрылся. Заминка произошла и с запасным. Думаю, мальчику не хватило высоты. Многие говорят, что основной вообще разорвало, а второй он сдержал, неправильно сгруппировавшись.

После происшествия на аэродром приехали экстренные службы и контролирующие органы. Правительство Сахалинской области организовало масштабную проверку всех ведомств, которые имеют отношение к случившемуся. Работу парашютной секции Центра технических видов спорта приостановили. В учреждении создана специальная комиссия. Ее задача – выяснить все детали произошедшего. Министерство спорта, туризма и молодежной политики области проводит проверку в отношении руководства, а минздрав инспектирует правильность действий медиков, которые работали на месте.

«Мама, я летал!»

Друзья и сокурсники погибшего парашютиста до сих пор не могут поверить в то, что произошло. Подростки, которые занимались с ним в парашютной секции, делятся своими переживаниями, фотографиями друга в соцсети. В фотоленте жизнерадостные снимки с полетов с подписью «Мама, я летал!» сменились траурными черными фотографиями.

Один из сокурсников написал в сети «ВКонтакте»: «Ненавижу боль от утраты человека». Другой друг поделился в Instagram их совместным фото, где они вместе слушают инструктаж и улыбаются, а затем разместил фото погибшего и подписал: «Земля тебе пухом, брат». Сам мальчик заходил в Сеть в последний раз 1 декабря в 7:26. После трагедии его страницу «ВКонтакте» посетили 14 тысяч пользователей…

Сколько займет проверка всех фактов, приведших к страшному финалу, сказать пока не может никто. Масштабное расследование случившегося должно дать объективный ответ о причинах смерти подростка, а наказать виновных – суд, если таковые имеются. Судьба парашютной секции Центра технических видов спорта пока тоже не ясна. Известно только, что многие не собираются бросать любимое дело.

– Узнав о трагедии, я хотела забрать дочь из секции, – поделилась мама одного из курсантов, – но дочь встала в позу, хочет продолжать тренировки. Инструкторам я всегда доверяла. И мысли не возникало, что может случиться непоправимое... 

Экспертиза купола 

Следователи изъяли парашют, с которым прыгал погибший подросток.

По факту гибели 14-летнего парашютиста на аэродроме «Пушистый» возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 109 УК РФ – «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». Его ведет Сахалинский следственный отдел на транспорте, входящий в состав Дальневосточного следственного управления на транспорте Следкома РФ.

В первый день трагедии сотрудники отдела работали на аэродроме, им помогали полиция и коллеги из территориального следственного управления, поскольку нужно было провести большой объем следственных действий. В частности, опросить свидетелей, ответственных за организацию прыжков, изъять документацию и прочее.

Само уголовное дело неординарное, поскольку связано со спецификой парашютного спорта, рассказал и.о. руководителя Сахалинского следственного отдела на транспорте Антон Собянин. Сейчас назначены экспертизы купола модели П-1У, на котором прыгал погибший. Парашют также изъят для проведения разбирательства. Для того чтобы иметь заключение о его исправности на момент трагедии, следственному отделу нужно найти эксперта.

Ни к кому из работников Центра технических видов спорта, отвечающих за организацию прыжков на «Пушистом» в тот злополучный день, меры пресечения не применялись.

Напомним, что по факту гибели парашютиста проводит проверку и прокуратура области.

В части 2 статьи 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей» предусмотрены следующие санкции:

  • ограничение свободы на срок до 3 лет;
  • принудительные работы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью ( также до 3 лет) или без такового;
  • лишение свободы на 3 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Когда отказывает основной 

Наш корреспондент попросил прокомментировать ЧП сахалинских парашютистов.

Правильно уложить

Некоторые из них не один год проработали инструкторами парашютной подготовки и хорошо знают специфику этого дела. Большинство специалистов делают такой вывод – к беде могла привести неправильная укладка парашюта и недооценка правил безопасности.

Для начала стоит объяснить, что парашют действует по простому принципу. Он уложен в ранец, который первым раскрывается в воздухе. Оттуда выходит чехол, куда заправлен купол. В следующее мгновение чехол сходит, купол освобождается и наполняется воздухом, идет вверх и вытягивает стропы, соединяющие сам купол и подвесную систему, на которой закреплен парашютист.

Поэтому первое действие человека, когда он отделяется от самолета, – открыть ранец. Для этого есть кольцо, за которое нужно дернуть. Но те, кто прыгает первый раз, этого не делают, у них еще нет нужной подготовки. За них важную операцию выполняет система принудительного раскрытия. К чехлу, куда заправлен купол, привязывают фал (по-простому – очень крепкую веревку) и крепят его за трос в самолете. При выходе он стягивает чехол. Такие прыжки так и называют – прыжками «на веревку» или «принудиловкой».

Если укладка была неправильной, все пойдет не по верному сценарию. Поэтому парашют собирают в несколько этапов, каждый проверяет инструктор и расписывается в паспорте, который есть у каждого купола.

Проверка на старте

Уложенные ранцы с куполами проверяют и перед тем, как положить на хранение в склад, и после того, как их оттуда берут и везут на аэродром, одним словом – на всем пути от окончательной сборки до выхода в небо. Перед посадкой в самолет или вертолет все выстраиваются на линию стартового осмотра, где инструктор смотрит, чтобы в уложенном парашюте ничего не расстегнулось и не выскочило. Аналогичный досмотр происходит уже на высоте перед прыжком. Если надо, проверять могут и чаще. Этот порядок не раз спасал жизни.

Пока непонятно, раскрылся ли у погибшего подростка запасной парашют? А если раскрылся, то до конца или наполовину?

Ведь он, как нетрудно догадаться, должен спасти жизнь, если основной купол подкачал.

Здесь, по рассказам специалистов, тоже есть особенности. Обычно на «запаску» ставят специальный прибор. Он настраивается на определенную высоту. Его отключают в воздухе, когда раскрылся основной и все идет штатно. Если что-то не так – автомат раскроет запасной парашют сам, если спортсмен не успеет дернуть за кольцо. Такое тоже возможно.

Вот в этом случае непонятно: был ли использован 1 декабря прибор и на какую высоту его настроили? А если его не было, то почему?

Еще один нюанс – в курс обучения парашютистов входит подготовка к действиям в нестандартных ситуациях. В том числе когда отказывает основной купол. Инструкторы отрабатывают эти действия с начинающими курсантами до автоматизма.

Такой порядок с советских времен был закреплен в нормативных документах, и он не раз выручал.

Насколько полно курсанты Центра технических видов спорта отработали свои действия в экстремальной ситуации?

Неудачный дебют

В сахалинской истории есть один пример, наглядно демонстрирующий, чем могут обернуться ошибки и как важны подготовка парашютиста на земле и внимательность инструктора. В системе ДОСААФ в 1980-х годах образовался южно-сахалинский аэроклуб. Однажды в самолет посадили начинающих («перворазников») и людей с опытом. Сначала выпускали «молодых», они прыгали с принудительным раскрытием. Замыкающей была одна девушка, самая легкая. Вышла в небо и… зависла за самолетом. Чехол не сошел с купола, поэтому он не отделился вместе с парашютисткой. Такую ситуацию тоже отрабатывают на теоретических занятиях. Девушка не растерялась, стала действовать, как учили. Мужчины, которые были на борту, начали ее затягивать назад. Не сразу, но это удалось. Спортсменка несколько раз ударилась о борт самолета. Пока девушку затягивали в самолет, фал, прикрепленный к ее куполу, пропилил металлический борт самолета. На земле выяснилось – к ЧП привел человеческий фактор. Выпускающий инструктор не до конца проконтролировал парашютистку, с нарушением пристегнул вытяжной фал. Дебютантка, к счастью, не пострадала и, несмотря, на форс- мажор, продолжала прыгать дальше.

Мои собеседники тогда не работали, но эту историю слышали не раз. Она стала для них хорошим уроком. Еще один существенный фактор – купол могли неправильно хранить. Если при укладке он был мокрым, а потом его отнесли в помещение с температурой ниже нуля, он мог замерзнуть.

Так или иначе – 1 декабря на «Пушистом» произошел сбой в отлаженной системе. Где и на каком этапе – предстоит выяснить следствию. Опытные парашютисты поделились еще одним наблюдением – чаще всего погибают начинающие и те, кто считают себя «крутыми». К сожалению, декабрьское ЧП это правило подтверждает.

Смертельная статистика

Почему во время прыжков с парашютом происходят трагедии

С начала года в России погибло более 10 парашютистов, в их числе и несовершеннолетние. Вот лишь некоторые случаи из страшного списка.

29 апреля в Тверской области погиб 17-летний парашютист, который шагнул в бездну с самолета Ан-2. Парашют несовершеннолетнего раскрылся, после чего парень стал выполнять управляемое приземление, однако его снесло на 800 метров левее посадочной площадки. В результате этого юноша приводнился в водоем, из которого не смог выплыть и утонул.

Также весной этого года в Ханты-Мансийске с высоты 2 тысячи метров совершили прыжок опытный инструктор и 15-летняя школьница. В результате не сработал основной парашют, а запасной раскрылся слишком поздно. К земле они летели практически в свободном падении. Спасая девочку, инструктор, на счету которого более 3,5 тысячи прыжков, весь основной удар о землю принял на себя. Оба пострадавших были доставлены в больницу. Девочку спасти удалось, инструктор скончался.

Под Омском 8 июня этого года житель Тольятти в составе группы из пяти человек совершил платный прыжок с самолета «АН-2» с высоты 600 метров. Парашют раскрылся не полностью, и мужчина получил травмы, несовместимые с жизнью.  В день происшествия дул сильный ветер, шел небольшой дождь. Утром синоптики объявили штормовое предупреждение, но это не остановило организаторов прыжков.

 А 9 августа в Подмосковье опытный парашютист совершил ошибку при выполнении сложной фигуры «свуп» – быстрое снижение с высокими горизонтальными скоростями. Спортсмен попытался исправить ошибку и совершил резкий разворот в противоположную сторону. В результате окончание маневра произошло на недопустимо малой высоте. Мужчина врезался в здание, располагающееся на территории аэродрома Большое Грызлово.

19 мая в Татарстане два опытных парашютиста погибли после столкновения друг с другом в воздухе. Во время раскрытия парашютов один мужчина влетел в раскрытый купол другого, оба потеряли сознание и спустились на запасном парашюте. Один пострадавший скончался в машине скорой, второй – в больнице.

14 октября в Адыгее несчастный случай оборвал жизнь 61-летнего парашютиста, мастера спорта международного класса. На его счету было около 11 тысяч прыжков. Как сообщали очевидцы, во время рокового прыжка случилась закрутка основного парашюта, мужчина сумел от него освободиться. Но вращение уже было таким, что запасной парашют тоже закрутился. После удара о землю мужчина прожил еще несколько минут.

В заключение хочется добавить: судя по мировой статистике, парашютный спорт – далеко не самый опасный. На первом месте находится бейсджампинг, где погибает один спортсмен из 60. Очень рискуют дельтапланеристы, мотогонщики и автогонщики. А один из 2,2 тысячи боксеров не может очнуться после нокаута.

Авторы:Анна Сухоребрик