Читку страшной «Мании» представил на Сахалине московский режиссер

пятница, 7 декабря, 14:52

Автор текста и фото: Анастасия Загуменская

Читки современных пьес на фестивале «Территория. Сахалин» начали с неоднозначной пьесы драматурга Олжаса Жанайдарова «Мания». Она вошла в шорт-лист объединенного конкурса «Кульминация» и получила право называться одной из лучших в этом году. За четыре дня актеры Чехов-центра и молодой московский режиссер Сергей Карабань сумели поставить по пьесе мини-эскиз спектакля. Его презентация состоялась 6 декабря.

«Мания» - история о том, как работник новостного агентства пытается обрести личностную свободу, которая увязла в беспробудном пьянстве отца и безумных выходках сестры. Марат без конца покупает одному водку, другой лекарства, чтобы поставить галочку в строке «забота» и облегчить себе жизнь, а сам находит утешение в публичном доме. В сюжете две линии – скандалы дома и беседа с врачом-психологом, в которой он, смакуя, в подробностях рассказывает о своих встречах с «ночными бабочками».

Эта двойственность растекается по всему произведению. Тут Марат хороший, дает деньги сестре на очки, которые она придумала носить, чтобы ее не изнасиловали в парке, а отца каждый день спасает от похмелья, а здесь – отправляет вконец обезумевшую сестру в больницу с врачами, а папу – под колеса авто. Казалось бы, вот она свобода. Но стук в дверь. На пороге стоит коробка с надписью «Это твое», из которой раздается плач младенца. Что это – вознаграждение за пережитый ад или новая преграда на пути свободы, которую Марат вновь выпихнет из своей жизни, – решать зрителю.

 

Единственный герой, судьба которого не ясна до конца пьесы, – мать. Она погибла пять лет назад. О ней персонажи вспоминают постоянно, но при каких обстоятельствах она умерла – ни дома, ни на приеме у врача вслух не говорят. По косвенным признакам зрителю становится понятно – Марат причастен к ее гибели. Хотя нет, на приеме у врача он объясняет, что это был сон…

- Эта пьеса о большой проблеме, которая сегодня живет в современном обществе. Люди разучились вести диалог. Вокруг каждого из нас создается вакуум. И мы вынуждены жить в этом своем мире. Так же и с нашими героями. У каждого из них – свой мир. У отца – запой, у сестры – врожденное психическое расстройство, у Марата – публичный дом. Казалось бы, семья, родные люди. Но контакта нет. Не понятно, почему так происходит. Возможно, виной тому смартфоны, которые прочно вошли в нашу жизнь. Люди закрылись, коммуникация затруднена, - рассказал корреспонденту РИА «Сахалин-Курилы» Карабань.

 

Режиссер работал над «Манией» всего 16 часов. Он признался, что доволен результатом. Создать качественный «продукт», который вышел за рамки стандартной читки, помогли спецэффекты из подручных материалов, игра актеров. Марат сотрясал воздух матами, швырял кастрюли, хлопал дверцами.

По признанию куратора и педагога Школы-студии МХАТ Сергея Щедрина, он предполагал, что сахалинские зрители разбегутся, едва погрузившись в жизнь этой семьи. Но, судя по откликам, островитяне привыкли смотреть правде в глаза.

- Нам всем тяжело говорить о проблемах. Потому что это выводит из зоны комфорта. Но правильный театр должен говорить о том, что болит, о том, что за окном. Всего на фестивале «Территория. Сахалин» были запланированы читки трех современных пьес, вошедших в шорт-лист конкурса «Кульминация». Помимо страшной «Мании», зрителям покажут веселую «Горку» Алексея Житковского и актуальную «Мама, мне оторвало руку» Маши Конторович. Второе произведение готовит молодой режиссер Василиса Теплякова, третье – худрук Чехов-центра Александр Агеев, - заключил Щедрин.

 

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или