Плюс на минус

понедельник, 17 декабря 2018, 14:11

2161

Автор: Вадим Горбунов

Вадим Горбунов о важности системного подхода

В нынешнем году валовой региональный продукт (ВРП) впервые в истории Сахалинской области перевалит за 1 триллион рублей. Цифра красивая, но не более того. Для нас главное, что нефтегазовый комплекс, дающий основной вклад в ВРП, стабилен и совершенно самостоятелен.

Сложнее ситуация у рыбаков. В принципе, у тех, кто работает на минтае, сельди, иваси, скумбрии, проблем нет. Популяции некоторых рыб будут только прирастать, и под это на Курилах строятся мощнейшие заводы.

Сложнее с лососем. Основная добыча его сместилась на север, а перерабатывающие мощности остаются на юге. Бизнесу надо перестраивать логистику.

А вот что будет с крабом, пока непонятно. В последние годы компании, специализирующие на этом промысле, вышли из тени и начали мощные инвестиции и в производство, и – через фонд «Родные острова» – в социальные проекты. Но если исторические «крабовые» квоты действительно будут выставлены на аукционы, то сахалинские компании могут многое потерять. Денег станет меньше. Ряд проектов придется  «заморозить». Это плохо.

Наш уголь нашел своего зарубежного потребителя. Добыча постоянно растет. Но если «Восточная горнорудная компания» построила свой специализированный порт, то другие нет. И возникают многочисленные проблемы. В том же Невельске, например.

К сожалению, это не единственный случай, когда отсутствие системного подхода к стратегическим вопросам приводит к негативу.

Создание свинокомплекса «Мерси Агро Сахалин» – очень хороший и нужный проект. Но то, где и как он построен, губит традиционное и очень ценное, учитывая наше короткое лето, место отдыха тысяч сахалинцев.

Да, запущенную полвека назад СахГРЭС надо было останавливать. Но место, выбранное под СахГРЭС-2, поставило «крест» на будущем поселка Восток, заставило область за свой счет построить новый поселок энергетиков, а теперь ставит под вопрос транспортное сообщение с Углегорским районом. Кто был, тот знает, во что превращалась грунтовка, когда по ней потоком шли тяжелые грузовики с углем на ТЭЦ-1. В следующем году они пойдут на новую электростанцию.

Вообще, сокращение в последние годы строительства автодорог с твердым покрытием сильно печалит. Особенно на фоне активизации «перешивки» железной дороги. В следующем году планируется ее полный «останов» на три месяца. Так и не построенные под асфальт дороги севера будут разбиты в хлам.

И не случайно в ходе обсуждения областного бюджета звучало то, что строительству автодорог надо отдать приоритет.

Как впрочем, и газификации. Правда, специалисты утверждают, что нам никогда не достичь среднероссийского уровня газификации домовладений, потому что большинство наших домовладений находится в многоквартирных домах, и газ туда проводиться не будет, он пойдет только в котельные.

Но посыл тут все равно понятен – когда рядом идет газовая труба, а люди в селах ищут, где бы купить дрова, это нонсенс.

Впрочем, далее встает вопрос перспективности многих населенных пунктов вообще. За него до сих пор никто не решился взяться. Но все равно решать его надо.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или