Талантливое соло: ученикам сахалинской школы искусств помогают сделать для себя правильный выбор

среда, 19 декабря 2018, 16:41

875

Автор: Евгения Шарагова

За три десятилетия детская школа искусств № 2 Южно-Сахалинска  воспитала немало талантливых учеников и получила признание на различных конкурсах и фестивалях

 

Шекспир в «Октябре»

В начале декабря юбилейный концерт  детской школы искусств № 2 Южно-Сахалинска прошел в ККЗ «Октябрь» при аншлаге и вызвал  такой зрительский отклик, что успеху юных артистов позавидовали бы многие приезжие звезды.

На сцену вышли 310 воспитанников – это ни много ни мало все ее сегодняшние ученики – музыканты, хореографы, театралы и дети, обучающиеся на отделении раннего эстетического развития. Школа сразила публику не только масштабом своих талантов, но и необычным наполнением концерта. В репертуар вошли сольные, хореографические и музыкальные номера, выступления инструментальных ансамблей и многое другое. Поразили мастерством и красочными костюмами актеры из спектаклей «Снегурочка» и «Ромео и Джульетта». Сахалинские зрители  перенеслись в атмосферу средневековой Италии, созерцая сцену боя на рапирах и старинный танец «Гальярда».

– Мы много работаем с классическими произведениями. Но ставить легендарную шекспировскую трагедию было волнительно, а тем более выносить ее на обозрение города, – объясняет директор школы Ирина Леонидовна Панкрашина.– Но дети и преподаватели, увлеченные своим делом, легко справились с этой задачей.

В 2015 году детская школа искусств № 2 вошла в список 50 лучших школ искусств России. Свою историю она ведет с 1988 года. В сложные перестроенные времена школа  смогла крепко встать на ноги. На своем веку она пережила пожар, из-за чего пришлось закрыть художественное отделение. Много лет коллектив мечтал переселиться из здания на проспекте Победы, которое давно делит с гимназией № 2, в свой собственный дом. К слову, это желание должно исполниться в следующем году. Администрация областного центра приобрела для детской школы искусств новое четырехэтажное здание.

С утра до позднего вечера в школе проходят занятия. Заглядываем с директором в одну аудиторию – маленькие балерины старательно разучивают элементы классической хореографии. Убранные в высокую прическу волосы, грациозно натянутые носочки –  настоящий балетный класс. Из соседнего кабинета доносятся звуки фортепиано – там занимается юная воспитанница музыкального отделения – школу целый день наполняют волшебные звуки музыки.

Высокий уровень подготовки учеников в полной мере отражают их награды. Юные хореографы (ученики хореографического отделения) ежегодно становятся лауреатами областного конкурса «Сахалинский фристайл». Театралы демонстрируют свои таланты на конкурсе  чтецов «Живое слово». Воспитанники школы искусств № 2 ярко заявляют о себе и на выездных фестивалях. Здесь еще долго будут вспоминать самую первую заграничную поездку в Чехию в 2011 году. Тогда театралы представили в европейской стране не требующую перевода сказку «Снегурочка» и любимого за рубежом Пушкина – «Сказ о попе и его работнике Балде». За одну из этих постановок островные артисты были удостоены 1-го места.

Вальс на митинге

Свою минуту славы школа искусств получила и на фестивале в Берлине в 2014 году, когда по политическим соображениям творческой группе, прибывшей из Сахалинской области, просто не позволили выступить.

– Уже на месте нам объявили, что на сцену наши дети не выйдут,– вспоминает Ирина Панкрашина.– Было обидно, но ничего не поделаешь. В последний экскурсионный день мы должны были подняться на Рейхстаг. Приезжаем на расположенную перед ним площадь Республики, видим российские и немецкие флаги. Звучит вальс Глинки из оперы «Иван Сусанин», который наши дети как раз должны были танцевать.

Оказалось, на берлинской площади проходил  митинг в поддержку российской политики. Его организаторы узнали о том,  как поступили с сахалинской делегацией и предложили детям разбавить острые политические лозунги искусством.

– Мы показывали отрывок из спектакля «Время полной луны», дети исполняли вальс Глинки и другие хореографические номера, – рассказывает директор,–  вся площадь рукоплескала нашим мальчишкам и девчонкам! Уже по возвращении на Сахалин нам звонили из других немецких городов – Потсдама, Дрездена, предлагали приехать к ним с концертом.  Но мы уже были дома и погрузились в привычные будни. Хотя такое внимание, безусловно, вдохновляет и взрослых и особенно детей.

Праздничные будни

О юных талантах далекого российского острова теперь наслышаны не только в Праге и Берлине, но и в Вене, Токио, Сеуле, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, и других зарубежных и отечественных городах, в которых концертировала школа. В течение года ее ученики участвуют более чем в 60 мероприятиях, не считая маленьких концертов в отделениях.

За три десятилетия школа обросла своими традициями. Например,  1 октября в ее стенах с широким размахом отмечают Международный день музыки, проводят церемонию посвящения в первоклассники. В декабре коллектив готовит новогодний спектакль, педагоги стараются по возможности задействовать в нем не только учеников театрального отделения, но и учащихся других направлений. Многие горожане уже знают, что каждый год здесь ставят новую народную сказку, и приходят на показ. Сценарии утренников повторяются через каждые четыре  года, дети играют «Морозко», «По щучьему велению», «Царевну Лягушку» и «Снегурочку».

– Так сложилось, что для выпускников новогоднее представление – это не просто выход на сцену, возможность показать себя, но и творческий заряд на то, чтобы успешно сдать экзамены, – говорит Панкрашина.– В январе у ребят  уже начинаются первые экзаменационные прослушивания.

Воспитать слушателя

Дополнительное образование в России, да и в Сахалинской области, сегодня переживает подъем. Преподаватели школы искусств отмечают интересные тенденции. Например, в последние годы здесь популярно направление «Раннее эстетическое развитие». Юным сахалинцам начинают прививать любовь к искусству с детского сада. Малышей на таких курсах пробуют сразу в трех направлениях – танцевальном, музыкальном и театральном. Потом  преподаватели дают рекомендации, по какой из трех дорог ребенку лучше шагать дальше. Но связывать свою жизнь с искусством, подчеркивают в школе, нужно исключительно по любви. Если ребенок не заинтересован в занятиях, боится выйти на сцену, заставлять его делать это из-под палки не стоит. Желание маленького ученика здесь играет не меньшую роль, чем способности. Если ребенок при поступлении на театральное отделение немного не дотягивает по параметрам, но открыт для  постижения искусства, педагоги с удовольствием с ним поработают.

Одна из находок современной системы допобразования – так называемые облегченные программы. Если стандартное предпрофессиональное обучение, к которому мы все привыкли еще с Советских времен, рассчитано на 8 лет, то любительский курс – это три года подготовки. В этом случае музыку не обязательно начинать осваивать с 6-7 лет. Можно прийти и позже, когда у подростка созреет желание взять в руки скрипку или гитару, сесть за фортепиано.

– В этом случае мы воспитываем не будущего музыканта, а слушателя – человека, который сможет сыграть простейшие произведения, ему не будет чужд мир искусства. С такими навыками  легче понимать сложные классические произведения, – объясняет директор.

Как отмечено выше, в нынешнем здании детская школа искусств работает последний год. С будущим большим переездом связаны и новые надежды педагогов. Может быть, здесь откроются новые музыкальные отделения, появится хор или возродится художественное направление.  Остается пожелать школе искусств, ее преподавателям  и ученикам творческих успехов и новых побед!

Фото автора и детской школы искусств № 2

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или