Секрет новогодней любви

вторник, 25 декабря 2018, 12:27

Эксклюзивный материал

Автор: Игорь Снегин

Легендарная новогодняя комедия Рязанова вышла на экраны более 40 лет назад. Но до сих пор ее смотрят с интересом

 

43 года назад, или в 1975-м, Эльдар Рязанов снял один из главных своих нетленок –двухсерийный телефильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Зрители впервые увидели ленту по центральному телевидению 1 января 1976 года. И сразу прониклись... Точнее, с этого момента началось ежегодное эпохальное шествие киноленты по новогодним телеканалам, от Курильских островов до Калининграда. Без «Иронии..» не проходит ни один Новый год. Этот вечер без старой ленты – неполный. Как если бы забыли нарядить ёлку или выстрелить шампанским.


Да и ничего нового и равного по калибру почти за полвека так и не сняли. Так что уже нескольким поколениям россиян только и остаётся, как с удовольствием смотреть давнюю сказку, пусть и случившуюся в стране (СССР), которой тоже давно нет. Как нет в реальности Герды, вырвавшей из снежного плена символа холода и жестокости – Снежной королевы – драгоценного Кая. То есть сказки Андерсена живут и побеждают – благодаря силе добра и любви. В фильме Рязанова, возможно, не так всё однозначно, и многое трагикомично (смех сквозь слёзы), а всё равно много света! И много волшебной музыки Таривердиева. И целых восемь неповторимых песен, которые не стареют. Как и сама Примадонна.


Но чем старше становится кинолента, тем больше у неё и противников, особенно на газетно-журнальном рынке. Известные и вовсе безвестные психологи да писатели пытаются анализировать происходящее на советском экране. Причём всё больше в критическом ключе. Мол, и главный герой – советский увалень и лох, привыкший жить за маминой печкой, под маминой же тапкой. И его многострадальная невеста, тоже далеко не первой свежести «принцесса». Плюс случайная разлучница, у которой, правда, тесть свой великовозрастный жених. Но коль звёзды подарили шанс, почему не воспользоваться? Далее идут умные и занудные детали развенчивания героев.


– При этом аналитиками начисто забывается сам жанр комедии, которую на наших экранах после развала Советского Союза больше никто так и не научился ставить! – замечает южносахалинка Виталина Бурмакина, тоже, кстати, психолог. – Мне было шесть лет, когда родители рыдали и смеялись, не отрываясь от экрана. Потом я взрослела вместе с этой кинолентой, но никогда её не смотрела от начала и до конца: каждый год какой-то отрывок падал в память. А уже лет через десять из этих кинолоскутков сложилась чёткая картина лирической драмы, названной комедией. Музыка, грусть и радость, снег и ёлка в огнях. Все эти известные с детства реплики героев – давно уже часть нашего новогоднего ритуала. В современной жизни добро нередко пробивается через боль, зло, ошибки. Иногда слишком много негатива, и я хорошо знаю, о чём говорю (Виталина дослужилась до майора внутренней службы!). Поэтому наивная сказка бывает очень востребована, особенно в такое колдовское время, как Новый год. И если бы не оказалось этой киноленты – образовалась бы некая брешь. Или пришлось бы смотреть совсем уже древнюю «Карнавальную ночь». Так что давай сегодня не будем брызгать ядом и хаять то, что создано давно действительно талантливыми людьми. Тем более что и от Моны Лизы – шедевра Леонардо да Винчи, при желании можно оставить мокрое пятно, разобрав с пристрастием полотно по косточкам. Только зачем? Люди ведь всё равно будут тянуться к прекрасному. Значит, чем-то цепляет, нечто даёт. То, над чем невластно время. Это как магия Египетских пирамид...


Виталина напомнила аксиому: любовь – это когда... Когда она – всегда ВДРУГ. А нечаянное внезапное чувство именно так и выглядит. Наивно, неуклюже, неуместно. Отсюда и замешательство, и часто дурацкое положение людей, близких к героям (Жене и Наде). Зато только любовь меняет, преображает всё вокруг.


Герои ленты за неполные 24 часа в корне меняют свою жизнь. Потому что внезапно родившиеся доверие и близость – да, творят чудеса! Евгения часто обвиняют в «инфантилизме», хотя он готов на крайности: «или – или». Или – брак, или – одиночество.
– Как отмечает известный доктор психологии Дмитрий Леонтьев, реальна ситуация, когда меня интересуют только те отношения, в которых я куда-то продвинусь, получу что-то новое, – напоминает Виталина. – И Евгений готов выбирать: или взаимная любовь, или одиночество. После возвращения из Ленинграда он вдруг заявляет маме: «Да и не надо мне жениться». И это уже решимость (читаем – «уж лучше одному...»).
Любовь с первого взгляда – огонь, прожигающий напрочь. Она ведь для таких, чокнутых, что ли, безбашенных и существует. И только подобная ненормальность способна завораживать. Причём и зрителя!


Неудивительно, что оттеняющие главную парочку (Ипполит и Галя) эти правильные «серые мышки» – вызывают сочувствие, да. Но не высекают из нас искры мощной симпатии! Потому что с ними предсказуемо скучно. Они напрочь лишены талантов делать безумства. Или, другими словами, удивлять. Слишком правильны и трезвы (в суждениях даже когда хмель в голову). Какая скука прожить с такими жизнь! Разве нет?


– Якобы, по современным лекалам, «инфантильные» (то есть, отставшие в развитии, сохранившие в поведении или облике черты предшествующего поколения) Евгений и Надя оказываются способны на главное. То есть нечаянно влюбиться друг в друга. С первого взгляда учуять свою судьбу и пойти ей навстречу. Такое полотно не может не тронуть зрителя, – считает Виталина. – Вероятно, у многих, даже извечных подкаблучников, живёт где-то в подсознании эта тяга к свободе выбора и полёта. Чарующая звенящая «ненормальность», как тяга к звёздам. Когда «за это можно всё отдать». А мгновения жизни (в настоящей любви!) перевешивают годы и годы бытия, но – «без шестых чувств».


Люди, готовые всем рискнуть ради любви, конечно, кажутся чудаками (и ещё какими дураками). Но мы, бескрылые и внешне успешные, ползущие по разлинованным и предсказуемым дорожкам из пункта А в пункт В или С, как же мы им, крылатым, в душе завидуем! И смутно догадываемся о своей ущербности, будь даже сильно финансово не бедными. Не отсюда ли неизлечимая борьба с проституцией, когда хочется окунуться в омут, пойти во все тяжкие, забыться и отвлечься от своей размеренной предсказуемо– удушающей серости?
– Поэтому про них, «не таких, как все», пишут романы и стихи. И лучшие фильмы, драмы-комедии – тоже про них. Людям всегда хочется необычного – сказки, пусть ироничной и несерьёзной, но искромётной, «неможной и невозможной», как писала Цветаева, любви. Извечной, мечтанной. Ведь в потаённых уголках души мы все дети. И очень вольные проказники. Отсюда тоже неувядающая любовь к новогодней «Иронии судьбы...» Пока другую не придумали. В рязановском шедевре, да, много пьют. Потому что хмельные мы часто более настоящие. В рязановской ленте принимаются фантастические решения, а все герои так до конца никогда и не протрезвеют. И немного грустно от того, что в сегодняшнее цинично-практичное время всесилия злата совсем невозможно представить такую историю наяву.


«Ирония судьбы...» – это ещё и новейшая история, кусочек жизни мам и пап современных 25-летних циников. Да, в Советском Союзе было нормой жить с мамой и папой. Отдельную квартиру (кооперативную) купить мог не каждый – как правило, либо шахтёр, либо переселенец с золотых колымских приисков. Квартиры в основном бесплатно выдавало государство. Снимать же, за исключением Москвы, особо было не принято, да и очень накладно.


Вот и Евгений Лукашин до 36 лет не был женат. И вовсе не потому, что у него, как некоторые продвинутые подозревают, неразрешенные эдипальные проблемы с мамой (здесь Виталина напоминает про Эдипов комплекс, берущий начало в древнегреческой легенде об Эдипе, убившем своего настоящего отца и женившегося на матери). Но это не про Лукашина точно. В 1970-х годах не женится он, скорее всего, потому, что тогда многие люди верили: жениться надо раз и навсегда! Тогда считалось постыдным жить в так называемом гражданском браке – это прямо называлось сожительство.


– Опять же, замуж в те годы выходили, как правило, девственницами, – напомнила психолог. – И это, не поверите, считалось нормой. А обратной стороной такого пуританства была завидная способность на красивые безумства – всё ради любви! К таким людям, понятно, нельзя примеряться с современными мерками нравственности, которая приближается к плинтусу...
Фильм, по мнению Виталины, как прививка от иллюзий, то есть, от разочарований.


– «Ирония судьбы...» ничему не учит, а прямо говорит: хочешь быть счастливым сам и чтобы рядом с тобой по жизни шла такая же цельная и не надломленная душа – принимай человека таким, какой он есть. Точка.
Виталина давно поняла, как это просто – быть счастливой...

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или