«Человек, который убил Дон Кихота»: устаревший шедевр Терри Гиллиама

вторник, 25 декабря 2018, 21:23

Эксклюзивный материал

Автор: Сергей Суханов

30 декабря в рамках «Киноклуба» в кинотеатре «Комсомолец» состоится единственный показ фильма Терри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота». Кинообозреватель РИА «Сахалин-Курилы» Сергей Суханов советует посмотреть фильм всем, кто ещё почему-то не знает, чем знаменит престарелый британец.

О чем кино: Режиссер Тобиас Граммет (Адам Драйвер), мучаясь в Испании над очередным рекламным шедевром, в поисках вдохновения отправился в деревню, где 10 лет назад снимал свой дипломный фильм про Дон Кихота. И нашел там исполнителя главной роли — спятившего старого сапожника (Джонатан Прайс), уверовавшего, что он… и есть настоящий Рыцарь печального образа! Старик принял Тоби за своего верного оруженосца Санчо и насильно потащил в опасное путешествие, где реальность трансформируется в фантазию, а правду не отличить от вымысла.

 

 «Человек, который убил Дон Кихота» — это что-то среднее между гиллиамовским же «Королем-рыбаком» ( там, где Робин Уильямс и Джефф Бриджес прячутся от депрессии в выдуманной реальности) и захаровским «Мюнхгаузеном» (в общем-то, про то же). Порочный, запутавшийся и потерявший вдохновение Тоби блуждает по придуманным мирам сумасшедшего Дон Кихота явно по своей воле. И как бы Гиллиам не старался пролить капельку горечи, регулярно напоминая нам, что герой-то несчастен, переживать за него не хочется — у него там великаны и испанское золото, какие тут уж переживания.

На экране в это время творится всё подряд. Дон Кихот и Тоби-Санчо сражаются с великанами, рыцарями, русским олигархом, знакомятся с царями, мусульманами, находят клады и занимаются прочими непотребствами, выдуманными давно сумасшедшим гением.

Беда только в том, что престарелый уже режиссер мог выпустить этот фильм и 29 лет назад и он был бы ровно таким же. Мир изменился, а автор нет. За это время было создано примерно миллион других таких же абсурдных киномиров и многие смотрятся на фоне долгожданной картины американо-британского режиссера намного выгоднее. Двухчасовое полотно о рыцаре печального образа не рассказывает ничего интересного, не открывает заново кинематограф и не войдет ни в один на свете зал славы. Это старомодное, фантазерское попурри из всего Гиллиама сразу. Местами дико смешно, местами хочется выключить экран и сказать: «Дед, ну хватит, мы этот анекдот еще пять лет назад слышали». Но деда все равно любишь за то, что он такой один и другого уже не будет. Поэтому смотреть обязательно надо, только немножко (совсем чуть-чуть) снисходительно. Да и анекдот-то и правда смешной.

В двух словах: неудачный долгострой великого гения. Может и не понравиться, но смотреть надо.

В 1990 году Гиллиам позвонил своему другу, продюсеру Джэйку Эбертсу, с предложением сделать фильм о Дон Кихоте. Услышав в ответ восторженное одобрение, режиссер впервые прочел роман и сделал неутешительный вывод: история странствующего рыцаря абсолютно «неэкранизируема» (unfilmable). Несмотря на это, Терри начал работу над сценарием, а продюсер пообещал найти 20 млн долларов. Но проект заглох.

Второй раз Гиллиам вернулся к фильму в 1997 году, после успеха картины «12 обезьян». Несмотря на сложности с финансированием, в августе 2000 года в Испании съемки начались, но из-за травмы Жана Рошфора (Дон Кихот) и последствий внезапного урагана съемки были приостановлены, а после — проект закрыли, что стоило 15 млн долларов.

В 2006 году режиссер заявил о возобновлении проекта, заверив, что все споры со страховой компанией разрешены. Однако бюджет ленты был сокращен с 32 до 20 млн долларов, а съемки так и не запустили. В 2010 году Терри Гиллиам вновь заговорил о «Дон Кихоте» и рассказал о сценарии, но съемки опять перенесли из-за проблем со спонсорами. В 2014 году художник Д. Уоррен, вдохновленный новыми заявлениями Гиллиама, даже принялся делать новые эскизы фильма, однако продолжение снова не последовало.

Весной 2016 года в Каннах Гиллиам объявил о запуске проекта. Картина должна была стать копродукцией четырех стран — Франции, Португалии, Испании и Бельгии, а дату съемок назначили на октябрь 2016 года. Наконец, в феврале 2017 года съемки были начаты, а в июне режиссер заявил, что через 17 лет он закончил съемки фильма-долгостроя.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или