Сахалинцы не обязаны нырять в прорубь

четверг, 17 января, 11:52

Автор: Евгений Аверин

Священнослужители просят сахалинцев отличать народные традиции от молитв и таинств. Купаться в проруби необязательно.

Церковный праздник Крещения, который каждый год отмечают 19 января, известен даже тем, кто не считает себя верующим и не знает церковных традиций. Ведь накануне этой даты в городах и весях готовят проруби. Поэтому важная для православных дата ассоциируется у многих с купанием в ледяной воде. Многие считают чуть ли не своей обязанностью окунуться, преодолев естественный страх. Практически все набирают освященную воду. И нередко воспринимают эти действия как главные составляющие праздника. На самом деле смысл Крещения гораздо глубже.

Наш корреспондент попросил главу островной епархии Русской православной церкви архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского Тихона рассказать о главном значении праздника и ответить на вопросы, которые возникают у сахалинцев.

Память о чуде

– Владыка, первое, о чем наверняка хотели бы спросить многие, – насколько важно в религиозном плане купание в проруби?

– Для начала – о сути праздника. 19 января Церковь вспоминает Евангельское событие, когда пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. У праздника есть второе название – Богоявление. Оно дано в память о чуде: во время крещения на Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал Христа Сыном. Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус – не только сын человеческий, но и Сын Божий. Тогда Господь своим телом освятил все воды. В нашем понимании вода восприняла великую, божественную и чудодейственную силу.

В память этого события 19 января после утренней церковной службы (Божественной литургии) люди идут к проруби (иордани) крестным ходом. Этой традиции уже много веков. Священник служит молебен, три раза опускает в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. С незапамятных времен после этого все сельчане набирали святую воду и обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов.

Но к учению Церкви это не имеет никакого отношения. Она учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство исповеди. А купание – это просто традиция. У нас она прижилась в последние годы, я считаю ее неплохой, но надо понимать, что погружаться в прорубь совершенно необязательно. Если вы все же решились на купание, то должны делать это разумно, учитывая состояние здоровья, и благоговейно – с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Но и утверждать, что не надо массово идти в прорубь и что это плохое увлечение – тоже нельзя. Для кого-то с купания в проруби начинается путь к вере. Надо только не переусердствовать. Главное – помнить о благоговейном отношении к святыне – крещенской воде.

По традиции, ее хранят год – до следующего праздника Крещения, но у многих она стоит годами и не зацветает. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой. Вода эта имеет силу притягательную и очистительную.

В этом я мог убедиться сам. В 1982 году Господь свел меня с пожилой женщиной в городе Старый Оскол Воронежской области. Когда она была 17-летней девчонкой, в 1932 году ей подарил бутылочку освященной крещенской воды находившийся там в ссылке архиепископ Онуфрий. Его впоследствии причислили к новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Надо понимать, что для него и для нее освящение было сопряжено в те времена с риском. С той поры прошло полвека, а вода была по своим свойствам такой же свежей! Знаете, как женщина радовалась, что была сопричастна такому чуду!

– Вода действительно способна творить чудеса?

– Тут важно понимать, что мы вкладываем в это понятие. В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь и очистил их от греха. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды – это видимый, торжественный церковный чин (порядок проведения. – Авт.), который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Крещенской водой можно умываться, пить ее натощак. Она способна помочь. Но выглядеть и происходить все будет не так, как мы себе представляем. И тут важно настроиться на Крещение. Встать в очередь, когда воду наливают в храме или в иордани, не торопиться и не толкаться. Вести себя соответствующе. Наконец, надо понимать, что сила крещенской воды – не в ее количестве, а в том благоговении, с каким мы пришли за ней на праздник. Можно набрать небольшую пластиковую бутылочку и несколько капель из нее налить в трехлитровую банку с водой. Этого будет достаточно, чтобы вся вода в банке была освящена. Как говорится, капля освящает целое море. Не всегда люди это понимают. Приходят с огромными бадьями. Но за это нельзя осуждать.

Одинаковая сила

– Что посоветуете тем, кто хочет встретить Крещение, не нарушая правил и традиций?

– Желательно быть в храме. Главная особенность богоявленского богослужения, как вы уже поняли, – это освящение воды. Происходит оно два раза: накануне, 18 января, в Крещенский сочельник, – чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой, и второй раз – в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии тем же чином. Вода, освященная накануне, имеет такую же силу, как и освященная в день Богоявления. Если нет возможности присутствовать на службе – можно просто прийти в храм за водой. Если и храма рядом нет – помните, что в праздник Крещения освящается все водное естество, можно умыться водой из того же водопровода или природного источника. Только настрой должен быть соответствующий. Поста 19 января нет. А вот накануне, в Крещенский сочельник, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня – сочиво, которое готовят из крупы, например, пшеницы или риса, меда и изюма.

Невидимая благодать

– Крещение Господне – один из главных православных праздников. А еще есть таинство крещения. Какие нити их связывают?

– Суть таинства более понятна, когда мы знаем второе название праздника – Богоявление. Крещением в водах Иордановых впервые был явлен Бог в трех лицах. И Дух Святой сошел в виде голубя.

Такая же благодать Духа Святого незримо сходит на людей во время обряда крещения.

Многие хотят креститься именно на Богоявление, заранее готовятся к этому событию. Здесь я не вижу ничего плохого, для людей это событие остается одним из ярких в жизни. Другое дело, что не нужно думать, будто крестившийся 19 января становится ближе к Богу. Для Него все дни одинаковы. И людей Он оценивает не по дате принятия таинства.

Хочу сказать, что сам подход к крещению сейчас стал более взвешенным. С батюшкой в храме люди приходят на три огласительные беседы. За это время появляется понимание – готовы ли они к принятию таинства и чего ждут от него. Некоторые осознают, что еще не готовы, не вошли, что называется, в традицию. Но потом приходят снова и принимают крещение. Начинают свой путь к Богу. Перед Ним они после крещения – младенцы, несмотря на свой земной возраст.

Крещение Господне – двунадесятый праздник. К двунадесятым относятся те, которые по содержанию тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы. Они делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери)

Фото из архива редакции

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или