Движемся по спирали

понедельник, 21 января, 09:36

1343

Автор: Игорь Снегин

Для меня, среди океанской волны различных ЧП, ежедневно обрушивающихся на человеческую психику из СМИ, этот страшный случай стал шоком. Некоторое время назад три подростка-восьмиклассника избили учительницу физкультуры. Избили до потери сознания! К счастью, это случилось не на Сахалине и не на Курилах, но и не в Америке, где такое становится нормой, а в приволжской Сызрани.  

 ЧП не районного масштаба

 Нападение на учительницу произошло 10 января отнюдь не из-за обидных замечаний или реакции на скабрёзности, чего и в помине не наблюдалось. Очевидцы рассказали детали вопиющего происшествия. Известный в школе (и округе) гопник сорвал урок, решив выяснить отношения с другим учеником при помощи кулаков. Учительница попыталась пресечь драку, защитив избиваемого. Встала между дерущимися, подняв руки. «Оторвист», окончательно забив на приличия, ударил со всей дури в лицо физрука. Женщина рухнула как подкошенная, потеряв сознание. Эта дикость – удар в лицо на поражение, не остановила беспредел, а только раззадорила падаль, почувствовавшую запах крови. Добивать педагога тут же принялась пара других шакалов в образе молодых людей. Словно выслуживаясь перед своим дворовым лидером, те стали пинать ее ногами...

 Кто-то всё же побежал за завучем, кто-то стал набирать телефоны скорой и полиции. Но многие просто тупо смотрели на поверженную училку, и на подлые удары по беззащитной.

 В итоге педагога госпитализировали в травматологическое отделение местной больницы. У пострадавшей диагностировали закрытую черепно-мозговую травму. Ученик, которого она пыталась оградить от ударов, тоже тут, с подобной черепно-мозговой травмой, сильным ушибом спины и синяками на лице.

 Очевидное-невероятное

 В голове не укладывается, как можно просто замахнуться на свято, а уж тем более избить УЧИТЕЛЯ? С таким кошмаром никогда не приходилось сталкиваться даже в разнузданном кино. Даже в скандально нашумевшем телесериале «Школа» Валерии Гай Германики. Выходит, и в нашей школе пустила корни тля, из которой вырастают такие, пока только сызраньские, уроды? А завтра-послезавтра этот борщевик начнёт разрастаться. Дурные примеры заразительны.

 – Да нет, – успокоила меня дочь давнего друга Даша, десятиклассница одной из южносахалинских школ. – Мы сами в шоке, как вообще подобное могло случиться? Своих педагогов уважаем, в некоторых вообще души не чаем... Что, обсуждали мы в школе это ЧП на внеклассном уроке? Нет, об этом вообще никто и слова не проронил.

 Невольно  воскресил в воображении и  всех своих учителей. А если учесть, что в моём детстве было никак не меньше четырёх школ, то этих женщин окажется  совсем немало. Среди них – любимые, и очень любимые. Но были, были и такие, кто не оставил в сердце особой теплоты. Но и неприязни большой тоже, а уж тем паче –  гнева...

 Представить  «сызранскую драму» в те далёкие годы (да и теперь!) – никакого воображения не хватит. Но нынешнее бытиё тиражирует отмороженные «приветы», и значит, будут последователи и подражатели. Хотя и без них уже не знаешь, куда и как прятаться от разных ужасов-кошмаров, заполонивших эфир и жизнь. Возможно, пора вооружать учителей, кроме банальной указки, чем-то посерьёзнее.

 Сызранский угол

 Размышляя над переменчивым миром, ныряю на несколько часов в Сеть. Решаю побольше узнать про саму Сызрань приволжскую, сопоставимую по населению с нашим Южным. Вижу много знаковых объектов. Начиная с военного вертолётного училища.

И в целом, оказывается, серьёзный промышленный город. Не чета иным сугубо чиновничьим синекурам.

 Есть очень приличная промышленность. Завод «Тяжмаш». Сегодня – это одно из ведущих в РФ предприятий тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения. А еще «Сельмаш», «РосЛада» (отвёрточная сборка), нефтеперерабатывающий завод, ГЭС, швейная и обувная фабрики... Словом, город-труженик, реальный кормилец людей и бюджета.

 Но местные предупреждают приезжих, чтобы были на чеку, особенно на рабочих окраинах Сызрани. Мол, в ночное время там  лучше вообще не дефилировать, не провоцировать местную шпану. Реально можно нарваться на банду или просто скучающих молодчиков. Видимо, наподобие тех, что на уроке поколотили учительницу физкультуры.

 Интересно, что тамошнее городское, равно как и российское общество не заклеймили позором этого упыря. Ничего подобного. Блогеры проглотили событие молча. Не заметили. Другое дело, если бы физрук отправила в нокдаун борзоту, тогда вселенский вой защитников стоял бы знатный. Но все школьные истории, как правило, начинаются с иезуитского издевательства над педагогами. Начиная с пресловутых кнопок в стуле и подловатого хохота поддержки одноклассников. А потом мы удивляемся, откуда в жизни столько приспособленцев, угодников и проходимцев. Всё оттуда, из детства.

Версия сахалинского психолога

 Вчера я позвонил Виталине Бурмакиной, южносахалинскому психологу, у которой самой ребёнок ходит ещё в школу. Поделился сызраньским феноменом, и пока она молчала, перемалывая,   тарахтел о классически всесильных педагогах, имевших богатый опыт и хорошую волю (и нервы).

– Понимаешь, – вдруг прервала меня Виталина, – и многолетний стаж, и уравновешенность учителя – ещё не гарантия, что можно выстоять и не сорваться.  Противостоять психологическому насилию детей-подростков практически невозможно. Если говорить о конкретной ситуации безумства, то можно вспомнить, что в психологии есть такое понятие, как минимальная мозговая дисфункция (ММД). Она диагностируется у 2–25 % детей, то есть иногда может быть и у четверти класса. Представляешь? Но даже самый минимальный процент уже гарантирует каждому классу(!) наличие сложного ребенка. И ведь он часто может стать неформальным лидером, как в Сызранской школе. Подонком, за которым идут, потому что боятся. Причиной возникновения ММД может быть не только патология беременности и родов, заболевания в первые годы жизни, алкоголизм или наркомания  даже одного из родителей. Как ни парадоксально, технический прогресс тоже добавляет проблем. Грубо говоря, сейчас перинатальные центры выхаживают много детей, которые раньше просто не доживали до школьного возраста. Звучит цинично, но будем правде смотреть в глаза. Так вот часть из этих трудных, с определёнными отклонениями деток пытается затем самоутвердиться в школе. Как? А проще всего через хулиганство, срывы уроков. То есть через агрессию, к сожалению.

– Такие, прошу прощения, отморозки, на которых и дома-то давно махнули рукой, мешают заниматься остальным?

– Да ещё как мешают! Сложный ребёнок в классе, с амбициями, плюс переходной возраст – это всегда проблема. Так что бедные наши учителя... Но эти дети не прилетели к нам с Марса. Они наши, земные. Ими тоже нужно заниматься. Другое дело, что если у агрессивного подростка есть поддержка класса, улицы, но нет здорового противовеса со стороны родителей и сильных педагогов, то может случиться непоправимое. Как в той же, повторим, Сызрани. Надо всегда помнить, что дети все прямолинейные, чистые. Им ещё расти и расти до наших взрослых социальных масок. Действительно, мы ведь тоже и в первом, и в пятом классе зачастую прямо говорили то, что думали и только заметно позже, у кого годам к 20-25, а у кого и к 35 начинается постижение искусства «делать правильное социальное лицо». Где надо промолчать – молчим, если кто-то неправ (особенно начальник) – надеваем маску, увы, приспособленца. Это законы бытия. Потому что иначе не выжить…

– Виталина, а может ли сегодняшняя школа ещё и воспитывать, или её задача только готовить к ЕГЭ?

  - Подозреваю, что современная школа не очень горит желанием брать на себя весь комплект воспитательных мер. Но тем не менее она, по своей сути уже является воспитательной институцией. Ребёнок от трёх до восьми часов в день проводит именно в школе, и обучение никогда не проходит без воспитания. Учитель говорит с детьми, учит сидеть, слушать, дышать, вести себя определенным образом. В школе ребятишки  общаются друг с другом. От педагогов зависит, как организуется процесс взаимодействия учеников – от этого во многом зависит развитие их личностей! Если пустят всё на самотёк – ничего путного не получится, и в хороших школах это знают.

– Учитель тоже не всесильный...

– Да, он тоже под постоянным прессингом. От него что-то требуют все, кому не лень. Руководство, родители, а ещё своя семья. В классе 25, а то и 30 человек, и из них трое–пятеро – совсем непростые. Но даже если заводится всего один условный Ваня, который обижает других и не дает заниматься, учитель не знает, что с этим делать. Терпения, таланта, времени и сил хватает, конечно, не у всех, а помочь педагогу зачастую и некому. Существует, да, психология. И лечебная педагогика, дефектология. Но современных преподавателей  этому, как правило, никто не учил. Ну, а читать на эту тему дополнительную литературу, самостоятельно заниматься – просто нет ни сил, ни времени. Так и движемся по спирали…

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или